Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Первушкина, Е. А. Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС / Е. А. Первушкина, Д. С. Комиссаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 177-181. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38804/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, информатика и ИКТ

В концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». В связи с этим, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [4].

Предъявляемые ФГОС, требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС должен обеспечивать формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и другие нормативные документы предъявляют высокие требования к образовательным результатам, и в частности к результатам освоения основной образовательной программы. ИКТ-компетентность в соответствии с ФГОС ООО отнесена к метапредметным умениям. Это означает, что значимость ИКТ-компетентности рассматривается в ряду таких умений как чтение и письмо, и формируется на всех предметах школьного курса, а не только в разделе курса «Информатика и ИКТ» [2].

Урок как один из компонентов системы обучения представляет собой взаимосвязанную совокупность элементов: цели обучения, принципы отбора содержания, методы, формы и средства обучения. Современный урок информатики, как правило, состоит из двух частей: теоретической и практической. Проектировать урок в соответствии с новыми целями ФГОС помогает конструктор урока. Проект «Развивающий конструктор «Думаем вместе»» был разработан в рамках российско-финского проекта «Создаем и используем вместе». Руководство проекта — Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Северо-западное агентство международных программ, Национальное управление образования Финляндии и Финниш Консалтгрупп. Конструкторы размещены на сайте кафедры инновационных образовательных технологий.

Таблица 1

Методический конструктор сдидактическими приемами триз-педагогики (А. Гин)

Название УУД

Приемы

Личностные УД и его виды…

Удивляй

Метод 360

Идеальное Д/З

Лингвистическая карта

Панель

Два кольца

Остановка

Регулятивные УД и его виды…

Листы самоконтроля и самооценки

Система КР

Рефлексивное сочинение

Карточка-ловушка

Вопрос-ответ

Оценочное окно

Идеальный план

Познавательные УД и его виды…

Тетрадь открытий

Смысловое свертывание

Ромашка Блума

Фиш-боум

Карусель

Мозговой штурм

Моделирование

Коммуникативные УД и его виды…

Учебный диалог

Дискуссия

6 шляп мышления

Аргумент

Если бы

Конструктор вопросов

Таймер

Таблица 2

Методический конструктор сдидактическими приемами технологии развития критического мышления через письмо ичтение (тркчм). Разработчики конструктора: ХаритоноваА.Г., ПивненкоО.А., ШрамкоО.В., РадченкоА.Ю.

Этапы технологии

Приемы

I стадия (фаза) Вызов

ключевые термины

верные и неверные утверждения

«концептуальное колесо»

групповая дискуссия

перепутанные логические цепочки

мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы

систематизация материала (графическая): кластеры, концептуальные таблицы («инсерт», «З-Х-У (Знаю-Хочу знать — Узнал)»

II стадия Осмысление информации

«фишбоун»; ранжирование

взаимоопрос

«мозговой штурм»

чтение с остановками и вопросы Блума

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Концептуальные таблицы («инсерт», таблица «З-Х-У» («Знаю — Хочу знать — Узнал»)

III стадия Рефлексия

Заполнение кластеров, концептуальных таблиц; ответы на поставленные вопросы

исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

установление причинно-следственных связей между блоками информации

организация устных и письменных круглых столов

возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

написание творческих работ (эссе, синквейнов, стратегии «рафт» и т. д.)

организация различных видов дискуссий

Конструктор создается отдельно по каждому УУД со всеми его видами. Он очень удобен в использовании, позволяет быстро, качественно и осознанно готовиться к уроку, продумывать ход урока и ожидаемые результаты в плане метапредметности. При наложении двух конструкторов друг на друга создается урок, который остается наполнить только предметным содержанием. Таким образом, мы достигаем результата обучения в школе — «умение учиться», т. е. формируем общеучебные навыки и способности к самоорганизации своей деятельности, позволяющие решать различные учебные задачи.

Современный УМК с учетом требований ФГОС должен включать электронные образовательные ресурсы. Использование современных средств ИКТ позволяет разнообразить формы проведения уроков. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы — Портфолио.

Технологическая карта урока — форма технологической документации, в которой описан образовательный процесс, указаны формы, методы и приемы работы, этапы урока, цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта позволяет спланировать каждый этап деятельности и дает максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату.

Таблица 3

Структура технологической карты идеятельность участников образовательного процесса

Этапы урока

Время

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР иЭОР

Организационный момент

1

Поприветствовать учащихся, перекличка

Подготавливают рабочее место

Для учителя: Актуализация знаний и объявление темы занятия.

Для учащегося: Первичная самооценка

2

Организует работу в парах. У каждого на столах карточки с фразами. Из них нужно выбрать наиболее существенные фразы, отвечающие на вопрос: Почему в последнее время часто, проверяя знания, прибегают к тестам?

Учащиеся, обсуждая задание, приходят к выводу, что тесты — это наиболее удобный и быстрый способ проверки. Соответственно им придется составлять тест для соседа. УУД: Личностное: определять потребности в освоении и понимании учебной темы

Презентация№ 1 «Почему в последнее время часто, проверяя знания, прибегают к тестам?». Создание тестов в среде MS Power Point. Тестирование в MS PowerPoint

С позиции учителя: Повторение изученного материала.

С позиции учащегося: Работа с учебно-научным текстом

8

Оказывает помощь, отвечает на вопросы

Анализируют материал предыдущих уроков и выбирают необходимую информацию для создания теста в PowerPoint. УУД: Регулятивное: контроль в форме сличения определения понятия с заданным эталоном Познавательное: умение осуществлять смысловое чтение. Логическое: подведение под понятие

Презентация№ 2

«Мозговой штурм». Информатика. Тема: «MS PowerPoint» — Пройти онлайн тест

С позиции учителя: Изучение нового, формирование новых умений. Игровой прием составь текст».

Для учащегося: Задание с самопроверкой

20

Раздает карточки, из которым нужно составить инструкцию. Организует беседу по проверки правильности составления инструкции.

Получают карточки, из которым нужно составить инструкцию. Выполняя задание, составляют для себя алгоритм работы по составлению теста. Выполнение инструкции (создание теста) — индивидуально на ПК. УУД. Регулятивное: саморегуляция как способность к преодолению затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели)

Презентация№ 3

«Инструкция по составлению теста». Файл с материалом к тестам. (заранее подготовленные вопросы и ответы).

С позиции учителя: Закрепление, систематизация, применение.

Для учащегося: Взаимооценка

5

Учащимся предлагается поменяться местами и выполнить тест соседа. По итогам теста учащиеся получают оценку.

Учащиеся выполняют тест соседа. УУД. Регулятивное: сравнительная оценка результатов деятельности; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в индивидуальный план

Тест созданный в MS PowerPoint

Выбор домашнего задания

2

Учащимся предлагается выбрать тему и составить тест, не более 10 вопросов.

Составляют тест на любую другую тему, не более 10 вопросов.

С позиции учителя: Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Для учащегося: Повторная самооценка

7

Анализ урока: удалось достичь цели? выполнены задачи? какие трудности возникли? удалось ли их преодолеть? почему не получилось?

Учащиеся заполняют анкету и составляют синквейн. УУД. Регулятивное: внесение необходимых корректив

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие, применяет разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе [1].

На уроке учителем задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки: добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи; специально планирует коммуникативные задачи урока; применяет и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.). Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной [3].

Структура современного урока:

  1. Организационный момент: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Решение учебной задачи.
  6. Усвоение новых знаний.
  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Обобщение и систематизация знаний.
  10. Контроль и самопроверка знаний.
  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку [2].

Литература:

  1. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред [Текст] / В. В. Гура. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. — 320 с.
  2. Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5–6, 7–9 классы. / М. Н. Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на официальном сайте Министерства Образования и Науки РФ [Электронный ресурс], URL-доступ: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/.
  4. Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся [Электронный ресурс], URL-доступ: http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2234_1.doc.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, позиция учителя, УДЫ, урок, домашнее задание, образовательный процесс, основное общее образование, тест, технологическая карта, учебный материал, учебный процесс.


Ключевые слова

ФГОС, информатика и ИКТ

Похожие статьи

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике

В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...

Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе

В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения

В статье авторы пытаются раскрыть применение системно-деятельностного подхода в свете перехода на ФГОС третьего поколения.

Похожие статьи

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике

В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...

Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе

В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения

В статье авторы пытаются раскрыть применение системно-деятельностного подхода в свете перехода на ФГОС третьего поколения.

Задать вопрос