Развитие двигательной сферы — важное условие эффективной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Меркушева Елена Петровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 15.10.2018
Статья просмотрена: 2477 раз
Библиографическое описание:
Меркушева, Е. П. Развитие двигательной сферы — важное условие эффективной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. П. Меркушева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 54-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3642/ (дата обращения: 17.12.2024).
Я работаю в специальной школе-интернат, где обучаются дети с различными нарушениями зрения и слепые дети. Наша школа специальная и поэтому в ней есть коррекционное направление, в котором работают специалисты, помогающие детям в трудностях в обучении и социальной адаптации в жизни. Я, учитель коррекционной ритмики и адаптивной физической культуры. Эти занятия тоже относятся к коррекционно-развивающим.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени имеют нарушения в познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфере.
Проводя диагностику во время своих занятий,я наблюдаю такие нарушения в двигательной сфере как нарушение координации движений, общей моторики, чувства ритма, устойчивости тела, скорости, ловкости, мышечного тонуса, двигательных умений и навыков.
Развитие двигательной сферы ребенка является важным условием эффективной коррекции в целом, так как в достаточном объеме, правильно направленные, скоординированные, точные, активные, выразительные, порой эмоциональные движения способствуют укреплению здоровья, развитию познавательных процессов, социализации, успешной интеграции и полноценному всестороннему развитию ребенка.
Развитие двигательной сферы, а значит, повышение двигательной активности детей, происходит путем выполнения различных физических упражнений в течение занятий на протяжении всего образовательного процесса.
Развивать двигательную сферу детей мы можем через выполнение физических упражнений разного направления и характера исполнения.
Это ритмические и логоритмические упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, корригирующие и кардио-упражнения, упражнения под музыку и танцы.
Эти виды упражнений может применять любой учитель на своих уроках в виде физкультминуток, музыкальных пауз на разных уроках, занятиях, воспитательных часах и прогулках.
Занятия коррекционной ритмики и адаптивной физической культуры-это два направления коррекционных занятий, которые отличаются друг от друга тем, что упражнения, применяемые на занятиях ритмики, развивают, в большей степени, чувство ритма и координацию и проводятся под музыку, а упражнения, применяемые на занятиях адаптивной физической культуры(АФК) имеют лечебный и корригирующий характер.
Разные виды упражнений развивают в ребенке познавательную сферу, эмоционально-волевую и двигательную, тем самым развивая ребенка в целом.
Ритмические упражнения используются на каждом занятии так как развивают чувство ритма, внимание, координацию, мышление, память. моторику, слух. Задания даются от простого к сложному. Можно выполнять ритмические упражнения с предметом и без, используя музыкальные инструменты, а также хлопать, шлепать и топать по заданию учителя.
Музыкально-ритмические игры — это ритмические упражнения, выполняемые под музыку в игровой форме. Способствуют развитию и коррекции речи, памяти, внимания, чувства ритма, координации движений, точности движений, музыкальности, воображения, снятия эмоционального напряжения.
Логоритмические упражнения — это проговаривание слов с одновременным выполнением физических упражнений. Ониразвивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности, воображение, внимание, память, чувство ритма, поднимают эмоциональное настроение.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Несложные упражнения, речевки, рифмовки, чистоговорки может выполнять с детьми учитель на физкультминутках или на прогулке.
Например: упражнение «Лягушки»
«На болоте две подружки — Пружинистые приседания
Две зеленые лягушки — То же, руки на поясе
Утром рано умывались, — Имитация умывания
Полотенцем растирались. — Имитация растираний спины и живота.
Ножками топали, — Ходьба с высоким подниманием бедра
Ручками хлопали. — Хлопки в ладони
Вправо, влево наклонялись-Наклоны вправо-влево
И обратно возвращались. — То же
Вот здоровья в чем секрет. — Прыжки на месте
Всем друзьям Физкульт-привет» — Прыжки с поворотом вокруг себя.
Можно соединять логоритмику и музыкально-ритмическую игру и тем самым мы задействуем у ребенка сразу речевой, двигательный аппарат, развиваем познавательную сферу и способствуем поднятию настроения. Например: игра «У оленя дом большой»
Обучающиеся под музыку проговаривают слова, выполняя определенные движения. Ритм музыки может ускоряться.
Упражнения под музыку итанцы оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Задания на самостоятельный выбор движений развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Корригирующие упражнения — это специальные физические упражнения, применяемые с целью исправления того или иного нарушения.
Дети с нарушением зрения и слепотой зачастую имеют вторичные нарушения (нарушения осанки, плоскостопие, лишний вес). Развитие двигательной сферы этих детей-это и предупреждение вторичных отклонений!
На занятиях адаптивной физической культуры выполняются целенаправленные комплексы упражнений для профилактики или коррекции заболевания. Но педагоги и воспитатели образовательного процесса могут использовать элементы корригирующих упражнений для профилактики и укрепления тех или иных мышц.
Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки
Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия
Кардио-упражнения — это упражнения, направленные на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Дети с ограничениями в здоровье ведут малоподвижный образ жизни и поэтому страдают гиподинамией, из-за чего нарушается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, замедляется физическое развитие и общая моторика. А значит кровь и ткани организма страдают от недостатка кислорода, что ведет к понижению работоспособности. Моя задача на занятии ритмики и адаптивной физической культуры-увеличивать дыхательный объем, работая над дыханием и двигательной активностью. Дети должны знать и уметь выполнять физические упражнения с правильным дыханием, уметь контролировать пульс(ЧСС).
Во время работы на кардио-тренажерах (велотренажер, беговая дорожка, элипсоидный тренажер (орбитрек), гребной тренажер) у детей задействованы все основные группы мышц, повышается работа сердца и дыхания, расширяются двигательные возможности, укрепляются мышцы, выносливость, появляется уверенность в своих силах.
Мы помогаем детям увеличивать жизненную емкость легких за счет увеличения дыхательного объема, умения дышать грудью(грудное) и животом(брюшное).
Выполняя дыхательные упражнения, ребенок учится справляться с волнением и раздражительностью, добивается полного расслабления и успокоения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Подвижные игры оказывают комплексное воздействие на организм. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазание и др. с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент).Развивают координацию движений, укрепляют мышцы, способствуют снятию эмоционального напряжения, развитию чувства коллективизма, сопереживания и т. д. Через игровой метод дети лучше социализируются.
Упражнения на расслабление
Каждое занятие завершается упражнениями на расслабление (релаксационные). Упражнения под спокойную музыку играют огромную роль в снятии эмоционального напряжения, расслабления всех мышц организма и восстановления сил.
Подводя итоги вышесказанного, хочу отметить, что, развивая двигательную сферу ребенка через физические упражнения, мы способствуем эффективной коррекции в целом. А именно, развиваем и улучшаем работу всех познавательных процессов и всех систем организма.