Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Журналистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 1867 раз

Библиографическое описание:

Демидова, Т. В. Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах / Т. В. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1622/ (дата обращения: 19.11.2024).



Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Андерсен Сёрен Сергеевич, учащийся 5 класса

Научный руководитель: Олонцева Людмила Николаевна,

педагог дополнительного образования высшей категории, преподаватель

дисциплины «Дизайн», ДШИ им. Е. Д. Поленовой (г. Хотьково)

В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск новых форм обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности обучающихся.

Среди разнообразных форм обучения особое внимание уделяется проектной (проективной) деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические и организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентную способность будущего специалиста.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

В настоящее время не существует однозначного толкования понятия «проект». Так, под проектом понимается:

1. форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер

деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

2. дидактическое средство, метод активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств;

3. конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера.

С учетом психовозрастных особенностей школьников Т.Смыковская, А. В. Хуторской и Е. С. Евдокимова, имея близкую точку зрения, понимают под проектом такую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Е. С. Евдокимова утверждает, что в поле школьного образования, — это комплексная деятельность детей, которые с помощью взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

Деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру содержание которой, составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и его результат.

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановку проблемы, сбор и обработку информации, проведение исследования, анализ полученных результатов). Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления. А также объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает их к конкретным жизненно важным проблемам.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

— повышение мотивации обучающихся при решении задач;

— развитие творческих способностей;

— развитие умения планировать и действовать в соответствии с планом;

— смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

— формирование чувства ответственности;

— создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.

Проектная деятельность рассматривается, исходя из разных её классификаций. Первая классификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов свою классификацию представляют через следующие основания: по видам проектной деятельности, по виду целевой установки, по уровню интеграции учебного материала, по объему учебного материала и времени его проработки, по длительности проекта, по уровню сложности заданий проекта, по форме организации, по способам выполнения и завершения, по степени реализации, по уровню усвоения и т. д. И. А. Колесникова и М. П. Горчакова-Сибирская к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по степени новизны.

Наибольшую популярность в современном образовании получили межпредметные, практико — ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности.

Проектная деятельность имеет свою цель и исходящие из неё задачи.

Целью проектной деятельности является реализация проектного замысла. В ходе проектной деятельности происходит понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачами проектной деятельности являются:

  1. Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов

(обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и

правильно её использовать);

  1. Развитие умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  2. Развитие умения составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  3. Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Перед началом выполнения проекта необходимо провести подготовительную работу:

— Ориентировать и мотивировать обучающихся на проектную деятельность; Дать им время на выбор темы проекта. Можно привлечь детей, имеющих опыт проектной деятельности;

— Обсудить выбранную тему, план работы, время исполнения, конечный результат проекта и критерии его оценки;

— В том случае, если проект групповой, чётко ориентировать обучающихся на внесение вклада каждого в выполнение проекта и на то, что каждый участник проекта получит индивидуальную оценку;

— Ориентировать на обязательную презентацию результатов работы по проекту в той или иной форме.

Проектная деятельность должна включать всебя:

— выявление и анализ проблемы;

— поиск и обработку информации, её анализ и синтез и следование выводов;

— постановку цели и задач;

— планирование деятельности по созданию собственно продукта как результата проектной деятельности;

— выбор методов и средств достижения цели и задач;

— создание собственно продукта как результата проектной деятельности;

— оценку и презентацию проекта.

Принципами организации проектной деятельности являются:

— Принцип посильности. Проектная деятельность требует большой самостоятельности обучающегося. Поэтому необходимо ориентировать ученика на выбор проекта по силам.

— Принцип создания всех необходимых условий для успешного выполнения проекта обучающимся.

Образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Проектная деятельность в последние годы получила широкое распространение в системе отечественного школьного образования, доказав свою неоспоримую эффективность. Она является эффективной формой организации образовательного процесса, поскольку способствует развитию целеустремлённости и самостоятельности обучащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ученик самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс. Он самостоятельно формулирует учебную проблему; осуществляет сбор необходимой информации; планирует варианты решения проблемы; делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Высокая эффективность проектной деятельности объясняется наличием в ней ключевого признака — самостоятельности выбора темы проекта, а также осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения наилучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. Кроме того результатом проектной деятельности оказывается не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетенций, обеспечивающих успех практической деятельности. Налицо, реализация связи обучения с жизнью. Проектная деятельность воспринимается учеником как увлекательная деятельность, основанная на личном опыте и имеющая практическую направленность.

При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.

А теперь рассмотрим организацию проектной деятельности на примере изучения дисциплины «Дизайн».

Буквальный перевод слова «дизайн» с английского на русский «план», «рисунок», «чертёж». Дизайн — это вид проектно-художественной деятельности. Сами дизайнеры так говорят об этой деятельности: «Дизайн — это универсальная проектная деятельность, в орбиту которой входят и промышленные изделия, и мебель, и текстиль, и одежда и объекты графического дизайна, и малая архитектура, и транспорт». Во всех этих предметах обнаруживаются общие стилистические закономерности, общие соотношения материала, технологии и формы, общая проектная направленность.

Дизайнер — это человек, занимающийся дизайном. Дизайнер— это прежде всего художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью вразных отраслях. Основной метод его мышления — это поиск эстетически осмысленных, оригинальных, остроумных решений на основе минимальных материальных затрат и минимального экономного вмешательства. Дизайнер — это универсал. Он видит общую организацию формы в вещах.

Так как вид и функциональность окружающей нас обстановки — это немаловажная часть современной человеческой жизни,.профессия «дизайнер» на сегодняшний день стала одной из самых востребованных профессий.

Теоретическое и практическое знакомство с профессией и основными видами дизайна происходит в студии «Дизайн» на базе ДШИ им. Е. Д. Поленовой. Целью дисциплины «Дизайн» является умение реализовывать себя в социально-проектной деятельности. Задачами дисциплины являются обретение обучающимися знаний в области дизайна и истории его развития, изучение современного дизайна, приобретение практических навыков в области дизайна.

Так как же мы используем проектную деятельность непосредственно применительно к дисциплине «Дизайн»?

Проектная деятельность обязательно присутствует в Календарном планировании по дисциплине «Дизайн». У меня на неё отводится 180 часов в год. Курс дисциплины «Дизайн» расчитан на четыре учебных года. Проектная деятельность начинается со второго учебного года. В основном мы берём проекты индивидуальной формы, по продолжительности — среднесрочные, расчитанные на одну учебную четверть, по содержанию — межпредметные, по уровню усвоения.- уровень применения. Перед каждым проектом я провожу подготовительную работу, нацеленную на ориентирование и мотивирование обучающихся на выбор проекта по силам и интересам и планирование всех действий, связанных с предстоящей проектной деятельностью. Я создаю все необходимые условия для успешного выполнения проекта обучающимся, начиная от мотивации обучающихся и заканчивая предоставлением нужных пособий, материалов и технологий.

Во время учебного проекта я веду открытую координацию проекта, ненавязчиво направляя работу детей, организуя в случае необходимости отдельные этапы их деятельности. Саму проектную деятельность провожу последовательно по этапам, приведённым выше в теоретической части статьи. Сначала мы выявляем и анализируем с каждым обучающимся возникшую проблему, находим по ней информацию в мире дизайна, обрабатываем и анализируем её. Исходя из проблемы ставим цели и задачи проекта. Планируем проектную деятельность, выбираем методы и средства достижения цели. Я использую следующие методы: метод рассказа, метод беседы, метод объяснения конкретного материала, наглядный, практический метод, с включением компьютерных технологий. Создаём дизайнерский продукт, как результат проектной деятельности. Оценка проекта происходит сразу же после его завершения. Презентация происходит в публичном порядке на творческих городских и региональных выставках. А также на итоговом просмотре в ДШИ им Е. Д. Поленовой в конце учебного года.

Проектную деятельность мы рассмотрим непосредственно на примере четырёх проектов обучающегося студии «Дизайн» ДШИ им. Е. Д. Поленовой Сёрена Андерсена, добившегося высоких результатов в проектной деятельности в 2018–2019 уч. году по дисциплине «Дизайн». Далее в статье он сам рассказывает о своих проектах.

«Меня зовут Сёрен Андерсен. Сейчас мне 12 лет и я уже определился со своей будущей профессией. Я хочу стать производственным дизайнером, то есть создавать художественно-промышленные прототипы уникальных дизайнерских вещей. Мне нравится делать мир красивее и функциональнее. Я постоянно пробую себя в разных видах дизайна.

В 2018–2019 уч. году я последовательно работал над 4 проектами. Каждый из которых по времени занял примерно одну учебную четверть. Мои проекты были разной дизайнерской направленности.

Первый проект относился к арт-объектам. Его название «Стремление вверх». Это макет Стелы. Яркий и современный, с ночной подсветкой. Предназначенный для городской парковой среды. Я долго вынашивал эту идею. Идею создания живой иллюстрации подвига людей –первооткрывателей: философов, учёных, изобретателей. Сначала я ещё раз ознакомился с научной литературой, выбрав имена философов, учёных и изобретателей, исходя из принципов важности и первостепенности открытия. Потом, поймав в воображении образ Стелы, я сделал её набросок на бумаге. Я представил и нарисовал разноцветные глыбы-книги, размещённые друг на

19. 27. 3.png 27 27 27.png

друге под углом 90 градусов на стержне и фундаменте. Имена учёных, философов и изобретателей представил, как на книгах, так и на фундаменте проекта. Три фигуры, взбирающиеся по книгам, символизируют поиск пути, труд подъёма и идейный прорыв. Главная мысль проекта, на мой взгляд — это призыв к современному и будущему поколениям: «Не бойтесь неизведанного: открывайте неоткрытое!», «Не останавливайтесь на полпути», «Совершайте прорыв в новую эру! ведь «Только Вам решать: «Быть этому или НЕ Быть». По моему замыслу, Стела как бы вступает в эмоциональный диалог со зрителем. «А Ты?» — спрашивает она. — «Что можешь сделать Ты для людей?» «Смотри: последняя книга пуста. Она — твоя!» Как новая традиция: посещение учащимися школ Стелы на Первый и Последний звонок. Проект, как я считаю, представляет эстетическую, философскую, научно-познавательную, воспитательную, общечеловеческую и туристическую ценности. Потом я работал над реализацией проекта в материале, используя картон, бумагу, металл, заместитель кожи и меламиновую губку. Кроме того я произвёл расчёты реальных габаритов Стелы и подобрал для неё реальные материалы. Макет проекта занял 1 место на фестивале «Юные таланты Московия» в 2018 году. (Буквально недавно, в мае месяце, я сделал этот проект в 3D на компьютере, используя программу Sweet Home 3D.)

В новой учебной четверти я занялся новым проектом, связанным с дизайном одежды. Мой проект назывался «Многоликая осень». Целью проекта было создание коллекции одежды в стиле экстравагантной классики. Это было очень интересно, потому что я никогда не занимался моделированием одежды ранее. Задумка появилась спонтанно. Всё началось с желания иметь брутальную сумку-сундук, а к нему и брутальное кожаное пальто. Так появился эскиз к пальто из кожи и замкожи «Чёрная мамба». А потом и эскиз к пальто «Россия». Девочки, посещающие Студию дизайна тоже захотели для себя верхнюю осеннюю одежду. Так появились эскизы пальто «Бабочка», «Мальвина», «Нежность» и эскиз комплекта «Бордо». А потом и сама Коллекция.

В Коллекции каждая вещь предназначена под разное осеннее настроение. Есть вещи для бабьего лета («Бордо», «Бабочка»), есть, расчитанные на ещё тёплую, местами солнечную октябрьскую погоду (пальто «Нежность»), а также на конец осени: хмурый, холодный ноябрь (пальто «Россия» и «Чёрная мамба»). Именно потому, что осень разнохарактерная, я и назвал свою Коллекция одежды «Многоликая осень». Она расчитана на детей моего возраста — подросткового. Я считаю, что тинейджер должен иметь вкус к одежде. Классика для подростка кажется скучной. А экстравагантный стиль смотрится на подростке, как я считаю, слишком вызывающе. Поэтому я и придумал новый стиль одежды для тинейджеров — экстравагантная классика. Не скучно и со вкусом! Коллекция демонстрировалась в музее-заповеднике «Абрамцево», показывалась на сцене КДЦ «Елизаветы Мамонтовой», была представлена знаменитому модельеру В. Зайцеву, а также о ней было напечатано в ноябрьском номере газеты Подмосковья. (Статья «Подшить в личное дело», от 7 ноября 2018 г., стр. 12).

В ходе работы над проектом я понял, что дизайнер-модельер должен быть, по большому счёту, ещё и художником и обладать отличным художественным вкусом. Я принял участие во всех стадиях этого дизайнерского проекта: делал эскизы и выкройки, наблюдал за кроем и пошивом одежды. Этот проект был сложным и в то же время очень интересным. К тому же, моя работа не прошла даром. Девочкам понравилась моя одежда и они хотели бы её носить в повседневной жизни. А ещё я понял что учиться надо только у профессионалов, таких как Вячеслав Зайцев. Я сохраню на всю жизнь данный мне им автограф.

Третий проект назывался «Город будущего». Это был творческий проект. Здесь я фантазировал на тему экологичного, самодостаточного города, с автономной энергетической системой.

Фото проектов\i (20).jpg

Я придумал часть небольшого города, состоящего из ярких, разноцветных многоэтажных зданий. На крыше которых установлены огромные солнечные батареи. Также солнечные батареи могут крепиться к торцовым сторонам зданий. Вся энергия, аккомулируемая солнечными батареями, передаётся на вышку, расположенную посередине города. Эта вышка не только является посадочным местом для лёгкого воздушного транспорта, но и заряжает его. Внутри вышки находится дорога, ведущая вверх и вниз, по которой на воздушной подушке перемещаются персональные машины будущего — ё-мобили, также получающие питание от вышки. Думаю, что такой город имеет право на своё существование. Необходимы только правильные математические расчёты мощностей солнечных батарей и системы подачи электроэнергии. Этот проект был для меня полётом дизайнерской мысли. В сентябре месяце этого года я хочу подать заявку на обучение в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи). Там я и хочу представить этот проект.

И наконец, мой четвёртый проект связан с Межрегиональным творческим конкурсом, проходящим в рамках празднования 90-летия Московской области и 80-летия Московской Центральной Художественной школы при Российской Академии художеств. Проект называется «Я рисую Подмосковье». Он посвящён истории и наследию нашей страны. Более 25000 участников. Я послал на Конкурс архитектурный проект, выполненный в программе Sweet Home 3D, предложив украсить им ландшафт Подмосковья.

Фото проектов\лучшие фото для проектов\фото для Пчельника\мёд дом 2.png 27 27 07 27.jpg

Фото проектов\лучшие фото для проектов\фото для Пчельника\мёд дом 2.png 27 7 02.jpg

Это яркий шестигранный домик Пчельника с необычным интерьером и экстерьером. Его образ, думаю, быстро станет узнаваемым и любимым. Форма сот была положена в основу ахитектурного строения. Это своеобразный кафе-магазинчик — франшиза «Домик весёлого пчельника», торгующий мёдом и продуктами пчеловодства Подмосковья. Прототип промышленного образца. Образ Пчельника обозначен на входной двери. Его девиз: «Заходи ш-ш-шмелее!» Ведь в запасе у Пчельника для посетителей всегда найдутся весёлые истории и чашечка чая с вкусным мёдом и т. п. Образы весёлого пчельника и всеми любимого мишки-сластёны, думаю, будут интересны детям разного возраста. Так как роль пчелы в природе трудно переоценить, предлагаю осуществлять на территории домика не только продажу медовой продукции, но и различные познавательные и развлекательные программы о жизни пчёл, шмелей, их влияния на природу и т. п. Это будет, действительно, Вкусный Проект в нашей жизни!!! Я подсчитал также размеры необходимой территории, а также определился с материалами для интерьера и экстерьера домика и прилегающей территории. Проект «Домик весёлого пчельника» занял второе место на Конкурсе «Я рисую Подмосковье в номинации Монументально-декаративное искусство, арт-объект, возрастная группа 11–13 лет. Проект войдёт в финальный каталог лучших работ и будет представлен на финальном открытии Выставки 27 сентября 2019 г. в Москве.

В заключении, хочу сказать, что мне очень нравится заниматься в студии «Дизайн» у такого мощного, ориентированного на результат педагога. Особенно мне нравится заниматься проектной деятельностью. Так я пробую свои силы в своей будущей профессии. Понимаю, где мне ещё предстоит поработать над собой, так как проектная деятельность — это основная часть работы дизайнера».

Как мы видим, действительно, проектная деятельность является эффективной формой организации образовательного процесса, так как интересна для обучающегося, способна его высоко мотивировать и самоактуализировать, а также приводить к прекрасным практическим результатам. Дисциплина «Дизайн» не является здесь исключением. Так как дизайн — это вид проектно-художественной деятельности, проектная деятельность должна быть в обязательном порядке запланирована в календарном планировании преподавателя дисциплины «Дизайн» и последовательно осуществлена на занятиях.

Библиография:

1. Базилевский А. А. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна (Влияние технологии на морфологию промышленных изделий). Автореф. канд. иск. М., 2006. — 26 с.

2. Бытачевская Т. Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. Ставрополь — М.: 2004. — 236 с.

3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.

4. Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб.пос. М.: Архитектура — С, 2004. — 232 с.1

5. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. Илл. слов. — справ. Под общей ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко. М.: Архитектура — С, 2004. — 288 с.

6. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с 20–24

7. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 1997.

8. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.

9. Мягченкова Л.Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования // Дошкольное воспитание, 2003, № 6, с 39–44.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

11. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с.

12. Российская педагогическая энциклопедия, том 1, с. 567//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/23.php

13. Рыжова Н. А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический прект. –М.: Карапуз-Дидактика, 2007.-с.272

14. Смыковская Т. Метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий // Детский сад от А до Я, № 2, 2010, с. 109–116.

15. Терехова Г. В. От проекта к культуре проектирования// http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html

16. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пос. для учителя. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

17. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998 № 3

18. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства // http://yandex.ru/yandsearch?text=38. %09 %D0 %AD %D0 %BB %D0 %

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, СМИ, издание, коммуникативная функция, Советский Союз, REN, советская власть, советский человек, специальное образование, экономический кризис.


Задать вопрос