Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)
Андерсен Сёрен Сергеевич, учащийся 5 класса
Научный руководитель: Олонцева Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования высшей категории, преподаватель
дисциплины «Дизайн», ДШИ им. Е. Д. Поленовой (г. Хотьково)
В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск новых форм обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности обучающихся.
Среди разнообразных форм обучения особое внимание уделяется проектной (проективной) деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические и организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентную способность будущего специалиста.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
В настоящее время не существует однозначного толкования понятия «проект». Так, под проектом понимается:
1. форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер
деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;
2. дидактическое средство, метод активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств;
3. конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера.
С учетом психовозрастных особенностей школьников Т.Смыковская, А. В. Хуторской и Е. С. Евдокимова, имея близкую точку зрения, понимают под проектом такую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Е. С. Евдокимова утверждает, что в поле школьного образования, — это комплексная деятельность детей, которые с помощью взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру содержание которой, составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и его результат.
Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановку проблемы, сбор и обработку информации, проведение исследования, анализ полученных результатов). Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления. А также объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает их к конкретным жизненно важным проблемам.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
— повышение мотивации обучающихся при решении задач;
— развитие творческих способностей;
— развитие умения планировать и действовать в соответствии с планом;
— смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
— формирование чувства ответственности;
— создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.
Проектная деятельность рассматривается, исходя из разных её классификаций. Первая классификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов свою классификацию представляют через следующие основания: по видам проектной деятельности, по виду целевой установки, по уровню интеграции учебного материала, по объему учебного материала и времени его проработки, по длительности проекта, по уровню сложности заданий проекта, по форме организации, по способам выполнения и завершения, по степени реализации, по уровню усвоения и т. д. И. А. Колесникова и М. П. Горчакова-Сибирская к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по степени новизны.
Наибольшую популярность в современном образовании получили межпредметные, практико — ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности.
Проектная деятельность имеет свою цель и исходящие из неё задачи.
Целью проектной деятельности является реализация проектного замысла. В ходе проектной деятельности происходит понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачами проектной деятельности являются:
- Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и
правильно её использовать);
- Развитие умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Развитие умения составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Перед началом выполнения проекта необходимо провести подготовительную работу:
— Ориентировать и мотивировать обучающихся на проектную деятельность; Дать им время на выбор темы проекта. Можно привлечь детей, имеющих опыт проектной деятельности;
— Обсудить выбранную тему, план работы, время исполнения, конечный результат проекта и критерии его оценки;
— В том случае, если проект групповой, чётко ориентировать обучающихся на внесение вклада каждого в выполнение проекта и на то, что каждый участник проекта получит индивидуальную оценку;
— Ориентировать на обязательную презентацию результатов работы по проекту в той или иной форме.
Проектная деятельность должна включать всебя:
— выявление и анализ проблемы;
— поиск и обработку информации, её анализ и синтез и следование выводов;
— постановку цели и задач;
— планирование деятельности по созданию собственно продукта как результата проектной деятельности;
— выбор методов и средств достижения цели и задач;
— создание собственно продукта как результата проектной деятельности;
— оценку и презентацию проекта.
Принципами организации проектной деятельности являются:
— Принцип посильности. Проектная деятельность требует большой самостоятельности обучающегося. Поэтому необходимо ориентировать ученика на выбор проекта по силам.
— Принцип создания всех необходимых условий для успешного выполнения проекта обучающимся.
Образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Проектная деятельность в последние годы получила широкое распространение в системе отечественного школьного образования, доказав свою неоспоримую эффективность. Она является эффективной формой организации образовательного процесса, поскольку способствует развитию целеустремлённости и самостоятельности обучащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ученик самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс. Он самостоятельно формулирует учебную проблему; осуществляет сбор необходимой информации; планирует варианты решения проблемы; делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Высокая эффективность проектной деятельности объясняется наличием в ней ключевого признака — самостоятельности выбора темы проекта, а также осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения наилучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. Кроме того результатом проектной деятельности оказывается не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетенций, обеспечивающих успех практической деятельности. Налицо, реализация связи обучения с жизнью. Проектная деятельность воспринимается учеником как увлекательная деятельность, основанная на личном опыте и имеющая практическую направленность.
При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.
А теперь рассмотрим организацию проектной деятельности на примере изучения дисциплины «Дизайн».
Буквальный перевод слова «дизайн» с английского на русский «план», «рисунок», «чертёж». Дизайн — это вид проектно-художественной деятельности. Сами дизайнеры так говорят об этой деятельности: «Дизайн — это универсальная проектная деятельность, в орбиту которой входят и промышленные изделия, и мебель, и текстиль, и одежда и объекты графического дизайна, и малая архитектура, и транспорт». Во всех этих предметах обнаруживаются общие стилистические закономерности, общие соотношения материала, технологии и формы, общая проектная направленность.
Дизайнер — это человек, занимающийся дизайном. Дизайнер— это прежде всего художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью вразных отраслях. Основной метод его мышления — это поиск эстетически осмысленных, оригинальных, остроумных решений на основе минимальных материальных затрат и минимального экономного вмешательства. Дизайнер — это универсал. Он видит общую организацию формы в вещах.
Так как вид и функциональность окружающей нас обстановки — это немаловажная часть современной человеческой жизни,.профессия «дизайнер» на сегодняшний день стала одной из самых востребованных профессий.
Теоретическое и практическое знакомство с профессией и основными видами дизайна происходит в студии «Дизайн» на базе ДШИ им. Е. Д. Поленовой. Целью дисциплины «Дизайн» является умение реализовывать себя в социально-проектной деятельности. Задачами дисциплины являются обретение обучающимися знаний в области дизайна и истории его развития, изучение современного дизайна, приобретение практических навыков в области дизайна.
Так как же мы используем проектную деятельность непосредственно применительно к дисциплине «Дизайн»?
Проектная деятельность обязательно присутствует в Календарном планировании по дисциплине «Дизайн». У меня на неё отводится 180 часов в год. Курс дисциплины «Дизайн» расчитан на четыре учебных года. Проектная деятельность начинается со второго учебного года. В основном мы берём проекты индивидуальной формы, по продолжительности — среднесрочные, расчитанные на одну учебную четверть, по содержанию — межпредметные, по уровню усвоения.- уровень применения. Перед каждым проектом я провожу подготовительную работу, нацеленную на ориентирование и мотивирование обучающихся на выбор проекта по силам и интересам и планирование всех действий, связанных с предстоящей проектной деятельностью. Я создаю все необходимые условия для успешного выполнения проекта обучающимся, начиная от мотивации обучающихся и заканчивая предоставлением нужных пособий, материалов и технологий.
Во время учебного проекта я веду открытую координацию проекта, ненавязчиво направляя работу детей, организуя в случае необходимости отдельные этапы их деятельности. Саму проектную деятельность провожу последовательно по этапам, приведённым выше в теоретической части статьи. Сначала мы выявляем и анализируем с каждым обучающимся возникшую проблему, находим по ней информацию в мире дизайна, обрабатываем и анализируем её. Исходя из проблемы ставим цели и задачи проекта. Планируем проектную деятельность, выбираем методы и средства достижения цели. Я использую следующие методы: метод рассказа, метод беседы, метод объяснения конкретного материала, наглядный, практический метод, с включением компьютерных технологий. Создаём дизайнерский продукт, как результат проектной деятельности. Оценка проекта происходит сразу же после его завершения. Презентация происходит в публичном порядке на творческих городских и региональных выставках. А также на итоговом просмотре в ДШИ им Е. Д. Поленовой в конце учебного года.
Проектную деятельность мы рассмотрим непосредственно на примере четырёх проектов обучающегося студии «Дизайн» ДШИ им. Е. Д. Поленовой Сёрена Андерсена, добившегося высоких результатов в проектной деятельности в 2018–2019 уч. году по дисциплине «Дизайн». Далее в статье он сам рассказывает о своих проектах.
«Меня зовут Сёрен Андерсен. Сейчас мне 12 лет и я уже определился со своей будущей профессией. Я хочу стать производственным дизайнером, то есть создавать художественно-промышленные прототипы уникальных дизайнерских вещей. Мне нравится делать мир красивее и функциональнее. Я постоянно пробую себя в разных видах дизайна.
В 2018–2019 уч. году я последовательно работал над 4 проектами. Каждый из которых по времени занял примерно одну учебную четверть. Мои проекты были разной дизайнерской направленности.
Первый проект относился к арт-объектам. Его название «Стремление вверх». Это макет Стелы. Яркий и современный, с ночной подсветкой. Предназначенный для городской парковой среды. Я долго вынашивал эту идею. Идею создания живой иллюстрации подвига людей –первооткрывателей: философов, учёных, изобретателей. Сначала я ещё раз ознакомился с научной литературой, выбрав имена философов, учёных и изобретателей, исходя из принципов важности и первостепенности открытия. Потом, поймав в воображении образ Стелы, я сделал её набросок на бумаге. Я представил и нарисовал разноцветные глыбы-книги, размещённые друг на
друге под углом 90 градусов на стержне и фундаменте. Имена учёных, философов и изобретателей представил, как на книгах, так и на фундаменте проекта. Три фигуры, взбирающиеся по книгам, символизируют поиск пути, труд подъёма и идейный прорыв. Главная мысль проекта, на мой взгляд — это призыв к современному и будущему поколениям: «Не бойтесь неизведанного: открывайте неоткрытое!», «Не останавливайтесь на полпути», «Совершайте прорыв в новую эру! ведь «Только Вам решать: «Быть этому или НЕ Быть». По моему замыслу, Стела как бы вступает в эмоциональный диалог со зрителем. «А Ты?» — спрашивает она. — «Что можешь сделать Ты для людей?» «Смотри: последняя книга пуста. Она — твоя!» Как новая традиция: посещение учащимися школ Стелы на Первый и Последний звонок. Проект, как я считаю, представляет эстетическую, философскую, научно-познавательную, воспитательную, общечеловеческую и туристическую ценности. Потом я работал над реализацией проекта в материале, используя картон, бумагу, металл, заместитель кожи и меламиновую губку. Кроме того я произвёл расчёты реальных габаритов Стелы и подобрал для неё реальные материалы. Макет проекта занял 1 место на фестивале «Юные таланты Московия» в 2018 году. (Буквально недавно, в мае месяце, я сделал этот проект в 3D на компьютере, используя программу Sweet Home 3D.)
В новой учебной четверти я занялся новым проектом, связанным с дизайном одежды. Мой проект назывался «Многоликая осень». Целью проекта было создание коллекции одежды в стиле экстравагантной классики. Это было очень интересно, потому что я никогда не занимался моделированием одежды ранее. Задумка появилась спонтанно. Всё началось с желания иметь брутальную сумку-сундук, а к нему и брутальное кожаное пальто. Так появился эскиз к пальто из кожи и замкожи «Чёрная мамба». А потом и эскиз к пальто «Россия». Девочки, посещающие Студию дизайна тоже захотели для себя верхнюю осеннюю одежду. Так появились эскизы пальто «Бабочка», «Мальвина», «Нежность» и эскиз комплекта «Бордо». А потом и сама Коллекция.
В Коллекции каждая вещь предназначена под разное осеннее настроение. Есть вещи для бабьего лета («Бордо», «Бабочка»), есть, расчитанные на ещё тёплую, местами солнечную октябрьскую погоду (пальто «Нежность»), а также на конец осени: хмурый, холодный ноябрь (пальто «Россия» и «Чёрная мамба»). Именно потому, что осень разнохарактерная, я и назвал свою Коллекция одежды «Многоликая осень». Она расчитана на детей моего возраста — подросткового. Я считаю, что тинейджер должен иметь вкус к одежде. Классика для подростка кажется скучной. А экстравагантный стиль смотрится на подростке, как я считаю, слишком вызывающе. Поэтому я и придумал новый стиль одежды для тинейджеров — экстравагантная классика. Не скучно и со вкусом! Коллекция демонстрировалась в музее-заповеднике «Абрамцево», показывалась на сцене КДЦ «Елизаветы Мамонтовой», была представлена знаменитому модельеру В. Зайцеву, а также о ней было напечатано в ноябрьском номере газеты Подмосковья. (Статья «Подшить в личное дело», от 7 ноября 2018 г., стр. 12).
В ходе работы над проектом я понял, что дизайнер-модельер должен быть, по большому счёту, ещё и художником и обладать отличным художественным вкусом. Я принял участие во всех стадиях этого дизайнерского проекта: делал эскизы и выкройки, наблюдал за кроем и пошивом одежды. Этот проект был сложным и в то же время очень интересным. К тому же, моя работа не прошла даром. Девочкам понравилась моя одежда и они хотели бы её носить в повседневной жизни. А ещё я понял что учиться надо только у профессионалов, таких как Вячеслав Зайцев. Я сохраню на всю жизнь данный мне им автограф.
Третий проект назывался «Город будущего». Это был творческий проект. Здесь я фантазировал на тему экологичного, самодостаточного города, с автономной энергетической системой.
Я придумал часть небольшого города, состоящего из ярких, разноцветных многоэтажных зданий. На крыше которых установлены огромные солнечные батареи. Также солнечные батареи могут крепиться к торцовым сторонам зданий. Вся энергия, аккомулируемая солнечными батареями, передаётся на вышку, расположенную посередине города. Эта вышка не только является посадочным местом для лёгкого воздушного транспорта, но и заряжает его. Внутри вышки находится дорога, ведущая вверх и вниз, по которой на воздушной подушке перемещаются персональные машины будущего — ё-мобили, также получающие питание от вышки. Думаю, что такой город имеет право на своё существование. Необходимы только правильные математические расчёты мощностей солнечных батарей и системы подачи электроэнергии. Этот проект был для меня полётом дизайнерской мысли. В сентябре месяце этого года я хочу подать заявку на обучение в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи). Там я и хочу представить этот проект.
И наконец, мой четвёртый проект связан с Межрегиональным творческим конкурсом, проходящим в рамках празднования 90-летия Московской области и 80-летия Московской Центральной Художественной школы при Российской Академии художеств. Проект называется «Я рисую Подмосковье». Он посвящён истории и наследию нашей страны. Более 25000 участников. Я послал на Конкурс архитектурный проект, выполненный в программе Sweet Home 3D, предложив украсить им ландшафт Подмосковья.
Это яркий шестигранный домик Пчельника с необычным интерьером и экстерьером. Его образ, думаю, быстро станет узнаваемым и любимым. Форма сот была положена в основу ахитектурного строения. Это своеобразный кафе-магазинчик — франшиза «Домик весёлого пчельника», торгующий мёдом и продуктами пчеловодства Подмосковья. Прототип промышленного образца. Образ Пчельника обозначен на входной двери. Его девиз: «Заходи ш-ш-шмелее!» Ведь в запасе у Пчельника для посетителей всегда найдутся весёлые истории и чашечка чая с вкусным мёдом и т. п. Образы весёлого пчельника и всеми любимого мишки-сластёны, думаю, будут интересны детям разного возраста. Так как роль пчелы в природе трудно переоценить, предлагаю осуществлять на территории домика не только продажу медовой продукции, но и различные познавательные и развлекательные программы о жизни пчёл, шмелей, их влияния на природу и т. п. Это будет, действительно, Вкусный Проект в нашей жизни!!! Я подсчитал также размеры необходимой территории, а также определился с материалами для интерьера и экстерьера домика и прилегающей территории. Проект «Домик весёлого пчельника» занял второе место на Конкурсе «Я рисую Подмосковье в номинации Монументально-декаративное искусство, арт-объект, возрастная группа 11–13 лет. Проект войдёт в финальный каталог лучших работ и будет представлен на финальном открытии Выставки 27 сентября 2019 г. в Москве.
В заключении, хочу сказать, что мне очень нравится заниматься в студии «Дизайн» у такого мощного, ориентированного на результат педагога. Особенно мне нравится заниматься проектной деятельностью. Так я пробую свои силы в своей будущей профессии. Понимаю, где мне ещё предстоит поработать над собой, так как проектная деятельность — это основная часть работы дизайнера».
Как мы видим, действительно, проектная деятельность является эффективной формой организации образовательного процесса, так как интересна для обучающегося, способна его высоко мотивировать и самоактуализировать, а также приводить к прекрасным практическим результатам. Дисциплина «Дизайн» не является здесь исключением. Так как дизайн — это вид проектно-художественной деятельности, проектная деятельность должна быть в обязательном порядке запланирована в календарном планировании преподавателя дисциплины «Дизайн» и последовательно осуществлена на занятиях.
Библиография:
1. Базилевский А. А. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна (Влияние технологии на морфологию промышленных изделий). Автореф. канд. иск. М., 2006. — 26 с.
2. Бытачевская Т. Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. Ставрополь — М.: 2004. — 236 с.
3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
4. Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб.пос. М.: Архитектура — С, 2004. — 232 с.1
5. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. Илл. слов. — справ. Под общей ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко. М.: Архитектура — С, 2004. — 288 с.
6. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с 20–24
7. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 1997.
8. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
9. Мягченкова Л.Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования // Дошкольное воспитание, 2003, № 6, с 39–44.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
11. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с.
12. Российская педагогическая энциклопедия, том 1, с. 567//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/23.php
13. Рыжова Н. А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический прект. –М.: Карапуз-Дидактика, 2007.-с.272
14. Смыковская Т. Метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий // Детский сад от А до Я, № 2, 2010, с. 109–116.
15. Терехова Г. В. От проекта к культуре проектирования// http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html
16. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пос. для учителя. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
17. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998 № 3
18. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства // http://yandex.ru/yandsearch?text=38. %09 %D0 %AD %D0 %BB %D0 %