Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
Автор: Харитонова Светлана Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 487 раз
Библиографическое описание:
Харитонова, С. С. Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии / С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2922/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в урочной деятельности.
Ключевые слова: метод проектов, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, урок биологии.
Проектный метод в педагогике возник во второй половине XIX века в США на основе «прагматической педагогики» и был внедрен в практику Джоном Дьюи. В России идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
Если традиционно проектная деятельность воспринималась большинством педагогов как форма организации внеклассной или внеурочной работы, то Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает использование проектной технологии и на уроках.
Поэтому понимание проектного метода в обучении претерпело изменения в современной педагогике. Так, например, А.В. Хуторской рассматривает метод проектов как форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока до нескольких месяцев [2].
Проведенное нами анкетирование учителей биологии города Арзамаса и Арзамасского района показало, что все участники анкетирования независимо от стажа работы, пола и учебного заведения, используют в своей работе метод проектов. При этом 43,75 % опрошенных учителей используют эту технологию систематически, а иногда – 56,25% опрошенных.
Учителя биологии применяют метод проектов одинаково часто как на уроках (62,5%), так и во внеурочной деятельности (62,5%), во внеклассной работе используют этот метод в два раза меньше – 31% опрошенных учителей (Рис.1).
Рис.1. Использование учителями биологии метода проектов в разных организационных формах обучения.
На наш взгляд, такой выбор форм использования проектной технологии не случаен, а обусловлен требованиями ФГОС, исходя из которого появляется использование проектного метода, в том числе на уроке, и обязательная для учителя и учеников внеурочная деятельность. В этой связи, и учитывая недостаток свободного времени учителя-предметника, внеклассная работа уходит на второй план.
Из затруднений, которые возникают при организации проектной деятельности школьников в соответствии с ФГОС, большинство учителей отметили определение места проектной деятельности на уроке и оформление технологической карты или конспекта урока с использованием проектной деятельности, трудности в формулировке темы проекта. Этот факт еще раз подтверждает нашу мысль о том, что одной из основных трудностей учителя при реализации проектной деятельности по ФГОС является ее организация на уроках, поскольку это является особенностью нового стандарта и необходимый опыт педагогами еще не наработан.
В связи с вышесказанным в рамках работы над магистерской диссертацией на тему «Организация проектной деятельности учащихся при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии основной школы »нами было разработано 18 уроков с использованием метода проектов. Обучение велось с использованием программы под редакцией В.В. Пасечника издательства «Дрофа» [1] и соответствующего ей школьного учебника [3].
В качестве примера урока, построенного на основе проектного метода, приведем технологическую карту урока биологии в 5 классе на тему «Царство Растений».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
УМК: УМК под ред. В. В. Пасечника, изд-во «Дрофа»
Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях организации представителей царства Растения.
Задачи:повторить и обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растений; закрепить умения распознавать представителей данного царства, обосновывать их принадлежность к данному царству; характеризовать признаки усложнения их организации.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- изученные царства живой природы – Растения;
- особенности строения и жизнедеятельности представителей изученного царства;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные);
- роль представителей изученного царства в биосфере и жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику представителей изученного царства;
- объяснять происхождение представителей изученного царства;
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать представителей изученного царства и на этой основе делать выводы;
- работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;
Личностные результаты:
- развитие и формирование интереса к изучению природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Оборудование: учебник, тетради, карточки с названиями отделов растений и карточки для заполнения в форме стрелки для каждой команды, ноутбук, проектор, подготовленные учащимися презентации, фломастеры, листы бумаги, клей карандац, гербарий представителей всех отделов растений.
Предварительное задание (подготовка): Класс делится на небольшие группы (по 3-4 человека). Каждая группа получает свою тему в соответствии с отделами растений (водоросли, мхи, плауны и хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые). Каждая группа должна придумать название своей команды, которое отражает специфику отдела растений, подготовить «презентацию о себе», в которой отразить основные особенности растений данного отдела, их внешний вид, значение в жизни человека, найти интересные факты о них, проявить творчество, построив рассказ от лица изучаемого растения.
Ход урока:
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|
Организационный этап (1 мин.) |
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готово к занятию. |
Приветствуют учителя. Рассаживаются на свои места по группам. Демонстрируют готовность к уроку |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
|
Мотивация учебной деятельности (1 мин) |
Как вы уже поняли, сегодня наш урок будет необычным. Как вы думаете, почему? И даже попробуем вместе с ними пройти небольшой отрезок их эволюционного пути. Вы готовы? |
Мы попадем в Царство Растений. Готовы! |
Регулятивные целеполагания |
|
Актуализация знаний (7 мин) |
Прежде чем начать, у вас есть 5 минут, чтобы придумать и нарисовать на листе эмблему своей команды и представить свою команду всем участникам путешествия. Команды готовы, можем начинать. |
Совещаются в группах, рисуют эмблему команды. Демонстрируют свою эмблему всему классу и объясняют, почему она выбрана именно такой. |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
|
Обобщение и систематизация знаний (20 мин) |
Теперь мы отправляемся в царство Растений. В нем уже побывала Эволюция, поэтому мы можем сейчас видеть растения во всем их многообразии. Растения сами расскажут нам о себе, а другие группы должны определить и записать в карточки в форме стрелочки, которые у вас есть на столах, что же сделала Эволюция, чтобы превратить один отдел в другой. Все отделы рассказали нам о себе. А теперь возьмите карточки со стрелками, на которых вы записали, что же сделала Эволюция с растениями, и карточки с названиями отделов, которые лежат у вас на столах, и наклейте их на большой лист бумаги в порядке усложнения. Стрелками будет обозначено действие эволюции. |
Каждая команда выступает с подготовленной презентацией, рассказывает о своем отделе растений с точки зрения его представителей. Команды выступают в порядке усложнения организации (Водоросли, Мхи, Плауны и Хвощи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные). После каждого выступления командам дается 1 минута, чтобы записать на карточке в форме стрелки существенные изменения, которые произошли в этом отделе растений по сравнению с предыдущим. Совещаются в группе, располагают карточки в правильном порядке, наклеивают на лист бумаги. |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
Применение знаний и умений в новой ситуации (7 мин) |
Теперь, когда мы уже много знаем о растениях, давайте поможем потерявшимся в Царстве Растений найти своих родственников. На столе лежит гербарий «потерявшихся» растений. Ваша задача вернуть их домой, то есть определить, к какому отделу они относятся и передать их команде представителей этого отдела. |
Работают с гербарием. Применяют полученные знания в новой ситуации. Определяют, к какому отделу относятся представители предложенных растений. Передают гербарные листы нужной команде. |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
Контроль усвоения, коррекция ошибок (7 мин) |
Посмотрим, что у нас получилось. Теперь вопрос к командам – все растения нашли свой дом? Давайте проверим, не заблудился ли кто-то. – Проверка распределения растений из гербария по отделам. Давайте запишем эти растения на карточках с названием их «дома», чтобы они его больше не теряли. |
Демонстрируют получившиеся схемы, вместе с учителем обсуждают, что получилось, корректируют. Каждая команда называет представителей своего отдела, гербарии которых передали им другие группы. Отмечает ошибки в определении, если их замечает. Все команды записывают этих представителей на карточках с названиями отделов |
Коммуникативные, регулятивные, коррекции |
|
Рефлексия и подведение итогов урока (2 мин) |
Вернемся из царства растений в наш класс.
Как вы считаете, интересно прошел сегодняшний урок? Сегодня мы побывали в… Мы вспомнили… При этом я впервые узнал, что… Мы научились…. Мне понравилось… Дома я хочу найти информацию про… Всем спасибо за хорошую работу и увлекательное путешествие. |
Отвечают на вопросы учителя. Продолжают незаконченные предложения. |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
|
Приложение: Образцы карточек для заполнения
Образец карточки с названиями отделов: Образец карточки-стрелки:
Литература:
- Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54 с.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник / В.В. Пасечник. – 6-е изд., сереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 141 с.
Ключевые слова
метод проектов, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, урок биологииПохожие статьи
Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.
Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии
В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области
В статье рассмотрены результаты анкетирования учителей биологии по проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся средствами школьного курса биологии.
Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики
В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...
Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии
В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса
В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...
Похожие статьи
Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.
Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии
В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области
В статье рассмотрены результаты анкетирования учителей биологии по проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся средствами школьного курса биологии.
Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики
В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...
Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии
В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса
В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...