Педагогические аспекты воспитания детей в неполной семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Михальченко, П. М. Педагогические аспекты воспитания детей в неполной семье / П. М. Михальченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88410/ (дата обращения: 22.12.2024).



Фундамент полноценного развития, воспитания, становления человека как личности закладывается в семье. От того, какая это семья, какими традициями она живет, какие в ней царят отношения, зависит будущее детей, рожденных и воспитуемых в ней.

«Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни общества…», — писал А. С. Макаренко 8, с.39. Однако в последние годы «полноту жизни общества» приносят неполные семьи, поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос о полноценном воспитании подрастающего поколения в семьях, оставшихся по какой-либо причине без одного из родителей.

По данным статистики 3, с.62, каждый пятый ребенок Брянской области рожден в неполной семье, то есть в семье с одним из родителей.

Таблица 1

Удельный вес детей, рожденных женщинами, не состоявшими в зарегистрированном браке, в общем числе родившихся (в процентах)

2005

2015

2016

2017

2018

2019

2020

В городской и сельской местности

25,9

18,5

18,0

18,0

17,7

17,0

19,0

В городской местности

22,5

16,0

15,5

13,5

15,3

14,5

16,6

В сельской местности

34,0

25,3

25,2

21,4

24,8

24,4

25,9

Проблема роста количества неполных семей — проблема не только социальная, но и проблема педагогическая и психологическая.

Эта проблема требует тщательного подхода, потому что по исследованиям педагогов (Т. А. Куликовой, А. В. Мудрика, Л. Н. Тимощенко и др.), психологов (Ю. П. Азарова, С. В. Ковалёва) и социологов (Т. А. Гурко) неполная семья является одним из неблагоприятных факторов семейного воспитания, следствием которого является увеличение количества «трудных» подростков, рост детской преступности, зачастую раннее начало половой жизни у девочек, увеличение количества абортов у девушек, не достигших 18-летнего возраста 1; 2; 5; 6; 7; 9.

Неполная семья может служить эффективным инструментом воспитания, если будет создан комплекс психолого-педагогических условий:

– формирование педагогически целесообразных взаимоотношений в семье через осознание родителями отрицательных последствий нарушенных семейных отношений;

– дифференциация работы педагогов с детьми и их родителями из различных групп семей;

– компенсаторная деятельность взрослых по восполнению недостающего мужского (женского) влияния.

Существует много классификаций типов семей. Наиболее полно эта тема освещена в работах Т. А. Куликовой и А. В. Мудрика 7; 9.

Первый тип семей — патриархальные, традиционные — характеризуется совместным проживанием нескольких поколений. В этой семье живут вместе дети, родители, дедушки, бабушки по отцовской и по материнской линии. Совместное проживание может быть по разным причинам: преданность семье, невозможность решить жилищные проблемы, наоборот, возможность проживания на большой территории с соблюдением личного пространства. Как правило, семьи с чертами патриархальности сохраняются в сельской местности, в небольших городах.

Следующий тип — нуклеарные семьи. На сегодняшний день это — самый распространенный тип полной семьи, состоящий из двух супругов или супругов и детей. Отмечается, что в нуклеарных семьях может быть снижена эмоциональная связь между старшим и младшим поколением, а также стёрта передача опыта в воспитании детей.

Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Интересно, что подобные браки стали распространены со второй половины ХХ в. В таких семьях, как правило, наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены, при этом могут возникать проблемы наследования имущества, отношений мачехи или отчима и детей.

В семьях, живущих вгражданском браке (который называют фактическим браком, сожительством), официально партнеры не регистрируют своих отношений.

Неполные семьи возникают в результате развода или смерти одного из супругов, а также в результате того, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.

В неполной семье ребенок с определенного возраста начинает думать о ситуации в своей семье, становится в какой-то степени более критикующим. И родителям, и педагогам важно обращать особое внимание на пол воспитуемого в неполной семье ребенка, т. к. аспекты воспитания мальчиков и девочек различны.

В неполной семье часто возникает много педагогических и психологических проблем 4. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка, не каждый родитель в состоянии правильно понять и истолковать их. Не все дети при возникающих вопросах и сложностях могут обратиться за ответом и помощью ко взрослому не своего пола. Поэтому нередко непонимание возникает из-за неправильной трактовки поведения ребёнка. На помощь в таких ситуациях часто может прийти педагог, поскольку часто именно третье лицо помогает найти выход из ситуации. Родителям может быть предложено следующее:

– делиться с ребёнком своими чувствами, не обязательно секретами;

– искренне интересоваться событиями, происходящими в жизни ребенка, избегая оценочных действий;

– рассказывать о том, как они чувствовали себя в детстве, в юности, в том возрасте, в котором сейчас находятся дети, избегая сравнений не в пользу ребенка;

– рассказывать о взаимоотношениях со своими родителями, о возможно возникавших конфликтах и способах их разрешения;

– делиться тем, чем на данный момент интересуются взрослые, то есть говорить о том, что наполняет их каждодневное существование.

Такая обратная связь сокращает эмоциональные дистанции и сближает родственных людей.

Работа педагога с родителями должна быть выстроена тонко и тактично, поскольку взрослый человек имеет свои, достаточно устоявшиеся, взгляды на жизнь и зачастую очень трудно его в чем-либо переубедить (если возникает такая необходимость). Эта работа — необходимое звено в цепочке взаимоотношений «педагог — ребенок — родители», так как выпадение какого-либо элемента из данного звена ведет к нарушению воспитательного процесса в целом 2.

При работе педагогов с родителями должен учитываться один момент: для достижения максимального эффекта следует проводить встречи именно втроём, чтобы не допустить искажения подачи материала, которая может дезориентировать ребенка. Проведение совместных встреч имеет следующие преимущества:

– Дает уверенность ребенку, что от него ничего не скрывают.

– Экономит время педагога, поскольку не нужно проводить раздельные беседы.

– Дает более полную информацию родителю о его ребёнке.

– Появляется возможность снять возникающие разногласия между родителем и ребенком.

– Уменьшает возможность недопонимания, т. к. каждый участник беседы слышит мнение другого.

– Усиливает желание ребенка принять участие в выработке решения, касающегося его жизни.

– Усиливает чувство общности всех участников встречи.

Успешность воспитательного процесса детей зависит от того, как складываются отношения между педагогами и родителями. Если задачи и педагогов, и родителей будут совпадать, то удастся подготовить к самостоятельной жизни полноценно развитого ребёнка. Только в этом случае можно будет прийти к какому-то согласию, не ущемляя интересов ни друг друга, ни детей, на которых направлен процесс воспитания, и объединить усилия для достижения высоких результатов в процессе воспитания детей в неполной семье.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.: Политиздат, 1985. — 238 с.
  2. Анненкова Н. В., Стрекалова Н. И. Педагогические аспекты психического здоровья ребёнка: Учебное пособие. — Курск: КГПИ, 1994. — 155 с.
  3. Брянская область.2021/Стат.сб. Брянскстат. — Брянск, 2021. — 504 с.
  4. Воспитание детей в неполной семье: Перевод с чешского / (З. Марова, З. Матейчик, С. Радванова и др.). — М.: Прогресс, 1980. — 206 с.
  5. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства // СОЦИС. — 2000. — № 11. — С. 90–97.
  6. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999. — 231 с.
  8. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2. — М.: Педагогика. — 1978.
  9. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, неполная семья, ребенок, родитель, сельская местность, жизнь ребенка, педагог, проблема, совместное проживание.


Задать вопрос