Возможности проектирования и исследования в начальной школе
Автор: Батина Любовь Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 08.09.2015
Статья просмотрена: 634 раза
Библиографическое описание:
Батина, Л. В. Возможности проектирования и исследования в начальной школе / Л. В. Батина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8646/ (дата обращения: 16.12.2024).
Модернизация системы образования требует от учителя совершенно нового подхода к образовательному процессу. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и выбор, и внедрение в практику учителя современных продуктивных технологий, стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Большой потенциал для этого заложен в организации проектно — исследовательской деятельности учащихся.
Младшие школьники по своей сути маленькие исследователи. При правильной организации проектно-исследовательской деятельности, они активно и с большим интересом участвуют в ней. Поэтому в ходе работы педагогу важно понимать, в чем суть проекта и исследования, знать их сходства и различия.
Проект — от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Метод проектов и метод исследования направлены на:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- умения интегрировать знания из различных областей наук;
- умения критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Для проектной технологии и технологии исследовательской деятельности характерны:
- наличие проблемы;
- значимость предполагаемых результатов для учащихся;
- самостоятельная деятельность ученика;
- четкая структура, предполагающая наличие определенных этапов и соответствующих каждому этапу результатов деятельности;
- использование исследовательских методов: определение проблемы, цели, задач, выдвижение гипотез, методов работы, сбор и систематизация информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Большинство методистов выделяют следующие этапы работы над проектом, исследованием.
Этапы работы |
|
Проект |
Исследование |
I этап — погружение (подготовительный): |
|
Определение темы и названия проекта (исследования), поиск и анализ проблемы; формирование интереса к данной теме, первичного представления об изучаемом объекте, создание условий для дальнейшей творческой работы. |
|
II этап — организация деятельности: |
|
Постановка цели; обсуждение возможных вариантов работы, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей. |
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор метода (методики) проведения исследования. |
III этап — осуществление деятельности: |
|
активная самостоятельная деятельность: выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений; подготовка к презентации. |
сбор информации, решение промежуточных задач, описание процесса исследования, фиксация результатов; подготовка к презентации результатов. |
IV этап — презентация: |
|
демонстрация понимания проблемы, цели и задач выполненной работы; анализ результатов и взаимооценка качества выполнения проекта. |
обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов. |
Видим, что оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Итак, рассмотрев сходства и различия исследования и проекта, дадим определения видам деятельности, в основе которых они находятся.
Проектная деятельность — это совместная учебно — познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата. Проект — это замысел, план, творчество по плану. Цель проектной деятельности — реализация проектного замысла.
Исследовательская деятельность — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование — это творчество, процесс выработки новых знаний. Цель исследовательской деятельности — приобретение обучающимися навыка исследования, как универсального способа усвоения действительности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Оба метода (проектный и поисковый) относятся к личностно — ориентированной технологии. Формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с практической деятельностью. Позволяют рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Использование методов исследования и проектирования предполагает совершенно другой стиль обучения и для достижения результата педагогу необходимо:
- владеть системой исследовательских и поисковых методов;
- учить детей самостоятельно мыслить, умело организуя для этого самостоятельную исследовательскую работу учащихся;
- учить находить и решать проблемы, принимать самостоятельные аргументированные решения;
- уметь интегрировать знания из разных областей для решения проблемы проекта (исследования);
- уметь прогнозировать результаты;
- уметь организовывать и проводить дискуссии;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Деятельность субъектов процесса проектирования (исследования)
Цель этапа |
Этап |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Для чего? |
Целеполагание |
- Выбор темы и цели проекта. Зачем необходим проект? (выступить перед одноклассниками, сделать подарок, подготовиться к празднику и др.) - Уточнение информации. - Обсуждение задания. - Определение количества участников и состава группы. |
- Мотивация учащихся. - Постановка цели. - Создание необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. - Наблюдение. |
Что делать? (работа над образом) |
Разработка |
- Обсуждение и выбор темы (изделия). - Планирование и проработка итогового результата (продукта): что будет конечным результатом — изделие или информация; представление различных вариантов конечного образа, выбор лучшего. - Определение конструкции изделия или формы подачи информации (отчет — письменный или устный, фильм, макет, сборник, праздник, компьютерная презентация и пр.). |
- Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток для исследования. - Помощь в конкретизации темы и цели. - Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы - Наблюдение. |
Как? (технология изготовления) |
- Определение источников информации (прочитать в книге, найти материал в Интернете, понаблюдать и пр.) - Подбор технологии выполнения и продумывание процесса изготовления итогового результата. - Продумывание возможных проблем и их решение. - Подбор материалов, инструментов и технических средств. |
Наблюдение, советы. Косвенное руководство деятельностью. |
|
Воплощаем замысел |
Выполнение |
Процесс выполнения проекта: - Распределение ролей и обязанностей в коллективном или групповом проекте; - Поиск и отбор нужной информации (книги, журналы, энциклопедии и пр.) - Изготовление изделия или подготовка информации. - Внесение необходимых добавлений, исправлений в конструкцию изделия или содержание и оформление информации. |
- Организация и координирование отдельных этапов проекта. - Наблюдение и консультирование. |
Что делали и как? |
Защита |
Рефлексия проделанной работы: - Объяснение, что решили делать и для чего. - Описание, как работали над замыслом. - Какие проблемы предполагались, а какие возникли в ходе выполнения работы. - Как решались проблемы; - Достигнут ли результат. |
- Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. - Оценка степени усилий учащихся, креативности, качества использования источников информации, перспективы работы в данном направлении. |
Анализируя таблицу, видим, что проектно — исследовательская деятельность дает учащимся возможность быть активными субъектами образовательного процесса, тогда как учитель играет лишь роль помощника, консультанта, организатора самостоятельной деятельности учеников.
С целью обеспечения эффективности проектно — исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать несколько моментов.
Работу необходимо начинать с выбора темы. Важно создать мотивацию для учащихся, поэтому тема должна быть интересна ребенку. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования. Учитель должен сам хорошо разбираться в данной теме, так как увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам.
Далее следует определить тип проекта и количество участников.
Методисты выделяют следующие виды учебных проектов:
- по доминирующей в проекте деятельности
Исследовательские проекты имеют продуманную структуру реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практико-ориентированные проекты ориентированы на социальные интересы самих участников. Они требуют четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, где определены функций каждого ученика, а участие каждого из них способствует оформлению конечного результата.
В ходе игровых проектов участники принимают на себя определенные роли обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Творческие проекты предполагает свободный авторский подход в решении проблемы и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т. д.
- по количеству учащихся
Индивидуальные проекты
Групповые проекты
Коллективные проекты
- по предметно — содержательной области
Монопроекты (Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.)
Межпредметные (Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.)
- по продолжительности:
Мини — проекты (1 урок или менее),
Краткосрочные (4–6 уроков), недельные, долгосрочные (годичные).
Следующим этапом является определение цели, задач проектно — исследовательской деятельности. Далее планирование совместной деятельности, распределение ролей для работы в группе. Следует напомнить, что планирование, а также реализация и оценка проектов (исследований) должны осуществляться в первую очередь самими детьми.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Включать учащихся в проектно — исследовательскую деятельность начинаем с первого класса. Сначала это могут быть творческие и игровые проекты: рисунки, поделки, сборники стихов и загадок, книжки — малышки, коллажи, мини — инсценировки на уроках и во внеурочное время (участие школьных и внеклассных мероприятиях) и пр. Причём это могут быть как индивидуальные, так и парные, и групповые проекты: «Чудо — буквы», «Моя семья», «Мои увлечения», «Когда мои друзья со мной», «Лего: игра или серьезное занятие?», «Книжкины именины», «Будем вежливы» и др. Продолжительность работы над проектом при этом от 1 урока, до 1 недели.
Постепенно степень сложности выполнения проектов увеличивается. Так, во втором классе, дети знакомятся и выполняют практико — ориентированные проекты: «Жалобная книга природы», «Правила дорожные — знать каждому положено!»; информационные исследовательскими проекты: «Самые полезные конфеты», «Мой питомец — попугай», «Удивительные свойства воды», «Вулканы» и др. Причем одна и та же тема может быть выполнена на разном уровне сложности.
Приведем пример видов проектно — исследовательской деятельности во 2 классе.
Тема: «Загадочное вещество — вода». Проблема: зачем и как беречь воду?
Можно по — разному подойти к решению проблемы: нарисовать плакат в защиту воды, составить памятку «Береги воду!», написать мини — сочинение, практическим путем изучить свойства воды и сделать вывод об их уникальности, составить сборник пословиц и поговорок о воде и пр. Ученики сами выбирают. Причем это может быть как индивидуальный, так и коллективный проект или исследование. Продолжительность работы над проектом увеличивается: 1 урок или 1 -2 недели.
В 3–4 классах работа еще более усложняется. Появляются долгосрочные проекты (от 1 месяца до года). В это время проекты могут быть практико — ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, а также ориентируясь на личные интересы и увлечения учащихся, выбираем темы для детских проектов и исследований: «Прикоснись к природе сердцем», «Чудо — электричество», «Традиции наших предков», «Заповеди класса», «День матери», «Подвиг моего народа во время Великой Отечественной войны», «Будь здоров!», «Басни дедушки Крылова» и пр. Проектная деятельность в учебно — воспитательном процессе может быть оформлена как фрагмент урока и как самостоятельный метод организации внеурочной деятельности. Она может быть включена в индивидуальное или групповое задание на уроке, в творческую форму домашнего задания, в коллективную разработку мероприятия, праздника.
Следует отметить, что для включения учащихся в проектно — исследовательскую деятельность, необходима знакомая младшим школьникам и значимая для них проблема, лишь в этом случае проектная деятельность будет способствовать их социализации формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.
Постепенно (со 2 класса) учащиеся становятся участниками научно — практических конференций разного уровня. Участие учащихся в подобных мероприятиях поддерживает одаренных и талантливых учащихся, способствует адаптации учеников к современным условиям жизни, способствует развитию активности и творческих способностей учащихся, формирует познавательные мотивы учения, вызывает желание совершенствовать собственные знания, умения и личностные качества.
В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.
Итак, педагогическая значимость проектно — исследовательского метода состоит в том, что он:
- развивает личность каждого ребенка;
- открывает возможности формирования жизненного опыта;
- реализует принцип сотрудничества учащегося с учителем и сверстниками;
- сочетает коллективное и индивидуальное творчество;
- стимулирует познавательную активность, творчество и самостоятельность ребёнка.
- способствует активному вовлечению родителей в совместную деятельность.
В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.
Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем является важной и неотъемлемой частью учебно — воспитательного процесса в современных условиях. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Литература:
1. Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
2. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение 2011.- 176 с.
3. Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2004.
4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. — 80 с.
5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.
6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337–341]