Обучение школьников проведению общеразвивающих упражнений
Авторы: Серебрянская Ольга Дмитриевна, Забелин Константин Александрович
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 01.12.2016
Статья просмотрена: 628 раз
Библиографическое описание:
Серебрянская, О. Д. Обучение школьников проведению общеразвивающих упражнений / О. Д. Серебрянская, К. А. Забелин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1639/ (дата обращения: 16.11.2024).
Роль общеразвивающих упражнений как средства всестороннего физического развития школьников общеизвестна. Однако не следует забывать и о важном значении этих упражнений для повышения познавательной активности учащихся, для формирования у них умения творчески применять уже освоенный арсенал движений для изучения новых двигательных действий. Не случайно объяснение комплекса утренней гигиенической гимнастики является одним из обязательных требований во всех ступенях комплекса ГТО.
Умение самостоятельно, целенаправленно заниматься общеразвивающими упражнениями целесообразно формировать у школьников начиная с 5-го класса по специально разработанной программе. Какой она должна быть, как осуществлять её в процессе урока физической культуры?
Программа включает 3 этапа обучения.
На I этапе решается задача ознакомления школьников с формой проведения упражнений раздельным способом и формирования умения проводить «на самом себе». Во водной части урока учитель знакомит детей с упражнениями, показывая каждое раздельно. После предварительного инструктирования ученикам предлагается по заранее обусловленному сигналу в установленной последовательности повторять за учителем в коллективной форме все команды и действия. Например, намечается такое упражнение: и. п — основная стойка. 1- упор присев; 2 — упор лежа; 3 — упор присев; 4 — и. п. Соблюдается следующий порядок команд при проведении этого упражнения: «Исходное положение основная стойка- принять!» — «Упор присев — делай раз!» — «Упор лежа — делай два!» — «Упор присев — делай три!» — «Исходное положение — делай четыре!». Обучающиеся в полный голос повторяют и выполняют каждую из команд. После проведения упражнения по разделениям оно повторяется в целом. Занимающиеся по сигналу повторяют за учителем команду «Упражнение начинай!» и, выполняя движения, ведут коллективный подсчёт до команды «Стой!». По такой схеме на каждом занятии проводится 2–3 упражнения комплекса, включённого во вводную часть урока.
Затем даются задания обучающимся самостоятельно повторять проведение отдельных упражнений, выделяя для этого 1,5–2 минуты. Необходимо также предлагать детям домашние задания, связанные с выполнением конкретных упражнений во время утренней гигиенической гимнастики в изучаемой на уроке форме.
Контроль за деятельностью учащихся на этом этапе осуществляется путем наблюдений, опроса, оценки усвоения ими последовательности команд и действий при проведении общеразвивающих упражнений. Проверка с целью определения качества формируемого умения начинается после двух занятий. Особое внимание обращается на умение занимающихся контролировать собственные команды и действия. Для решения задач I этапа при такой форме обучения учащимся 5–11 классов требуется от 3 до 5 занятий.
На IIэтапе решается задача формирования у школьников умения проводить упражнения раздельным способом. Основной прием обучения на этом этапе — проведение учащимися упражнений в парах (один командует, другой командует) по заданию учителя, под его контролем. После разучивания первого упражнения по разделениям учитель поворачивает нечётные и чётные колонны разомкнутого строя лицом друг к другу. Ученики, стоящие, например, в нечётных шеренгах, выступают в роли проводящих упражнение, а их партнеры (из чётных шеренг) — в роли обучаемых.
По сигналу учителя первые одновременно всем составом называют и показывают движения, подают команды и ведут подсчёт, а вторые выполняют их. Затем шеренги меняются ролями. Можно организовать соревнование между шеренгами на лучшее выполнение заданий. Это активизирует, стимулирует деятельность учащихся, повышает качество их работы, делает занятие более эмоциональным. Постепенно задания усложняются, упражнения подбирается различные по форме и содержанию. По мере повышения подготовленности учащихся шире используется комбинированные упражнения, освоенные простые по структуре движения отдельными частями тела. Это позволит ограничить комплекс во водной части 4–5 упражнениями без ущерба решению намеченных задач урока, включая и формируя умения самостоятельно упражняться.
На этой стадии обучения обращается особое внимание на умение учащихся контролировать свои действия в роли проводящих упражнения (название упражнения, показ, подача команд, указания по ходу упражнения).
По мере приобретения школьниками умения руководить проведением упражнений в коллективной форме следует предлагать им самостоятельно проводить упражнения друг с другом в парах. Этот приём требует от учащихся проявления большой самостоятельности, позволяет формировать умение контролировать не только собственные действия, но и действия своих подопечных — подмечать неточности, ошибки и исправлять их, оценивать качество выполнения упражнений.
После показа упражнения учащиеся самостоятельно проводят его в установленной форме в парах. На первых порах такие задания включают простые и знакомые учащихся движения на 4 счёта. Например: и. п. — руки за голову. 1 — выпад влево, руки в стороны; 2 — и. п.; 3 — выпад вправо, руки в стороны; 4 — и. п. Постепенно трудность заданий повышается, подбираются более сложные, комбинированные упражнения на 4–8 счетов. Во водной части урока целесообразно давать 1–2 таких задания, предполагая их после выполнения коллективных заданий в шеренгах.
Контроль и оказание помощи на этом этапе обучения осуществляется путём педагогических наблюдений за ходом выполнения заданий, опроса, текущего разбора и оценки действий учеников в ходе проведения упражнений. После показа упражнения, предлагаемого учащимся для проведения его в парах, учитель инструктирует их о целесообразных способах и характерных особенностях выполнения движений. Это помогает предупреждать возможные ошибки. Так, например, при разучивании приседаний обращается внимание на то, что присед выполняется на носках, пятки вместе, колени врозь. При проведении заданий в указанной форме неизбежно возникает довольно значительный шум. Однако, если каждая пара учащихся строго выполняет свои обязанности, это шум не является помехой в работе. Он свидетельствует лишь о повышенной активности учащихся.
На IIIэтапе обучения решается задача формирования у школьников умения самостоятельно подбирать и проводить общеразвивающие упражнения с подгруппой или всем классом. Работа на этом этапе, по существу, представляет собой специально организованную практику в поведении учащимися различных по форме и содержанию упражнений, в ходе которой указанные умения закрепляются и совершенствуются. Такая форма занятия предусматривает четкое планирование и учёт этой работы при строгом соблюдении принципа индивидуализации в обучении, оказание помощи ученикам и хорошо налаженный контроль за результатами их деятельности.
Учитывая различие программ для юношей и девушек в 10–11 классах, целесообразно разрабатывать разные задания для них. В программу для юношей можно включить, например, упражнения для развития силы и силовой выносливости: и. п. — основная стойка. 1- упор присев; 2 — упор лёжа; 3- упор лёжа на согнутых руках; 4 — упор лёжа; 5 — упор лёжа на согнутых руках; 6 — упор лёжа; 7- упор присев; 8 — и. п. Для девушек подбираются упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, спины, таза, формирующиеся стройность, развивающие гибкость, пластичность. Например: и. п. — упор сидя на пятках с наклоном. 1- упор стоя на правом колене, левую назад; 2 — и. п.; 3 — упор стоя на левом колене, правую назад; 4 — и. п.; 5–6 — сгибая руки и волнообразно прогибая туловище упор лежа на бедрах; 7–8 — волнообразно сгибая туловище и. п.
Такие задания юноши и девушки выполняют одновременно в разных частях зала. Обе группы располагаются в противоположных направлениях, чтобы не отвлекали друг друга.
В дальнейшем тем, кто хорошо и отлично справился с проведением упражнений предложенных учителем, даются задания самостоятельно подобрать упражнения на подгруппе. При этом важно соблюдать принципы постепенности и индивидуализации. Например, одному ученику предлагается подобрать и провести вводное упражнение комплекса, связанное с подтягиванием и глубоким дыханием; другому — упражнение для мышц рук и плечевого пояса преимущественно на силу, которое будет в комплексе вторым по порядку, и т. д. Постепенно отдельным учащимся доверяется подбирать и проводить комплексы из 4–5 упражнений, но только после соответствующего предварительного объяснения задач и содержания предстоящего урока.
Таким образом, в процессе обучения школьников умение проводить общеразвивающие упражнения методические приемы от этапа к этапу постепенно усложняются. В самом начале, когда всё объясняется самим учителем, от учащихся требуется лишь внимание, понимание разбираемого, запоминание предлагаемого и точное следование ему в дальнейшем. Затем следует постепенное привлечение самих учащихся к анализу и поискам более целесообразных действий.
Учитель при этом умело и тактично направляет их деятельность по верному пути.
Предложенная поэтапная форма обучения учащихся умению проводить общеразвивающие упражнения позволяет не только повысить образовательный уровень учебного процесса, но и сделать его более эмоциональным, управляемым, а следовательно, и продуктивным.