В статье раскрыты результаты проекта «Эколого-фаунистическое исследование группы полужесткокрылых» и продукты взаимодействия учащихся с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности.
Ключевые слова: проектная деятельность, полужесткокрылые, познавательная активность, эколого-фаунистическое исследование, метод проектов, квилт, кластер, веб-квест
Сегодня особое внимание уделяется компетентностному подходу в образовании. Для учителя — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Решению данных задач в современной школе может способствовать только переход на новый тип обучения — инновационный. Одним из инновационных направлений в образовании является метод проектов, основателями и разработчиками которого являлись Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик [3].
В рамках научной исследовательской практики, которая проходила на базе МБОУ СШ № 10 города Арзамаса, учащимся был предложен проект «Эколого-фаунистические исследования группы полужесткокрылых».
Нашей целью являлось разработать и внедрить в практику обучения методику проектной деятельности при взаимодействии с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности каждого обучающегося в школьном курсе биологии 10 класса.
Задачи деятельности:
– познакомиться с биоразнообразием класса насекомые, самыми распространенными представителями отряда полужесткокрылые;
– научиться распознавать различные виды отряда полужесткокрылые;
– овладевать навыками проведения камеральной обработки в лабораторных условиях;
– понять значение лабораторных и полевых исследований;
– убедиться в том, что некоторые представители отряда полужесткокрылых могут использоваться в качестве биоиндикаторов среды.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
- Подготовительный этап:
Сбор информации и описание отряда полужесткокрылые. Представление сущности понятия зоологическое исследование и его методы. Знакомство с камеральной обработкой. Определение проблемы камеральной обработки и вытекающих из нее задач исследования.
- Основной этап:
Обсуждение методов зоологического исследования. Овладение навыками работы с определительными таблицами представителей отряда Полужесткокрылых. Обсуждение способов оформления конечных результатов. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- Защита творческих продуктов:
Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
Выводы, выдвижение новых проблем исследования;
Результаты проекта представлены в двух частях. Первой частью является создание учащимися квилта и кластеров. Квилт — (англ. quilt стёганое одеяло) — большое полотно, состоящее из отдельных частей лоскутков, созданное в процессе актуализации знаний [4].
Рис. 1. Квилт учащегося 10 класса по известным представителям отряда полужесткокрылых
Кластер — (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами [4].
Рис. 2. Кластер учащегося 10 класса по определению понятия «камеральная обработка»
Веб-квест проектной деятельности относится ко второй части результатов проекта
Образовательный веб-квест — (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Для создание веб-квестов и веб-страниц проектов можно заранее подготовить web-странички и результаты любого проекта можно разместить на сайте или блоге. Сейчас есть много возможностей и технологий для максимального использования Интернета в учебной деятельности [5].
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени для решения какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Во время проведения подготовительного этапа нами было проведено анкетирование учащихся 10 класса МБОУ СШ № 10 города Арзамаса. При анализе которого можно сказать, что наибольшее количество учащихся не знакомы с понятием «проектная деятельность», а так же не имеют представления о понятии — зоологическое исследование и его методы (рис. 3) [1, 2].
При подведении итогов анкетирования стало известно, что учащиеся хотели бы заняться проектной деятельностью и познакомиться с методами зоологических исследований, продолжить работу с коллекциями насекомых и участвовать в работе по изучению отдельных групп беспозвоночных (рис. 4) [1, 2].
Рис. 3. Графическое изображение ответа на вопрос «Знакомы ли Вы с понятием «проектная деятельность»
Рис. 4. Графическое изображение ответа на вопрос «Хотели бы Вы участвовать в работе по изучению отдельных групп беспозвоночных»
Педагогическая деятельность, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов может быть реализована с помощью различных средств обучения (книги, справочники, видеозаписи и т. п.). Основной этап работы проводился с использованием новых информационных технологий (виртуальные библиотеки, мультимедийные средства и пр.), что позволило облегчить усвоение новых знаний о зоологических исследованиях и овладение методикой работы с зоологическими объектами [1].
Метод проектов, как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера. Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на стадиях реализации таких проектов (планирование, выполнение, представление результатов). Также информационные технологии позволяют продемонстрировать возможности разных способов оформления материалов с использованием компьютера.
В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Реализация проекта «Эколого-фаунистические исследования группы Полужесткокрылых» на практике привела к изменению познавательной и творческой активности каждого учащегося 10-го класса МБОУ СШ № 10 города Арзамас по биологии. После подготовительного и основного этапов проекта был проведен итоговый контрольный срез знаний, который показал высокое качество знаний учащихся по окончании экспериментального исследования. Результаты итогового контрольного среза в соотношении правильных и неправильных ответов (ППО— правильный полный ответ, ПНО— правильный неполный ответ, НП— неправильный ответ, НО— нет ответа) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ результатов итогового контрольного среза знаний учащихся
Задания |
Варианты ответов |
|||
ППО |
ПНО |
НП |
НО |
|
|
17 (74 %) |
3 (13 %) |
3 (13 %) |
0 |
|
14 (60 %) |
6 (26 %) |
3 (14 %) |
0 |
|
21 (91 %) |
2 (9 %) |
0 |
0 |
|
14 (60 %) |
6 (26 %) |
3 (14 %) |
0 |
|
22 (96 %) |
1 (4 %) |
0 |
0 |
|
11 (48 %) |
8 (34 %) |
1 (4 %) |
3 (14 %) |
|
19 (83 %) |
4 (17 %) |
0 |
0 |
|
22 (96 %) |
1 (4 %) |
0 |
0 |
|
13 (57 %) |
6 (26 %) |
4 (17 %) |
0 |
|
9 (40 %) |
0 |
14 (60 %) |
0 |
Защита творческих продуктов по окончании выполнения проекта основана на подведении итогов, оформлении результатов (квилты и кластеры), их презентации. По завершении работы (во второй части результатов) планируется создание веб-квеста, которое направлено на расширение и уточнение понятий по исследованию.
Таким образом, метод проектов ориентирует работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, умения пользоваться исследовательскими методами: знакомства с разными точками зрения на одну проблему, сбор необходимую информацию, фактов, умение их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Литература:
- Бусарова Н. В. Структурно-функциональная организация сообществ членистоногих полезащитных полос в условиях лесостепной зоны // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2006. — 23 с.
- Бусарова Н. В., Марина А. В., Кривоногов Д. М. Использование клопа-солдатика в качестве объекта изучения фенетической изменчивости // Биология в школе. — 2011 — № 3. — С. 14–22.
- Обухов А. С. Эффективность применения проектной деятельности и исследовательской деятельности в обучении // Школьные технологии. — 2006, № 5. С. — 86.
- Решетина Т. К. Конструирование школьниками индивидуальной картины мира средствами литературы / Т. К. Решетина // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — С. 106–109.
- Web-квест в проектной деятельности. — 2011. [Электронный ресурс]: http://katerina–bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/internet_uroki_i_web kvesty/4–1-0–8. Дата обращения: (06.12.2016).