Урок кубановедения в 3-м классе
Автор: Козина Елена Борисовна
Рубрика: Методическая копилка: школьное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.
Дата публикации: 11.12.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Козина, Е. Б. Урок кубановедения в 3-м классе / Е. Б. Козина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9672/ (дата обращения: 16.12.2024).
Препринт статьи
Рассматривается разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок для учащихся 3 класса. В увлекательной, игровой форме ученики познакомятся с растениями разных природных зон Краснодарского края. Урок нацелен на развитие наблюдательности и внимания у учащихся, а также на воспитание у них любви к природе родного края.
Ключевые слова: названия природных зон Краснодарского края, растения разных природных зон Краснодарского края.
Тема урока: «Разнообразие растительного мира Краснодарского края».
Цели:
1) познакомить обучающихся с растениями Краснодарского края, произрастающими в разных природных зонах;
2) развивать у ребят наблюдательность, внимание;
3) воспитывать у детей любовь к природе родного края.
Оборудование: сообщения о растительности природных зон, иллюстрации растений, таблицы и жетоны с изображениями природы разных зон Краснодарского края.
Ход урока:
I . Организационный момент.
Моя земля.
Знакомы мне на ней
И даль полей,
И сена запах мятный.
Вдали –
Она дороже и родней,
Вблизи –
Она подробней и понятней.
(Анатолий Шиляев)
II . Объяснение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока:
— Ребята, предлагаю отправиться в путешествие по Родной земле — Краснодарскому краю! Готовы?
— Тогда отгадайте названия природных зон, по которым мы будем путешествовать, для того, чтобы познакомиться с их растительным миром.
2. Загадки.
Доска разделена на четыре части, где зашифрованы названия природных зон. Ребята отгадывают загадки:
1) Здесь, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья тут не растут из-за недостатка влаги. Они встречаются только по берегам рек ( Степь ).
2) Роль этой природной зоны в жизни человека велика. Она для человека самый щедрый друг, который даёт бумагу, спички, лекарства, грибы, ягоды, орехи. Всего и не перечислишь. И ещё без неё обмелели и пересохли бы реки, не было бы кислорода. А ещё она дарит людям свою красоту ( Лес ).
3) Эту зону можно назвать гордыми великанами, которые известны своей величавой красотой. Здесь рядом с вечными снегами соседствуют леса ( Горы ).
4) Эта зона занимает в нашем крае узкую полоску земли между морем и горами и поэтому тут созданы благоприятные условия для растительности ( Черноморское побережье ).
После этого вывешиваются таблицы со схематическими изображениями зон:
3. Выступление заранее подготовленных учащихся.
— Ваша задача внимательно слушать выступающих, а после их сообщения назвать растения данной зоны. За правильный ответ вы будете получать жетоны с условным изображением данной природной зоны: степь, лес, горы, Черноморское побережье Кавказа.
1) Растительный мир степи. (С сообщением выступает первый ученик):
— Итак, отправимся в степь. В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко-зелёную, то бело-жёлто-голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и тоже время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свёклы и других культурных растений. Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, лебеду, осот полевой, зверобой, ромашку, щавель конский, алтей лекарственный и другие травы.
(Ребята, которые правильно перечисляют растения степной зоны Кубани, получают жетоны с изображением степи.)
2) Растительный мир леса. (С сообщением выступает второй ученик):
По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь, а последняя — в лесную зону. Примерно половину площади лесостепи занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клёна, орешника, кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточенно около 30 процентов дубрав, свыше 80 процентов буковых и примерно 90 процентов каштановых насаждений России.
(Ребята, которые правильно перечисляют растения лесной зоны Кубани, получают жетоны с изображением леса.)
III . Физкультминутка.
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
3) Растительный мир гор. (С сообщением выступает третий ученик):
Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. Осенью на буке созревают небольшие орешки, содержащие в себе много масла. За буковыми лесами начинаются хвойные, их составляют кавказская пихта, ель, сосна.
На высоте 1800–2200 метров над уровнем моря изобилие субальпийской растительности. Это богатые пастбища для крупного рогатого скота и отар овец.
За субальпийскими лугами простираются альпийские луга. Здесь природа сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега. Растения от 4-х до 15 сантиметров высотой, стелющейся формы. Кругом произрастают красные мытники, ярко-синие горечавки, золотисто-жёлтые одуванчики, розово-красные гвоздики, голубые незабудки.
(Ребята, которые правильно перечисляют растения горной зоны Кубани, получают жетоны с изображением гор.)
4) Растительный мир Черноморского побережья. (С сообщением выступает четвертый ученик):
От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривлённые сильными ветрами низкорослые вяз, граб и среди них кизил и боярышник. В районе Геленджика встречаются вяз, клён, ясень, кизил, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью — пицундская сосна.
А вот в районе Большого Сочи растительность иная. Круглый год тут зеленеют кипарисы, пальмы, магнолии. Это происходит оттого, что Главный Сочи растительность иная. вяз, клён, ясень, кизил, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью — пицундская соснаа. алтейКавказский хребет защищает побережье от холодных северных ветров, а море обогревает побережье.
Парки, скверы здесь украшают разнообразные пальмы, бамбук, юкка, благородный лавр. Нет такого месяца в году, чтобы не цвели какие-либо растения. В садах зреют абрикосы, персики и другие фрукты.
(Ребята, которые правильно перечисляют растения субтропической зоны Кубани, получают жетоны с изображением Черноморского побережья.)
IV . Итог урока.
Игра «Из какой природной зоны растение?»
На доску вывешиваются иллюстрации растений разных природных зон вразброс.
— Выберем 4-х человек с наибольшим количеством жетонов.
— Вам необходимо распределить все растения по их природным зонам.
Остальные учащиеся с места проверяют и исправляют ошибки.
Все заработавшие жетоны получают положительные оценки.
V . Домашнее задание.
Подготовить мини-плакаты и их защиту на тему: «Охрана растительности Краснодарского края».
Литература:
- Мирук М. В. Кубановедение. 3 класс. Учебное пособие. 2024 г.