Особенности взаимоотношения с противоположным полом студентов из неполных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фролова, С. В. Особенности взаимоотношения с противоположным полом студентов из неполных семей / С. В. Фролова, А. Е. Салихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47694/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной работе представлено исследование, в котором сравниваются студенты из полных и неполных семей. Данное исследование выявляет, какие у них есть основные различия и сходства в общении с противоположным полом, а также как влияет на эти различия отсутствие матери и отсутствие отца.

Ключевые слова: неполные семьи, половая идентификация, взаимоотношения с противоположным полом.

В современном мире с каждым годом увеличивается число неполных семей по различным причинам, а вместе с этим и число проблем. Одной из немаловажных проблем является трудность в общении, которая может возникнуть при отсутствии одного из родителей. Также в зависимости от того, какой родитель отсутствует могут возникнуть различные сложности, связанные с нарушением половой идентичности.

Целью нашего исследования является сравнение особенностей взаимоотношения с противоположным полом у студентов из полных и неполных семей. Объект исследования – взаимоотношения с противоположным полом. Предмет – особенности взаимоотношения с противоположным полом студентов из неполных семей. Новизна исследования заключается в сравнении представлений о противоположном поле студентов из полных и неполных семей и выявлении различий в мотивах выбора партнера. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы психологами в консультировании студентов для предотвращения проблем во взаимоотношениях с противоположным полом, возникающих при воспитании в неполных семьях.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Отсутствие одного из родителей может вызвать у ребенка в дальнейшем трудности в общении с противоположным полом, а также недоверие к нему и сложности с выбором партнера.
  2. На выбор партнера оказывает влияние с кем остался жить ребенок.

Респондентам был предложен опросник, в котором они отвечали на вопросы, касающиеся состава их семьи, отношения к официальному браку и особенностей взаимоотношения с противоположным полом. В исследовании приняли участие 96 студентов, обучающихся на различных факультетах в таких университетах, как РНИМУ им. Пирогова, МГУ, СПБГУ, ЮРГУ. Респонденты делились на две группы: 1-студенты из полных семей и 2- студенты из неполных семей. Возраст от 17 до 25 лет (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика выборки исследования

Вуз

Полная семья

Неполная семья

Всего

РНИМУ

35

22

57

МГУ

20

5

25

СПБГУ

6

5

11

ЮРГУ

2

1

3

Всего

63

33

96

Анализ результатов исследования показал, что основными причинами образования неполных семей большинство студентов считают измену и неготовность супругов к совместной жизни основными причинами. Но стоит отметить, что на первом месте по числу ответов у студентов из полных семей стоит такая причина, как постоянные конфликты. Также из результатов следует, что для людей из неполных семей более частой причиной является насилие со стороны супругов, чем смерть одного из супругов, в то время как у людей из полных семей наоборот (см. рис. 1).

Рис. 1. Основные причины образования неполных семей

При ответе на вопрос, в каких случаях вариант неполной семьи более благоприятен, чем вариант полной семьи, получились следующие результаты. В двух выборках большинство ответило, что насилие со стороны одного из супругов, употребление алкоголя и постоянные конфликты является основанием для распада семьи. Но относительно вариантов измены и неготовности супругов к совместной жизни получилось расхождение в выборках. Так у студентов из неполных семей неготовность супругов к совместной жизни является большим основанием, чем измена, в отличие от студентов из полных семей (см. рис.2).

Рис. 2. В каких случаях вариант неполной семьи более благоприятен, чем вариант полной семьи

На вопрос «Как вы относитесь к официальному браку?», дали положительный ответ в 1 группе (из полных семей) – 68%, а во 2 группе – 55% студентов, отрицательно – в 1 группе – 8 %, во 2 – 16%, остальные ответили, что «не задумывались об этом» (см. рис. 3).

Рис. 3. Отношение к официальному браку

Студенты из полных семей более серьезно относятся к своему партнеру, чем из неполных, а также имеют большее намерение в отношениях с партнером строить жизненные планы, чем в другой группе. Кроме того, противоположный пол вызывает меньшее чувство настороженности у студентов из полных семей.

В отношении остальных вопросов явных различий не выявлено, а именно: для двух выборок важна поддержка партнера в трудных ситуациях, важно получение опыта взаимодействия с противоположным полом при выборе партнера высоко ценятся личностные качества и не высоко внешние данные, также есть чувство любопытства к противоположному полу. Студенты одинаково не согласились с утверждениями, что деньги решают все при выборе партнера и противоположный пол – случайные попутчики.

В отношении вопросов – считают ли они себя привлекательными, главное ли ухаживание в успешных отношения, помогает ли им интуиция в общении с противоположным полом – студенты дали неоднозначные ответы (см. рис.4).

Опираясь на различия, можно сказать, что студенты, воспитывающиеся одним родителем, менее настроены на создание семьи и серьезных отношений.

Рис. 4. Особенности взаимоотношения с противоположным полом

Стоит отметить, что внутри неполных семей между теми, кто воспитывался только матерю и без матери тоже выявились различия по утверждениям.

При выборе партнера студенты, воспитывающиеся без матери, больше ценят личностные качества, меньше внешние данные, чем студенты с матерью. В общении с противоположным полом, большинству студентов без матерей помогает интуиция, также они считают, что им нужно научиться вести себя с противоположным полом (см. рис.5).

По данным результатам можно сделать вывод о том, что при общении с противоположным полом студенты, воспитывающиеся без матери, больше ценят личностные качества человека. Также они, в отличии от другой группы, считают, что они не умеют вести себя с противоположным полом, а при общении им помогает интуиция.

Рис. 5. Особенности взаимоотношения с противоположным полом студентов из неполных семей

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Состав семьи, в которой воспитывался ребенок оказывает влияние на выбор партнера. При отсутствии одного из родителей возникает недоверие к противоположному полу и нежелание строить серьезные отношения.
  2. Молодые люди, воспитывающиеся в семьях без мамы, при выборе партнера больше обращают внимание на личностные качества и меньше на внешние данные.
  3. Основными причинами образования неполных семей вне зависимости от состава семьи являются измена, неготовность супругов к совместной жизни и постоянные конфликты.
  4. Несмотря на то что, для студентов также основными причинами распада семьи являются «измена» и «неготовность супругов к совместной жизни» вне зависимости от типа семьи, они считают что эти факторы не являются таким серьезным основанием, по сравнению с другими, для распада семьи.
  5. Студенты из неполных семей проявляют большую готовность смириться с фактом измены для сохранения семьи, чем студенты из полных семей. В то же время неготовность супругов к совместной жизни воспринимается студентами из неполных семей как более неприемлемый фактор в отличии от студентов из полных семей.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, выбор партнера, пол, студент, неготовность супругов, совместная жизнь, особенность взаимоотношения, неполная семья, официальный брак, полная семья.


Ключевые слова

неполные семьи, половая идентификация, взаимоотношения с противоположным полом

Похожие статьи

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Изучение этнических особенностей конфликтов у супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком

Статья посвящена эмпирическому изучению этнических особенностей конфликтов у супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком, описываются выявленные особенности конфликтов у супругов, принадлежащих к разным этническим группам.

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Особенности системы семейных ценностей у женщин с разным брачным статусом

В статье рассматриваются и анализируются системы семейных ценностей у современных женщин в зависимости от их брачного статуса, а также факторы, оказывающие влияние на их формирование.

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Интеллектуальные способности супругов как фактор удовлетворенности браком

В статье рассматриваются проблемы исследования семьи в психологической науке, интеллект и его роль в удовлетворенности браком супругов. Обозначены основные теории, на основе которых можно рассматривать взаимосвязь интеллекта и удовлетворенности брако...

Гендерные различия удовлетворенности «гражданским браком»

В данной статье рассмотрены гендерные различия удовлетворенности «гражданским браком», рассмотрены основные факторы, влияющие на нее. Также представлены результаты эмпирического исследования.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Похожие статьи

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Изучение этнических особенностей конфликтов у супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком

Статья посвящена эмпирическому изучению этнических особенностей конфликтов у супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком, описываются выявленные особенности конфликтов у супругов, принадлежащих к разным этническим группам.

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Особенности системы семейных ценностей у женщин с разным брачным статусом

В статье рассматриваются и анализируются системы семейных ценностей у современных женщин в зависимости от их брачного статуса, а также факторы, оказывающие влияние на их формирование.

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Интеллектуальные способности супругов как фактор удовлетворенности браком

В статье рассматриваются проблемы исследования семьи в психологической науке, интеллект и его роль в удовлетворенности браком супругов. Обозначены основные теории, на основе которых можно рассматривать взаимосвязь интеллекта и удовлетворенности брако...

Гендерные различия удовлетворенности «гражданским браком»

В данной статье рассмотрены гендерные различия удовлетворенности «гражданским браком», рассмотрены основные факторы, влияющие на нее. Также представлены результаты эмпирического исследования.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Задать вопрос