Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Урок-игра по теме «Русские народные сказки». Литература. 5-й класс

Методическая копилка: школьное образование
20.11.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Дубинина, Г. А. Урок-игра по теме «Русские народные сказки». Литература. 5-й класс / Г. А. Дубинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 11 (63). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/309/10573.


Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторение основных жанров русских народных сказок (сказки волшебные, бытовые, героико-патриотические).
  2. Закрепление знания содержания изученных сказок («Колобок», «Курочка Ряба», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).
  3. Развитие интереса к изучению фольклора, устному народному творчеству, русской культуре.

Развивающие:

  1. Формирование умения анализировать литературные произведения, выделять главное, сопоставлять сюжеты разных сказок.
  2. Совершенствование навыков выразительного чтения, развития речи учащихся.
  3. Повышение уровня творческих способностей детей путем активного участия в играх и конкурсах.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения к традициям своего народа, гордость за богатое культурное наследие русского народа.
  2. Привитие любви к чтению книг, стремление к самостоятельному поиску новых произведений народного творчества.
  3. Создание условий для формирования нравственных качеств учеников (добро побеждает зло, честность, справедливость).

Организационные этапы:

  1. Подготовка материалов и реквизитов для игры (карточки с заданиями, костюмы героев сказок, атрибуты, мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение).
  2. Организация пространства класса для удобства перемещения команд и зрителей.
  3. Информирование родителей и одноклассников о проведении мероприятия.

Основные задания и виды деятельности:

  1. Викторина : команды отвечают на вопросы учителя о героях, событиях и сюжетах известных сказок. За каждый правильный ответ начисляются баллы.

Вопросы:

— Кто помогал герою победить Кощея Бессмертного?

— Как звали мудрого кота, спасшего царевича?

— Какие предметы использовали герои для победы над чудом-юдом?

  1. Конкурс чтецов : участники читают отрывки из любимых сказок выразительно и эмоционально. Оцениваются дикция, артистизм, понимание текста.
  2. Театральная постановка : инсценировка сцен из знакомых сказок с использованием костюмов и декораций. Ученики сами распределяют роли, репетируют и выступают перед зрителями.
  3. Творческое задание : рисование иллюстраций к любимым эпизодам сказок. Рисунки оцениваются по оригинальности исполнения, аккуратности и соответствию содержанию.
  4. Конкурс «Угадай иллюстрацию»

Учащиеся отгадывают, какая сказка изображена на иллюстрации по словесному описанию и выполняют небольшие задания

«Терем-теремок»

Описание: Иллюстрация показывает домик, построенный животными разных размеров. Внутри домика сидят мышка, лягушка, зайчик, волк и медведь. Каждый персонаж занят своим делом: мышка шьет одежду, лягушка готовит еду, зайчик читает книгу, волк сторожит дверь, а медведь играет на балалайке.

Вопрос-игра: Какое животное первым поселилось в тереме?

«Колобок»

Описание: Изображён кругленький колобок, катящийся по дорожке среди деревьев и кустов. За ним следуют персонажи, которых он обманул: заяц, волк, медведь и хитрая лиса.

Вопрос-игра: Кто последний поймал Колобка?

«Репка»

Описание: Группа персонажей тянет репку: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Все держат друг друга за руки, образуя цепочку.

Вопрос-игра: Сколько всего героев тянули репку вместе?

«По щучьему веленью»

Описание: Емеля сидит на печи, рядом лежит волшебная щука, говорящая человеческим голосом. Вокруг изображены сцены исполнения желаний героя: санки едут сами собой, ведра несут воду самостоятельно, топор рубит дрова сам.

Вопрос-игра: Что сказал Емеля, когда пожелал исполнить первое желание?

«Морозко»

Описание: Девочка Настенька сидит на полене перед костром в зимнем лесу. Рядом старик Мороз с бородой и посохом, улыбаясь смотрит на неё. Над головой девочки парят снежинки, превращающиеся в цветы.

Вопрос-игра: Чем наградил Мороз добрую девушку?

  1. Обобщающая дискуссия : обсуждение итогов игры, награждение победителей грамотами и призами, коллективное фотографирование участников и организаторов.

Ожидаемые результаты урока:

По завершении урока учащиеся смогут:

— свободно ориентироваться в содержании популярных русских народных сказок,

— применять полученные знания на практике (анализ, пересказ, театральные постановки),

— проявлять творческую активность, развивать фантазию и воображение,

— демонстрировать уважение к русской народной культуре и её значимости для современного поколения.

Урок также способствует развитию коммуникативных навыков, способности работать в команде, формировать положительную самооценку благодаря успешному участию в мероприятиях.

Продолжительность занятия составляет примерно два академических часа (80 минут), однако длительность этапов может варьироваться в зависимости от активности ребят и особенностей сценария игры.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза
Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка»
Открытое занятие для детей средней группы «Путешествие по сказкам»
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи с использованием тестопластики
Конспект игрового занятия по развитию речи во второй младшей группе «По следам сказки»
Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок
Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию речи на тему «Путешествие по сказкам»
Квест-игра в старшей группе «Путешествие в тридевятое царство»
Роль русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста
Литературная викторина «Мои любимые сказки» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

Молодой учёный