Фабрика процессов «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»
Автор: Марфенко Елена Васильевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 17.08.2024
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Марфенко, Е. В. Фабрика процессов «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства» / Е. В. Марфенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 84-88. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9376/ (дата обращения: 23.12.2024).
Знакомство с фабрикой процессов «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»
ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства» ГКОУ КК школы-интерната с. Воронцовка — это учебная площадка, на которой производится симуляция реального рабочего процесса, происходящего в ОУ. В рамках обучения на ней, участники отрабатывают инструменты бережливого производства с целью повышения эффективности протекания процессов на уроках ручного труда и изобразительного искусства.
Формат проведения ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства» — групповой обучающий тренинг. В ходе регламентированного временного интервала, участники готовятся к определенному уроку. После окончания работы участникам предлагается осуществить поиск и устранение потерь на каждом из этапов подготовки, произвести оптимизацию данного процесса.
Цели обучения на ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»:
— Сформировать представления о потоке создания ценности и потерях, возникающих в нем;
— Отработать практические навыки использования инструментов и методов бережливого производства;
— Сформировать представление о менеджменте в концепции бережливого производства.
Целевая аудитория ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»: администрация, педагогический персонал школы, обучающиеся 1–4 классов, родительская общественность. Учителя-тренеры ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»: для успешного проведения программы необходим один тренер, один аналитик, обладающий экспертными знаниями по принципам и методам бережливого производства в образовательной организации, имеющий практический опыт реализации проектов по внедрению бережливого производства в учебных учреждениях.
Инструменты и подходы, изучаемые и рассматриваемые на Фабрике процессов «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»
— Картирование потока создания ценности
— Разведение потоков («Спагетти»)
Использование инструментов бережливого процесса на ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»
- После завершения этапа подготовки к уроку, обучающиеся под контролем учителя выявляют проблемы и потери, имеющиеся в процессе. Проводится их обработка и анализ.
- Далее участники определяют меры, необходимые для решения выявленных проблем и устранения потерь.
- Учащиеся под контролем учителя определяют число решенных проблем и устраненных потерь.
- Участники определяют меры по дальнейшему улучшению процесса на следующих уроках, стремясь исключить все проблемы и потери, возникшие в предыдущих раундах.
1. Технический пакет ведущего фабрики процессов
Перед началом обучения, необходимо проверить подготовку рабочих мест в соответствии со следующими позициями:
- Методология проведения ФП;
- Оснащение учебной площадки;
- Схема расстановки рабочих мест.
1.1. Методология проведения фабрики процессов
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап |
Учащиеся подготавливаются к уроку в соответствии с поставленными задачами. Возникшие в процессе работы потери и проблемы фиксируются. Полученные результаты подвергаются анализу с применением. Учитель- тренер помогает обучающимся произвести анализ процесса, помогает выявить взаимосвязи между проблемами. Ученики предлагают улучшения по подготовки к следующим урокам |
Учащиеся подготавливаются к уроку в соответствии с поставленными задачами. В работе применяются предложенные улучшения. Производится регистрация возникающих потерь и проблем. Для анализа процесса, учитель-тренер представляет участникам инструмент: визуальный менеджмент, разведение потоков. Производится выбор проблем, которые необходимо решить в дальнейшем. Проблемы обрабатываются с применением инструментов Бережливого производства. По результатам работы, ученики разрабатывают соответствующие улучшения |
Ученики подготавливаются к уроку в соответствии с поставленными задачами. В работе применяются предложенные улучшения. Улучшения должны обеспечить максимальное выполнение поставленных задач. Полученные результаты анализируются, оценивается эффективность использованных улучшений. Среди предложенных мер выявляются наиболее эффективные. Обсуждению подвергается потенциал использования отработанных инструментов Бережливого производства в условиях проектной работы в организации |
Вводная часть |
Первый этап |
Анализ результатов 1-го этапа |
Подготовка ко 2-му этапу |
Второй этап |
Анализ результатов 2-го этапа |
Подготовка ко 3-му этапу |
Третий этап |
Анализ результатов работы на ФП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Оснащение учебной площадки
1. Интерактивная доска.
2. Столы — 10 мест.
3. Стулья — 10 шт.
4. Доска классная магнитная — 1 шт.
5. Стол учительский — 1 шт.
6. Ноутбук — 1 шт.
7. Проектор — 1 шт.
8. Папки с канцелярскими принадлежностями учащихся
9. Коробы для принадлежностей
1.3. Схема расстановки рабочих мест
2. Сценарий проведения фабрики процессов «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства»
2.1. Роли участников
|
|
2.2. Инструкция для участников
Учитель-тренер проводит инструктаж, проверяет знания обучающихся, направляет деятельность обучающихся.
Учитель-аналитик проводит анализ результатов на этапах, анализ потерь и проблем, эффекта от внедрения улучшений, помогает выработке улучшений (решений).
Хронометражист должен замерить процессы.
Участники процесса должны выполнить подготовку к уроку, сотрудничать с учителем-аналитиком и предлагать варианты улучшений.
2.3. Сценарий по подготовки к уроку
- Учитель-тренер сообщает, что нужно подготовить к уроку, определяет цель, темп, проводит инструктаж по технике безопасности.
- Участники процесса подготавливаются к уроку используя свои папки с канцелярскими принадлежностями.
- «Хронометражист» следит за часами, периодически сообщая оставшееся время.
- Участники процесса анализируют вместе с Учителем-аналитиком потраченное время на подготовку к уроку, предлагают решения проблем.
- Учитель-аналитик проводит анализ потерь и проблем, эффекта от внедрения улучшений, помогает выработке улучшений (решений).Проводит анализ потерь. Рассматривает инвариантность решения проблем, возникших в процессе работы.
- Участники процесса выполняют подготовку к уроку с предложенными вариантами решения проблем.
- Учитель-тренер подводит итог урока, осуществляя обратную связь с участниками процесса.
Визуальный менеджмент
«Спагетти» на начало процесса
«Спагетти» на окончание процесса
Коробы для принадлежностей
ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства» позволяет справиться со следующими рисками и проблемами:
Ключевой риск: нерациональная трата времени в процессе организации учебного процесса.
Проблемы:
— потеря времени на подготовку к уроку.
— столпотворение возле шкафа с принадлежностями.
— отсутствие определенного и зафиксированного места расположения принадлежностей.
— бессистемное хранение принадлежностей.
— нет бережного отношения к принадлежностям
ФП «Подготовка к урокам ручного труда и изобразительного искусства» эта учебная площадка помогает повышению эффективности протекания процессов на уроках ручного труда и изобразительного искусства.