Факторы, влияющие на отношения младших подростков и родителей после развода
Автор: Фирсова Ирина Валентиновна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 31.03.2024
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Фирсова, И. В. Факторы, влияющие на отношения младших подростков и родителей после развода / И. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9110/ (дата обращения: 16.12.2024).
С учетом растущего числа разводов семьи часто становятся неполными, и дети обычно остаются жить с матерью. Это приводит к изменению характера отношений с отцом. Важно тщательно следить за тем, как складываются отношения между бывшими супругами и детьми, поскольку хорошо налаженные связи способствуют лучшей адаптации детей к такому стрессовому событию, как развод родителей. В связи с этим представляет интерес рассмотрение факторов, влияющих на формирование отношений между детьми и родителями у подростков младшего возраста после развода. Исследованию данных факторов посвящены работы целого ряда психологов, в частности, П. Р. Амато, К. Аронс, И. Г. Баринова, А. Вильямс, И. Ф. Дементьевой, О. А. Карабанова и др.
И. Ф. Дементьева указывает на то, что в первый год после развода их родителей младшие подростки, независимо от пола, часто проявляют повышенную тревожность, беспокойство, агрессию и неподчинение, особенно в общении со сверстниками и взрослыми, в сравнении с теми, кто вырос в целостных семьях [1].
В период после развода для младших подростков важно поддерживать стабильные и позитивные отношения с обоими родителями, обеспечивать эмоциональную поддержку и адаптироваться к новым ролям в семье, чтобы справляться с возможными конфликтами и изменениями в жизни [2].
Согласно ряду исследований, мальчики могут испытывать более серьезные последствия развода по сравнению с девочками. Так, И. Ф. Дементьева отмечает, что период от двух месяцев до года после развода мальчики могут стать более неконтролируемыми, агрессивными, потерять способность к саморегуляции, стать зависимыми и испытывать беспокойство, проявлять детские черты поведения [1].
На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации.
На основании анализа исследований по проблеме, можно сделать вывод, что на успешность адаптации ребенка после развода родителей влияет взаимодействие многих факторов:
1. Семейная атмосфера до развода.
Когда развод ставит конец продолжительным спорам и тяжелым временам в семье, он может иметь и положительные стороны. Многие младшие подростки говорят, что пережили развод своих родителей легче, чем конфликты, которые ему предшествовали. Они испытывали страх перед возможным насилием, стыд за ссоры своих родителей и усталость от постоянных разногласий и примирений. В таких случаях развод может быть воспринят как избавление от напряжения.
2. Характер развода.
Развод, сопровождающийся острыми конфликтами и обвинениями в адрес друг друга, особенно когда детей втягивают в споры, может серьезно навредить психологическому состоянию подростков. Они могут страдать, оказавшись в центре родительской борьбы, и не хотят выбирать сторону. В то же время, если развод проходит в более мирной манере и без взаимных упреков, это может снизить уровень стресса для подростка. Важно, чтобы родители объяснили своим детям, что развод касается только их отношений как супругов, а их любовь и привязанность к детям останутся неизменными.
3. Степень адаптации родителей к факту развода.
Способность родителей адаптироваться после развода играет ключевую роль в том, как подросток справляется с изменениями. Если родители испытывают стресс, это может негативно сказаться на эмоциональном состоянии их детей. После развода бывшие супруги сталкиваются с рядом трудностей, таких как одиночество, изменения в социальном круге и появление финансовых проблем, что особенно затрудняет положение матери, оставшейся с детьми, поскольку она часто берет на себя большую часть обязанностей.
4. Отношения между бывшими супругами.
Согласно К. Аронсу, наиболее благоприятные для детей отношения между разведенными родителями — это когда они сотрудничают, способны эффективно выстраивать коммуникацию ради блага детей. В то время как партнеры, которые сохраняют раздражение к друг другу, но пытаются сотрудничать общаются только по необходимости, создают напряженную атмосферу. Наихудшим вариантом являются проявление ярости и гнева по отношению к друг другу и транслирование таких отношений перед детьми и остальным социумом. В таком случае конфликты могут причинять страдания как им самим, так и их детям, оказывая на них самое негативное воздействие [3].
5. Возможность встречаться с подростком после развода.
Когда после развода один из родителей может свободно видеться с детьми, это снижает отрицательные эффекты для детей, если взаимодействие положительно. Однако, если родитель, с которым дети остаются, запрещает им испытывать теплые чувства к другому родителю, не разрешает упоминать его или даже думать о нем, это усложняет ситуацию.
Многие люди, пережившие развод, со временем создают новую семью. Благодаря предыдущему опыту, они более ценят свои новые отношения, проявляют зрелость и ответственность, что благоприятно влияет на устойчивость их новых браков [4].
Исследования показывают, что мальчики, воспитываемые матерями, которые снова вышли замуж, чувствуют себя более уверенно, лучше социализированы и демонстрируют высокие когнитивные способности по сравнению с теми, кто воспитывается одинокими матерями [5].
А. Вильямс также говорит о некоторых факторах, которые влияют на младших подростков в ситуации развода. Например, если новые семейные отношения складываются неудачно, особенно сложными становятся отношения с детьми от первого брака. Дети подросткового возраста могут испытывать трудности с адаптацией к новому члену семьи, такому как отчим или мачеха. Начальный период в новом браке может быть наполнен стрессом и хаосом, но со временем отношения обычно улучшаются [4].
Сравнительные исследования показывают, что дети разведенных родителей адаптируются по-разному в зависимости от того, вступила ли их мать в новый брак, живет ли она с партнером без официального брака, или вообще избегает серьезных отношений. Наиболее сложной адаптация оказывается у тех подростков, чьи матери живут с новыми партнерами без заключения брака, что вызывает у детей чувство неуверенности и сомнения в стабильности отношений матери. К тому же, отцы, общаясь с детьми, могут высказывать неодобрение по поводу поведения бывшей супруги, что негативно сказывается на моральном состоянии младших подростков [3].
Вопросами уменьшения негативного влияния развода на детско-родительские отношения в младшем подростковом возрасте занимались П. Р. Амато, И. Г. Баринова, О. А. Карабанова, С. К. Нартова-Бочавер и др.
Анализ исследований позволяет выделить следующие факторы, влияющие на детско-родительские отношения после развода у младших подростков:
– эмоциональное состояние родителей. Стресс, связанный с разводом и последующими изменениями в жизни, может сказываться на взаимоотношениях с детьми;
– изменения в повседневной жизни: новые распорядки, жилищные условия и изменения в финансовом положении семьи могут оказывать влияние [6];
– психологическая атмосфера: конфликты между родителями и отсутствие стабильности могут привести к эмоциональным и поведенческим проблемам у детей;
– социальная поддержка: наличие или отсутствие поддержки со стороны других членов семьи, друзей и учителей играет значительную роль;
– взаимодействие с обоими родителями: важность сохранения положительных отношений и регулярного общения с обоими родителями;
– индивидуальные особенности ребенка: возраст, пол, темперамент и предыдущие взаимоотношения с родителями также влияют на адаптацию к разводу [7].
Данные факторы могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей каждой семьи. Их понимание и учет могут помочь родителям и специалистам лучше поддержать младших подростков в период после развода.
По итогам проведенного теоретического исследования мы пришли к выводу, что для укрепления связи между родителями и младшими подростками в постразводный период родителям целесообразно принимать во внимание следующие рекомендации:
– участвовать в жизни своего ребенка;
– больше времени проводить с ребенком, общаться с ним;
– интересоваться его проблемами, стремиться понять, поддержать в начинаниях;
– предоставлять возможность выбора и самостоятельного принятия решений [6];
– принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка, повышать свою психологическую культуру;
– уважать ребенка и его право на собственное мнение;
– контролировать свои собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному члену семьи с меньшим жизненным опытом [5];
– поддерживать почтительное и уважительное поведение в отношении бывшего супруга в присутствии ребенка [7].
Таким образом, ключевыми факторами, влияющими на отношения между детьми и родителями после развода у младших подростков, являются коммуникация родителей и детей до развода, эмоциональная сторона ситуации развода, адаптация взрослых к самому факту развода и перестройки семейной системы, коммуникация между родителями младшего подростка во время и после развода, выстраивание отношений каждого родителя с ребенком, уникальные характеристики самого ребенка.
Литература:
- Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева// Социологические исследования. — 2001, — № 11. — С. 108–113.
- Нартова-Бочавер, С. К. Ребенок в карусели развода / С. К. Нартова-Бочавер, М. И. Несмеянова, Н. В. Малярова, Е. А. Мухортова. — М.: Дрофа, 2001. — 192 с.
- Аронс, К. Развод: крах или новая жизнь / К. Аронс. — М.: МИРТ, 1995. — 438 с.
- Вильямс А. Влияние разрушения семьи в детском возрасте на взаимоотношения с родителями у взрослых детей / А. Вильямс // Журнал Семьи и Брака. — 2004. — № 56. — С. 295–313.
- Амато, П. Р. Последствия родительского развода для самоуверенности взрослых детей / П. Р. Амато // Семейный журнал. — 2002. — № 9. — С. 201–213.
- Баринова, И. Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка / И. Г. Баринова // Мир психологии. — 1997. — № 1. — С. 174–182.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2007. — 320 с.