Проектирование программы модуля «Скажем нет зависимости» как компонента здоровьесберегающей среды школы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Яшина, К. О. Проектирование программы модуля «Скажем нет зависимости» как компонента здоровьесберегающей среды школы / К. О. Яшина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 82-83. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2913/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена программа модуля «Скажем нет зависимости», реализуемого в опыте деятельности МБОУ «Мухтоловская СШ №1» Ардатовского района Нижегородской области.

Ключевые слова: экологически безопасная здоровьесберегающая образовательная среда, модуль, проектирование программы модуля.

Одной из ключевых задач, решаемых современной школой, является формирование экологически безопасной, здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения, выступающей важнейшим условием формирования здорового образа жизни современных учащихся.

Основная тяжесть работы в этой области традиционно возлагается на учителей естественнонаучного цикла. В последние годы, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, эта работа приобретает все большую метапредметную направленность, о чем свидетельствует включение в программу каждой общеобразовательной организации соответствующего раздела, содержание которого должно включать модули по различным аспектам здоровьесбережения [1]. В этой связи все общеобразовательные организации осуществляют работу подобного рода.

Реализуя магистерское исследование на тему «Формирование экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды в опыте деятельности образовательного учреждения», мы разработали 6 модулей: «Стресс – друг или враг?», «Движение – путь к здоровью», «Коммуникативная грамматика», «Здоровое питание», «Тайм-менеджмент», «Скажем нет зависимости», часть из которых уже опубликована [2-5].

В связи с тем, что особую важность приобретает проблема различного рода зависимостей у подростков, предлагаем вашему вниманию разработку модуля «Скажем нет зависимости».

Программа модуля «Скажем нет зависимости» рассчитана на 8 часов. Курс является дополнительным в системе подготовке учащихся основной школы и предусматривает изучение функционального состояния человека.

Базовыми для изучения модуля являются курсы «Человек и его здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель данного модуля – профилактика вредных привычек и разного рода зависимостей.

Задачи:

Образовательные:

- усвоение учащимися знаний о функциональном состоянии собственного организма;

- расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

- развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;

Развивающие:

- развитие интереса к самопознанию;

- развитие умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

Воспитательные:

- воспитание адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения

- воспитание у учащихся ценностного отношения к своему здоровью.

Образовательные результаты:

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

4) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать: функциональное состояние собственного организма, правила здорового образа жизни, факторы риска, вызывающие негативное влияние.

Уметь: использовать правила здорового образа жизни на практике, оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих

Иметь представление о: прикладном характере данного курса, негативных последствиях разного рода зависимостей.

Личностные результаты:

1) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение модуля;

2) формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома ;

3) формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

4) формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни.

Оценка эффективности модуля проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы.

Содержание программы:

  1. Вводное занятие. Анкетирование (1 ч).

Понятие о здоровом образе жизни. Анкетирование на предмет наличия вредных привычек и силы воли.

  1. Правила здорового образа жизни (1 ч).

Основные правила здорового образа жизни. Анализ собственных привычек.

  1. Негативные влияния наркотиков (1 ч).

Понятие о наркотических и психотропных веществах. Понятие о наркомании. Зависимость. Как лечить наркоманию.

  1. Поговорим о сигаретах и вейпах (1 ч).

Понятие о табакокурении и вейпинге. Правда об электронных сигаретах. Зависимость от никотина.

  1. Мои лучшие качества (1 ч).

Как научиться находить в себе только положительные качества. Как полюбить себя. Самоанализ лучших качеств учащихся.

  1. Мои увлечения, мой отдых (1 ч).

Как провести время без вредных привычек. Как найти свои интересы и увлечения.

  1. С компьютером на «ты» (1 ч).

Компьютер в твоей жизни. Как контролировать время, которое ты проводишь за компьютером.

  1. Заключительное занятие. Анкетирование (1 ч).

Рефлексия. Анкетирование.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.Е. Савинов. – М. Просвещение, 2011. – 342 с.
  2. Яшина К.О.Возможности школы в укреплении здоровья современных старшеклассников / К.О. Яшина, А.В. Марина // Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками: материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Красноярск, 27–28 октября 2016 г. – Красноярск, 2016. – С. 156-160.
  3. Яшина К.О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Коммуникативная грамматика» / К.О.Яшина // Методика обучения биологии и экологии: Сборник статей Герценовских чтений. Выпуск 3. 19 апреля 2017, С.-Петербург. – С.-Пб, 2017. – С. 176-181.
  4. Яшина К.О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Тайм-менеджмент» /К.О. Яшина // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85- летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2017 г. – Красноярск: КГПУ, 2017.– С. 158 – 160.
  5. Яшина К.О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Движение – путь к здоровью» /К.О. Яшина //Наука молодых: сборник научных статей по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых». Арзамас, 30-31 марта 2017 г. – Арзамас : АФ ННГУ, 2017. – С. 85-90.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательная среда, изучение модуля, негативное давление, образовательное учреждение, опыт деятельности, программа модуля, род зависимостей, собственный организм, функциональное состояние.

Ключевые слова

модуль, экологически безопасная здоровьесберегающая образовательная среда, проектирование программы модуля

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

В статье представлена проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы. Предложены формы работы по укреплению здоровья учащихся начальных классов.

Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики

В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.

Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)

Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с парциальной программой «Детство в родном Сочи»

Рассмотрены особенности внедрения в практическую деятельность ДОУ программы «Детство в родном Сочи».

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

В статье представлена проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы. Предложены формы работы по укреплению здоровья учащихся начальных классов.

Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики

В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.

Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)

Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с парциальной программой «Детство в родном Сочи»

Рассмотрены особенности внедрения в практическую деятельность ДОУ программы «Детство в родном Сочи».

Задать вопрос