Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 814 раз

Библиографическое описание:

Мерцалова, О. Д. Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников / О. Д. Мерцалова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 152-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9107/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения ученик в начальной школе за четыре года должен не только достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться — стать «профессиональным учеником». Поэтому в настоящее время в рамках ФГОС НОО наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П. П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П. П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый- педагог С. Т. Шацкий, который считал, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

Метод проектов –это интерактивный метод современного обучения.Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих и самостоятельных по своей сути.

Существуют различные классификации проектов.

По доминирующему методу или виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные

По содержанию: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).

По месту проведения: урочные, внеурочные.

По продолжительности: минипроекты (1 урок или менее), краткосрочные (4–6 уроков), средней продолжительности.

Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:

Постановка проблемы.

Проектирование (планирование).

Поиск информации.

Продукт.

Презентация.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

При организации проектной деятельности существенно меняется позиция учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в координатора, консультанта, эксперта и организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Коренным образом меняется и деятельность учащихся. В ходе выполнения проектных заданий они оказываются вовлечены в активный, творческий процесс познания на основе педагогики сотрудничества.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть видеофильм, газета, коллекция, модель, плакат, публикация, книга, викторина, панно и т. д.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие у учащихся презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.


 

Таблица 1

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап

1). Погружение в проект

Цель подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

— определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

— создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2). Планирование деятельности

Цель пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

— определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

— установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

— распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые

специфические умения и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

II этап

1). Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель разработка проекта.

Задачи:

— самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

— промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

2). Оформление результатов

Цель структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

— анализ и синтез данных;

— формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

III этап

1). Презентация результатов

Цель демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

— подготовка презентационных материалов;

— подготовка публичного выступления;

— презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т. е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

2). Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

— коллективное обсуждение результатов проекта;

— самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

 

 


Эффективность метода проектов очевидна. В проектной деятельности учащиеся познают приёмы исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свою позицию. У школьников воспитываются такие качества, как креативность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Метод проектов много даёт и учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап взаимодействия и сотрудничества с учащимися.

При помощи проектов можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения увлекательным, интересным и эффективным.

 

Литература:

 

  1.      Землянская Е. Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособие «Управление начальной школой», Москва, 2007)
  2.      Е. Н. Землянская. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 9–2005 г.
  3.      Проектная деятельность в учебном процессе. О. В. Брыкова, Т. В. Громова — М.: Чистые пруды, 2006.
  4.      Бордовская С. В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  5.      http://pedsovet.ORG.ru
  6.      http://www.1september.ru
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, учащийся, проект, группа, задача, метод проектов, процесс, умение, этап работы, начальная школа.

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка

Методика CLIL как инструмент повышения успеваемости учащихся

Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Метод проектов как один из способов формирования и развития социальной активности учащихся

Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей

Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся

Организация интегрированного подхода в обучении младших школьников

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка

Методика CLIL как инструмент повышения успеваемости учащихся

Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Метод проектов как один из способов формирования и развития социальной активности учащихся

Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей

Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся

Организация интегрированного подхода в обучении младших школьников