Гендерные аспекты представлений о полоролевых отношениях у подростков из неполных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Дмитракович, Н. Н. Гендерные аспекты представлений о полоролевых отношениях у подростков из неполных семей / Н. Н. Дмитракович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117275/ (дата обращения: 01.09.2024).



Тема гендерных аспектов и полоролевых отношений среди подростков из неполных семей приобретает все большую актуальность в свете современных социокультурных изменений и трансформаций семейных структур. Статья посвящена исследованию гендерных аспектов представлений о полоролевых отношениях у подростков, воспитывающихся в неполных семьях. В исследовании рассматривается, каким образом отсутствие одного из родителей влияет на формирование гендерных стереотипов и полоролевого поведения у подростков. Особое внимание уделяется культурным, социальным и психологическим факторам, оказывающим воздействие на молодых людей в семейном контексте.

Ключевые слова : гендерные аспекты, полоролевые отношения, подростки, неполные семьи, гендерные стереотипы, социализация, семейная структура, психологическое воздействие, гендерная социализация.

Институт семьи играет важнейшую роль в формировании гендерной идентичности и представлений о полоролевых отношениях у подростков. В условиях неполной семьи, где один из родителей отсутствует, данные процессы могут приобретать черты, отличающиеся от формирующихся в полной семье.

Ролевые функции родителей, как отмечает И. В. Захарова, не идентичны и часто диаметрально противоположны, но при этом дополняют друг друга. Мать в семье создаёт эмоциональный климат, от которого в большей степени зависит формирование душевного благополучия ребёнка, а отец играет важную роль в формировании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. [1, С. 141]. Нарушение целостности семейных функций означает искажение и ограничение развития гендерной идентичности детей, а также снижение способности к гендерной самореализации.

Особенностью сегодняшней структуры семьи является постоянное увеличение количества неполных семей (чаще материнских), источником которых являются, как правило, разводы и внебрачные рождения. При отсутствии в семье одного из родителей, другой вынужден одновременно репрезентировать роли обоих гендеров, часто диссонирующих или дихотомичных относительно друг друга. Как можно предположить, такое поведение родителя оказывает влияние на формирующиеся у ребенка представления о женщинах и мужчинах, особенностях их поведения и выполняемых в семье ролях.

Семейная структура — важный фактор, влияющий на процесс гендерной социализации. В неполных семьях, где отсутствует один из родителей, дети могут испытывать дефицит гендерных моделей и ролевых ожиданий. Данный факт существенно влияет на их восприятие полоролевых отношений и собственных гендерных ролей [4, С. 89].

Понятие гендера связано с социальными и культурными аспектами половой идентичности, включающими роли, ожидания и нормы, принятые в обществе. В неполных семьях могут возникать определенные различия в гендерной социализации ребенка, так как отсутствующие фигуры (мать или отец) не могут выполнять свои социальные роли.

По мнению И. Л. Когана «гендерная идентичность — своеобразный фильтр, через который просеивается входящая и исходящая информация, формирующая у человека представления об окружающем мире, знания о разнообразных моделях поведения, социальных ролях и способах взаимодействия» [2, С. 115]. Гендерная идентичность является одной из существенных характеристик личности, которая определяет познание человеком собственной идентичности и познание личности другими.

Для подростков из неполных семей характерны сложные процессы самопознания и определения своего места в обществе. Они вынуждены компенсировать недостающие элементы гендерного воспитания, что может привести к усиленному влиянию внешних факторов, таких как сверстники, педагоги и медиа. Врачи психиатры и психологи отмечают, что отсутствие или неопределенность чувства своей половой принадлежности вызывает глубокие изменения в личности человека.

К сожалению, по результатам статистических исследований, проведенных в период с 2010–2020 гг. всероссийской переписью населения, отмечается, что с ежегодно число неполных семей в стране увеличивается (рисунок 1).

По данным рисунка видно, что большую часть семей с детьми до 18 лет составляют полные семьи (9,55 миллионов или 61,5 % от общего числа). В этих семьях оба супруга занимаются воспитанием детей. Однако, есть и неполные семьи, где ответственность за благополучие детей лежит на одиноких матерях (4,85 миллиона или 31,2 %) или одиноких отцах (1,13 миллиона или 7,3 %). Таким образом, можно предположить, что каждый третий несовершеннолетний ребенок в стране воспитывается в неполной семье.

Численность российских семей с детьми до 18 лет в период с 2010–2020 годах

Рис. 1. Численность российских семей с детьми до 18 лет в период с 2010–2020 годах

Психологические последствия отсутствия одной из родительских фигур могут быть разнообразны. Влияние этого фактора на формирование полоролевых отношений подростков из неполных семей широко рассматривается в контексте привязанности, самооценки и развития.

Для подростков важен пример полоролевого поведения, который они могут подчерпнуть из окружения. В неполных семьях часто происходят смещения и перераспределения ролей, когда один из родителей берет на себя двойную роль или в семье появляются другие взрослые фигуры, такие как бабушки, дедушки и старшие братья или сестры [3, С. 92].

Ситуация осложняется не только сложными взаимоотношениями между родителями, но и особым психологическим состоянием ребенка в подростковый период. Из-за обстановки с повышенными эмоциональными всплесками при разводе ребенок может пойти по пути дезадаптации, вместо здорового социального развития. Поведение отца, матери и детей не поддается описанию по шаблонам. Родители по отношению к ребенку могут переходить из одной крайности отношений в другую, чередуя усиленную опеку, совершенное безразличие или даже негативное отношение к ребенку. В последнем случае часто родитель, с которым дети остались на попечении, высвобождает свое отношение к партнеру на ребенке. Возникают проблемы отсутствия здоровой самооценки, неправильного понимания своего «Я», значительной выраженности комплекса неполноценности.

Исследования показывают, что девочки из неполных семей могут проявлять большую независимость и стремление к самореализации, тогда как мальчики могут испытывать трудности в принятии на себя традиционных мужских ролей, таких как защита и обеспечение семьи.

Особое внимание следует уделить созданию поддерживающих программ для подростков из неполных семей, которые помогут им компенсировать недостающие аспекты гендерной социализации. Школа и другие образовательные учреждения могут выступать важными агентами социализации, предлагая подросткам разносторонние ролевые модели и поддержку. Введение специализированных программ и тренингов может помочь подросткам из неполных семей формировать адекватные представления о гендерных ролях [5, С. 904].

Психологическая поддержка, включая консультации и терапию, может оказывать существенное влияние на коррекцию полоролевых представлений у подростков. Групповые занятия и индивидуальные консультации способствуют лучшему пониманию и принятию гендерных ролей. Создание возможностей для подростков из неполных семей взаимодействовать с положительными ролевыми моделями обоих полов — через родственников, менторов и другие социальные институты — может способствовать коррекции их представлений о полоролевых отношениях.

В заключении статьи можно сказать, что гендерные аспекты представлений о полоролевых отношениях у подростков из неполных семей представляют собой комплексное явление. Поддержка, оказываемая на уровне семьи, образовательных учреждений и общества в целом, играет ключевую роль в становлении здоровой, самодостаточной личности. Разработанные программы коррекции и поддержки должны быть направлены на создание условий, способствующих позитивному восприятию гендерных ролей, что позволит подросткам успешно интегрироваться в общество и стать полноценными его членами.

Литература:

  1. Захарова И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребёнка / И. В. Захарова // Молодой учёный. — 2011. — № 5. — С.140–142.
  2. Коган И. Л. Гендерная культурология: культура пола и «пол» культуры. Минск: Ковчег, 2003. — 336 с.
  3. Матвиенко С. В. Приоритет семьи в воспитании ребенка // Образование и право. 2023. № 1. С. 92–97.
  4. Наговицына Е. И. Теоретическое исследование особенностей образа будущей семьи у детей из неполных семей // Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития. Материалы XVI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ставрополь, 2022. С. 89–94.
  5. Царева Д. С. Исследование проблемы гендерной идентичности в условиях современности / Д. С. Царева // Аллея науки. — 2018. — Т. 3. — № 6(22). — С. 904–909.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, подросток, роль, гендерная идентичность, гендерная социализация, отношение, ребенок, родитель, неполная семья, особое внимание.


Похожие статьи

Задать вопрос