В настоящее время участились случаи разводов между парами, что может подтвердить статистические данные: за 2013 год в России на 1225501 браков пришлось 667971 разводов, т. е. 55 % от общего числа заключенных браков, а в 2014 году на 1225985 браков — 693730, т. е. 57 %, что говорит о значительном увеличении количества разводов за год. Достаточно большое количество детей становятся объектом спора между родителями при разводе, а именно по вопросам связанных с местом проживанием ребенка после оформления бракоразводного процесса и порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем в постразводный период. Что можно также подтвердить статистическими данными Верховного суда РФ судебной практики число бракоразводных процессов, где главным объектом спора являются дети, в 2010 году отмечен значительный скачок — судами было окончено производство 24 281 дела, для сравнения в 2009 году- 20 531 дело [1, с.3].
Развод — это социально-психологическая ситуация, которая оказывает достаточно сильный психотравмирующий эффект на всех членов семьи, в особенности на детей. Ситуация развода между родителями в любом случае затрагивает интересы детей и отражается на их психологическом состоянии.
Изменение жизни ребенка в ситуации распада семьи происходит в трех основных аспектах:
- Родители не проживают вместе, и у ребенка нет возможности взаимодействия с обоими родителями в равной степени;
- Ребенок проводит время в основном с одним из родителей и небольшое количество с другим, даже если отношения между супругами носят бесконфликтный характер;
- Эмоционально ребенок становится ближе к одному из родителей [3, с. 15].
Зарубежные исследователи пытались выделить некоторые особенности, которые характерны для детей переживающие развод родителей. Так, например, американские исследователи Дж.Келли и Ю.Валлерстайн, которые занимались проблемой исследования влияния бракоразводного процесса между родителями на детей разного возраста в разные временные рамки (при разводе и после развода (после 1,5 и 5 лет). На основании полученных данных, они выделили, что все дети проявляют эмоциональную тревогу в ситуации распада своей семьи. Но по прошествии пяти лет после развода существенная специфика выделена не была, так как часть исследуемых детей достаточно хорошо адаптировались к данной ситуации, а другая часть детей оставались склонными к депрессиям и сложным эмоциональным переживаниям [6, с. 101]. Возможно, некоторые особенности таких результатов связано с тем, что в процессе исследования не учитывались и другие факторы, которые также оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, переживающего бракоразводный процесс родителей.
Известный зарубежный психоаналитик Юдифь Валлерштейн на основании своего наблюдения за детьми, которые пережили развод родителей, отмечает, что продолжение агрессивных разногласий между супругами в момент и уже после развода порождает у детей не только интрапсихический конфликт («конфликт лояльности»), который характеризуется с необходимостью ребенка к сокрытию информации о другом родителе или своих чувств к нему, но, прежде всего, снижение самоценности собственной личности.
Австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор рассматривал трудности детей без отрыва от самочувствия самих родителей, и ставил своей целью оказать псиотерапевтическую помощь всем членам семьи. На основании достаточно широкого опыта Фигдор сделал вывод, что если ребенок поддерживает хорошие взаимоотношения с обоими родителями, то возможность благополучного развития его психики возрастает. При этом он отмечает важность не столько частоты встреч с отдельно проживающем родителем, сколько важность доброжелательных и доверительных отношений между ними. Для формирования беспрепятственного общения родитель, с которым проживает ребенок, также должен быть настроен доброжелательно в отношении общения и встреч ребенка со вторым родителем. Сложные же условия до, во время и после развода повышают риск нарушения развития у детей, и способствуют предрасположенности к будущим невротическим реакциям [7, с. 62].
Отечественные исследователи также занимались некоторыми аспектами влияния развода родителей на психическое состояние детей и его социализацию. Одним из отечественных исследователей, занимающийся данной проблематикой, является отечественный философ В. И. Зацепин, который отмечал, что неполная семья не может обеспечить полноценную социализацию ребенка, так как происходит некоторая деформация данного процесса. Согласно его взглядам, в неполной семье основную роль берет, чаще всего, на себя мать, при желании компенсировать недостающей роли отца, женщина формирует гиперопекающий стиль взаимодействия с ребенком. Что, в свою очередь, способствует формированию несамостоятельной, безинициативной и эмоционально ранимой личности ребенка. Если ребенок был включенным участником в конфликтные отношения между супругами во время развода, этот фактор ещё больше осложняет особенности формирование его личности.
По мнению Т. Г. Хоментаускаса разногласия между супругами, частые ссоры более негативно сказываются на ребенке, чем сам развод и проживание с одним из родителей. Многие психологи отмечают, что наибольший вред на психическое состояние ребенка приносят конфликтные отношения между родителями, которые предшествуют разводу. И образовавшееся психологический дискомфорт внутри семьи, не понимая причин такой ситуации, часто приписывает собственному поведению, что и формирует повышенное чувство вины к ситуации развода.
Также А. И. Захаров в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» отмечает, что особенности проявление страхов у детей связано с составом семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей страхов больше, чем у детей того же возраста в полной семье. Данная особенность, по мнению А. И. Захарова определяют повышенную чувствительность у детей этого возраста, переживших ситуации развода родителей [2, с. 94].
В своей книге «Происхождение детских неврозов и психотерапии» А. И. Захаров отмечает некоторые особенности проявление невротической симптоматики у детей из неполных семей. Так у мальчиков дошкольного возраста отмечается наличие таких реакций, как истеричность, капризность, в поведении проявлении негативизма и упрямство. У девочек же отмечается проявление заиканья [2, с. 30].
Российский психолог С. К. Нартова-Бочавер в своей книги «Ребенок в карусели развода» отмечает, что «Развод родителей — всегда травма для ребенка. Сколько ни прошло лет, даже взрослые называют развод родителей самым тяжелым воспоминанием из детства. Развод для ребенка — разрушение среды обитания. Переживания ребенка развода родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстративного несогласия с мнением родителя». Софья Климовна выделяет, что самым первым последствием влияния психотравмирующей ситуации развода родителей — это адаптация ребенка к повседневной жизни. А одними из отдаленных последствий считает глубокие изменения в личности ребенка, в его представлений о семье, любви и верности [5, с. 86].
Таким образом, зарубежные и отечественные исследователи признают негативное влияние, которое оказывает развод родителей на состояние ребенка и мешает его дальнейшему социальному и психологическому развитию.
В связи с этим в нашем исследовании мы постарались рассмотреть факторы, которые влияют на особенности реагирования детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) на ситуацию развода родителей. Для ребенка дошкольного возраста распад семьи является своеобразной ломкой устоявшегося уклада в семейной системе, привычных отношений в семье, конфликт между привязанностью к значимым членам семьи. В силу своей эмоциональной незрелости детям дошкольного возраста наиболее сложно справляться с психотравмирующей ситуации — бракоразводного процесса между родителями.
В нашем исследовании были выделены некоторые параметры, в рамках которых проходил анализ и оценка позитивного и негативного влияния развода на ребенка. Оцениваемые параметры в исследовании:
- Возрастные особенности детей дошкольного возраста (средний (приблизительно 3–4 года) и старший дошкольный возраст (5–6 лет);
- Участие второго родителя (в нашем исследовании это чаще отец) в воспитании и жизнедеятельности ребенка до развода;
- Временные характеристики послеразводного процесса (то есть время, которое прошло после оформления развода и раздельного проживания супругов);
- Особенности взаимоотношений между супругами до, в период и после развода (уровень конфликтности в семье).
Целью настоящей работы состояло в выделении особенностей реакций детей дошкольного возраста на бракоразводный процесс, а также оценка факторов, которые влияют на особенности проживания детьми данной психотравмирующей ситуации.
Исследование проходило в рамках сплошной выборки с участием детей и родителей, переживающие бракоразводный процесс, в условиях детского сада города Москвы. Выборка эмпирического исследования состояла в основном из матерей, оставшиеся после развода с супругами, с детьми дошкольного возраста. Эмпирическое исследование состояло из нескольких этапов:
I этап состоял в диагностики родителей, переживших ситуацию развода. Основными методами на данном этапе было использование таких методов:
- Авторская методика, разработанная специально для данного исследования и направленная на изучение ситуации в семье, особенностей протекания бракоразводного процесса и оценки родителем особенностей реагирования детей на развод;
- Анамнестический опросник Г. В. Бурменской (изучение особенностей развития ребенка в семье);
- Модификационный вариант методики «Родительское сочинение», предложенное Шведовской (выявление «родительского отношения» к ребенку и особенностей родительской позиции) [8, с. 16];
- Сочинение «Мой ребенок» (исследование особенностей формирования «образа ребенка» и выявление родительских страхов и тревог относительно своего ребенка).
II этап исследование детей дошкольного возраста, переживших ситуацию развода родителей. С помощью следующих методов:
- Наблюдение за детьми в процессе взаимодействия с детьми и родителем в условиях детского сада;
- Проективная методика «Рисунок семьи» (выявление особенностей внутрисемейных взаимоотношений);
- Полупроективная методика «Тест-фильм» Рене Жиля (особенности межличностного взаимодействия о значимыми взрослыми);
- Детский апперцептивный тест (Л.Беллак).
На основании полученных данных был проведен анализ с оценкой факторов, влияющих на особенности реагирования детей на ситуацию развода родителей.
В процессе проведения частотного анализа были выделены особенности, которые характерны для детей дошкольного возраста, как реакция на психотравмирующую ситуацию — развод родителей. К таким реакциям были отнесены: эмоциональные реакции детей (повышение плаксивости, тревожности, развитие чувства вины и тоски по отцу и другие); особенности в поведенческой сфере детей (проявление агрессивного поведения относительно сверстников, непослушание, упрямство, демонстративное поведение, повышение или снижение активности на занятиях в саду); изменение в особенностях межличностной сферы ребенка (отстраненность ребенка от общения со сверстниками или взрослыми, нежелание общаться, снижение взаимодействия со сверстниками в процессе игры, закрытость и другие); особенности проявления невротических реакций (ухудшение аппетита, сна, дневной и ночной энурез, страхи) [1, с. 50].
В процессе изучения данной проблематики можно отметить значимость выделенных факторов, которые влияют на проявление особенностей.
Изучение такого фактора, как возрастные характеристики детей дошкольного возраста и их влияние на прохождение процесса адаптации к ситуации развода дало такие значимые различия. Дети среднего дошкольного возраста (3–4 лет) достаточно сложно справляются с психотравмирующей ситуацией развода, в отличие от детей старшего дошкольного возраста (6–5 лет). Возможно, такая особенность более быстрой адаптации к данной стрессовой ситуации связана с началом формирования у детей данного возраста некоторых способов совладающего поведения со стрессом.
При изучении такого параметра, влияющего на особенности протекания адаптации ребенка к бракоразводному процессу, как участие второго родителя (отца) в развитии и воспитании ребенка до развода также характеризуется некоторыми особенностями. Так необходимо отметить, что в семьях, где отец принимал достаточно большое участие в воспитании ребенка до развода (высокий и средний уровень участия) выделяют более быструю адаптацию детей к стрессовой ситуации. В семьях, где участие второго родителя отмечается, как минимальное или полностью отсутствует характерно выделением сложностей к принятию стрессовой ситуации, формирование у ребенка сложностей во взаимодействии с окружающими людьми, а также проявления невротической симптоматики.
Такой фактор, как постразводный период, переживающий семьей и особенности психологического состояния ребенка в зависимости от нахождения семьи на определенном этапе развития. В плане исследования нами были выделены группы семей в зависимости от времени, которое прошло после бракоразводного процесса. Данное деление проходило на основе выделенных фаз О. А. Карабановой постразводного периода: 1. Острая послеразводная фаза (длиться приблизительно до одного года); 2. Фаза перестройки семьи продолжительность данной фазы приблизительно от года до двух лет); 3. Фаза стабилизации (данная фаза жизни семьи длиться от двух лет и более) [3, с. 156].
Полученные результаты по данному фактору позволяют сделать следующий вывод, что для семей, находящиеся на острой стадии проживания бракоразводного процесса, характерны достаточно высокие показатели по всем выделяемым параметрам в эмоционально-волевой сфере детей, как реакция на стрессовую ситуацию. В особенности изменение претерпевают эмоциональная сфера ребенка, а также коммуникативная. В особенностях эмоционального реагирования отмечаются высокие показатели в проявлении плаксивости, тревожности и другие эмоциональны всплески на ситуацию отсутствия значимого близкого. В коммуникативной сфере характерна замкнутость ребенка, сложности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, сложности в расставании со значимыми близкими (мамой, папой) на время пребывания в детском саду.
В последующих стадиях — фазе перестройки и стабилизации характерно снижение влияния данной стрессовой ситуации — развода родителей и развитие адаптированности ребенка к психотравмирующей ситуации.
Фактор — особенности протекания взаимоотношений между супругами до, во время и после развода характеризуется определенным конфликтом во взаимоотношениях. В нашей работе мы основывались на шкалы изучения конфликтности в разведенных семьях, предложенные К. Б. Гаррити и М. А. Баррисом. На основании данного деления выделяют следующие уровни конфликтности: минимальный; умеренно выраженный; средний; высокий; максимальный.
Рис. 1. Уровень конфликта между супругами
При анализе эмпирического материала исследования в нашей работе мы выделили семьи: с минимальным уровнем конфликтности и семьи с высоким уровнем конфликтности, для которых характерно проявление физической агрессии в отношениях между супругами и в отношении детей, а также характерны сложности во взаимоотношениях и после развода (рисунок 1).
На основании анализа и сравнения данных групп с особенностями психологического состояния ребенка можно сделать следующие выводы:
- Вне зависимости от уровня конфликтности в семье характерно выраженность реакций детей на психотравмирующую ситуацию — развод. Хотя при этом необходимо отметить, что для семей с высоким уровнем конфликта во взаимоотношениях между супругами характерно проявления невротической симптоматики (44 %), когда как у семей с минимальным уровнем конфликта этот показатель ниже (32 %).
- При изучении адаптации и стабилизации психологического состояния ребенка в данных группах можно отметить, что в высококонфликтных семьях показатели остаточных последствий выше, чем в семьях с мирным урегулированием конфликта.
- У родителей, с высоким уровнем конфликтных отношений в семье отмечается формирование более отрицательного «образа ребенка», чем в семьях с минимальным уровнем конфликтных отношений.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно выделить факторы, которые оказывают влияние на состояние ребенка во время переживания психотравмирующей ситуации — развода родителей, а также особенности адаптации ребенка к данной ситуации: возрастные характеристики детей дошкольного возраста; участие второго родителя (отца) в воспитании и развитии ребенка до развода и общения с ним после, фаза постразводного периода, на которой находится семья, а также особенности, как выстраиваются отношения между супругами в период и после развода. Данные факторы необходимо учитывать при проведении комплексной психолого-психиатрических экспертиз, назначенных судом при определении места жительства и порядка общения с отдельно проживающим родителем, а также при оказании психологической помощи семья, переживающим развод.
Литература:
- Аристова, М. Н. Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод родителей: дис. магистр. психол. наук / М. Н. Аристова. — Москва, 2018. — 92 с.
- Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: монографическое исследование/ А. И. Захаров. — Санкт-Петербург: Союз, 2007. — 224с.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие/ О. А. Карабанова. — Москва: Гадарики, 2006.– 320 с.
- Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич–Куземкина, Т. Ф. Велента. — Санкт–Петербург: Речь, 2007.– 360 с.
- Ребенок в карусели развода/ Нартова–Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. — Москва, 2008. — 371 с.
- Сафуанов, Ф. С. Психолого–психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка: учебник / Ф. С. Сафуанов, Н. К. Харитонова, О. А. Русаковская. — Москва: Генезис, 2011.— 192 с.
- Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психологическое исследование) / Г.Фигдор. — Москва: Наука, 1995.– 376 с.
- Шведовская, А. А. Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психолог.наук/ А. А. Шведовская. — Москва: Московский государственный университет, 2006. — 30с.