Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся в школьном курсе биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 815 раз

Библиографическое описание:

Бусарова, Н. В. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся в школьном курсе биологии / Н. В. Бусарова, Т. К. Решетина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 576-580. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38199/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье раскрыты результаты проекта «Эколого-фаунистическое исследование группы полужесткокрылых» и продукты взаимодействия учащихся с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности.

Ключевые слова: проектная деятельность, полужесткокрылые, познавательная активность, эколого-фаунистическое исследование, метод проектов, квилт, кластер, веб-квест

Сегодня особое внимание уделяется компетентностному подходу в образовании. Для учителя — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Решению данных задач в современной школе может способствовать только переход на новый тип обучения — инновационный. Одним из инновационных направлений в образовании является метод проектов, основателями и разработчиками которого являлись Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик [3].

В рамках научной исследовательской практики, которая проходила на базе МБОУ СШ № 10 города Арзамаса, учащимся был предложен проект «Эколого-фаунистические исследования группы полужесткокрылых».

Нашей целью являлось разработать и внедрить в практику обучения методику проектной деятельности при взаимодействии с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности каждого обучающегося в школьном курсе биологии 10 класса.

Задачи деятельности:

– познакомиться с биоразнообразием класса насекомые, самыми распространенными представителями отряда полужесткокрылые;

– научиться распознавать различные виды отряда полужесткокрылые;

– овладевать навыками проведения камеральной обработки в лабораторных условиях;

– понять значение лабораторных и полевых исследований;

– убедиться в том, что некоторые представители отряда полужесткокрылых могут использоваться в качестве биоиндикаторов среды.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап:

Сбор информации и описание отряда полужесткокрылые. Представление сущности понятия зоологическое исследование и его методы. Знакомство с камеральной обработкой. Определение проблемы камеральной обработки и вытекающих из нее задач исследования.

  1. Основной этап:

Обсуждение методов зоологического исследования. Овладение навыками работы с определительными таблицами представителей отряда Полужесткокрылых. Обсуждение способов оформления конечных результатов. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  1. Защита творческих продуктов:

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Выводы, выдвижение новых проблем исследования;

Результаты проекта представлены в двух частях. Первой частью является создание учащимися квилта и кластеров. Квилт — (англ. quilt стёганое одеяло) — большое полотно, состоящее из отдельных частей лоскутков, созданное в процессе актуализации знаний [4].

F:\Рисунок1.jpg

Рис. 1. Квилт учащегося 10 класса по известным представителям отряда полужесткокрылых

Кластер — (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами [4].

Рисунок2.jpg

Рис. 2. Кластер учащегося 10 класса по определению понятия «камеральная обработка»

Веб-квест проектной деятельности относится ко второй части результатов проекта

Образовательный веб-квест — (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Для создание веб-квестов и веб-страниц проектов можно заранее подготовить web-странички и результаты любого проекта можно разместить на сайте или блоге. Сейчас есть много возможностей и технологий для максимального использования Интернета в учебной деятельности [5].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени для решения какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Во время проведения подготовительного этапа нами было проведено анкетирование учащихся 10 класса МБОУ СШ № 10 города Арзамаса. При анализе которого можно сказать, что наибольшее количество учащихся не знакомы с понятием «проектная деятельность», а так же не имеют представления о понятии — зоологическое исследование и его методы (рис. 3) [1, 2].

При подведении итогов анкетирования стало известно, что учащиеся хотели бы заняться проектной деятельностью и познакомиться с методами зоологических исследований, продолжить работу с коллекциями насекомых и участвовать в работе по изучению отдельных групп беспозвоночных (рис. 4) [1, 2].

Рис. 3. Графическое изображение ответа на вопрос «Знакомы ли Вы с понятием «проектная деятельность»

Рис. 4. Графическое изображение ответа на вопрос «Хотели бы Вы участвовать в работе по изучению отдельных групп беспозвоночных»

Педагогическая деятельность, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов может быть реализована с помощью различных средств обучения (книги, справочники, видеозаписи и т. п.). Основной этап работы проводился с использованием новых информационных технологий (виртуальные библиотеки, мультимедийные средства и пр.), что позволило облегчить усвоение новых знаний о зоологических исследованиях и овладение методикой работы с зоологическими объектами [1].

Метод проектов, как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера. Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на стадиях реализации таких проектов (планирование, выполнение, представление результатов). Также информационные технологии позволяют продемонстрировать возможности разных способов оформления материалов с использованием компьютера.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Реализация проекта «Эколого-фаунистические исследования группы Полужесткокрылых» на практике привела к изменению познавательной и творческой активности каждого учащегося 10-го класса МБОУ СШ № 10 города Арзамас по биологии. После подготовительного и основного этапов проекта был проведен итоговый контрольный срез знаний, который показал высокое качество знаний учащихся по окончании экспериментального исследования. Результаты итогового контрольного среза в соотношении правильных и неправильных ответов (ППОправильный полный ответ, ПНОправильный неполный ответ, НПнеправильный ответ, НОнет ответа) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ результатов итогового контрольного среза знаний учащихся

Задания

Варианты ответов

ППО

ПНО

НП

НО

  1. Что называется зоологическим исследованием?

17 (74 %)

3 (13 %)

3 (13 %)

0

  1. Перечисли, известные тебе, 3 метода зоологических исследований.

14 (60 %)

6 (26 %)

3 (14 %)

0

  1. Что такое камеральная обработка?

21 (91 %)

2 (9 %)

0

0

  1. Вставь пропущенные слова в предложение.

14 (60 %)

6 (26 %)

3 (14 %)

0

  1. Как Вы понимаете понятия: лабораторные и полевые исследования?

22 (96 %)

1 (4 %)

0

0

  1. Напишите классификацию отряда Полужесткокрылые.

11 (48 %)

8 (34 %)

1 (4 %)

3 (14 %)

  1. Какие методы сбора Полужесткокрылых Вам известны?

19 (83 %)

4 (17 %)

0

0

  1. В какой вегетационный период проводятся сборы отряда Полужесткокрылых?

22 (96 %)

1 (4 %)

0

0

  1. Какие внешние признаки используются в качестве фенотипических маркеров у клопов?

13 (57 %)

6 (26 %)

4 (17 %)

0

  1. Могут ли Полужесткокрылые использоваться в качестве биоиндикаторов среды?

9 (40 %)

0

14 (60 %)

0

Защита творческих продуктов по окончании выполнения проекта основана на подведении итогов, оформлении результатов (квилты и кластеры), их презентации. По завершении работы (во второй части результатов) планируется создание веб-квеста, которое направлено на расширение и уточнение понятий по исследованию.

Таким образом, метод проектов ориентирует работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, умения пользоваться исследовательскими методами: знакомства с разными точками зрения на одну проблему, сбор необходимую информацию, фактов, умение их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Литература:

  1. Бусарова Н. В. Структурно-функциональная организация сообществ членистоногих полезащитных полос в условиях лесостепной зоны // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2006. — 23 с.
  2. Бусарова Н. В., Марина А. В., Кривоногов Д. М. Использование клопа-солдатика в качестве объекта изучения фенетической изменчивости // Биология в школе. — 2011 — № 3. — С. 14–22.
  3. Обухов А. С. Эффективность применения проектной деятельности и исследовательской деятельности в обучении // Школьные технологии. — 2006, № 5. С. — 86.
  4. Решетина Т. К. Конструирование школьниками индивидуальной картины мира средствами литературы / Т. К. Решетина // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — С. 106–109.
  5. Web-квест в проектной деятельности. — 2011. [Электронный ресурс]: http://katerina–bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/internet_uroki_i_web kvesty/4–1-0–8. Дата обращения: (06.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, камеральная обработка, проектная деятельность, итоговый контрольный срез, творческая активность, город Арзамаса, графическое изображение ответа, качество биоиндикаторов среды, основной этап, подготовительный этап.


Ключевые слова

кластер, метод проектов, познавательная активность, проектная деятельность, веб-квест, полужёсткокрылые, эколого-фаунистическое исследование, квилт

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения

В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на уроках биологии

В статье рассматривается развитие исследовательских умений учащихся через организацию проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе и выявление условий их реализации через модель изучения темы «Рыбы»

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения

В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на уроках биологии

В статье рассматривается развитие исследовательских умений учащихся через организацию проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе и выявление условий их реализации через модель изучения темы «Рыбы»

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Задать вопрос