Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Здоровое питание – миф или реальность?» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Яшина, К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Здоровое питание – миф или реальность?» / К. О. Яшина, А. В. Марина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2892/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена авторская разработка модуля «Здоровое питание – миф или реальность?», реализуемого в опыте деятельности МБОУ «Мухтоловская средняя школа №1» Ардатовского района Нижегородской области в рамках программы формирования экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.

Ключевые слова: работа школы по формированию экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды, модуль, программа модуля.

Работа образовательного учреждения по формированию экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения предполагает разработку ряда модулей, связанных со здоровьесбережением [1].

В рамках работы над магистерской диссертацией нами разработаны и опубликованы 3 программы [2-4].

Особую значимость в контексте нашего исследования мы уделяем вопросам рационального питания. Основаниями к тому рассматриваем популярность среди молодежи фаст-фуда, бесконтрольность использования различных пищевых добавок, возрастание частоты заболеваемости анорексией и ожирением. Нами предпринята попытка разработки программы модуля «Здоровое питание – миф или реальность?», которая апробирована в опыте нашей деятельности в качестве школьного учителя в МБОУ «Мухтоловская СШ» Ардатовского района Нижегородской области.

Программа модуля «Здоровое питание – миф или реальность?» рассчитана на 17 часов. Курс является дополнительным в системе подготовке учащихся основной школы и предусматривает изучение биологических и гигиенических основ здорового питания, режима питания, методов оценки пищевого рациона, правил первой помощи при расстройствах пищеварительной системы, культуры питания.

Базовыми для изучения модуля являются курсы «Человек и его здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель программы: сформировать у учащихся понимание необходимости сохранять и улучшать свое здоровье, осознание важности культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

- образовательная: освоение учащимися современной научно достоверной информации об основах здорового питания;

- развивающая: развитие познавательного интереса и творческих способностей школьников в процессе ознакомления с современными научными представлениями о здоровом питании, нетрадиционных формах питания, традициях национальной кухни;

- воспитательная: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, общей культуре поведения.

В результате освоения данной программы обучающийся должен:

Знать: биологические основы питания, полезные для здоровья продукты питания, вредные для здоровья продукты питания.

Уметь: составлять дневной пищевой рацион, рассчитывать нормы питания в зависимости от энергозатрат организма, осознанно подходить к вопросу выбора пищи.

Иметь представление: о культуре питания, правилах приготовления различных видов пищи, традициях национальной кухни.

Оценка эффективности занятий проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы, самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы.

Содержание программы:

Рациональное питание – основа здорового образа жизни (1 ч)

Полноценное и рациональное питание. Рацион питания. Вред питания всухомятку. Сезонность питания. Незнакомые продукты. Продукты-аллергены.

Демонстрации: рекламный видеоролик, мультимедийные слайды.

Культура поведения во время приема пищи (1 ч)

Культура употребления пищи в разных странах. Правила этикета за столом.

Режим питания и правила приема пищи (3 ч)

Распределение приема продуктов в течение дня. Значение необходимости приема пищи в определенное время. Количество и время приемов пищи в течение дня Понятие калорийности продуктов. Суточная потребность в калориях. Расчет индивидуального потребления калорий. Учет суточного ритма работы желудочно-кишечного тракта.

Лабораторная работа: Составление суточного рациона питания.

Традиции национальной кухни (2 ч)

Традиции питания народов мира. Традиции питания русского народа. История возникновения блюд. Значение хлеба в народных традициях. Кулинарные обычаи. Выполнения индивидуальных заданий;

Вредные привычки и питание (2 ч)

Механизм воздействия алкоголя на биохимические процессы в организме. Отрицательное влияние алкоголя на органы пищеварения.

«Фаст-фуд» за или против? (1 ч)

Фаст-фуд. История возникновения. География распространения. Химический состав. Влияние на здоровье.

Демонстрация фильма «О вкусной нездоровой пище»

Вегетарианство и диеты(2ч)

Польза и вред диет. Виды диет. Диетические продукты. Вегетарианство, его виды.

Ожирение и анорексия. Как найти золотую середину? (2ч)

Сбой обмена веществ, его причины, последствия. Психологический настрой на прием пищи.

Культура приготовления и приема пищи в разных странах мира (2 ч)

Кулинарные традиции стран Европы. Английские традиции. Кухня Бразилии. Восточная кухня.

Кулинарное искусство (2 ч)

Значение первых блюд в питании. Характеристика супов-пюре, супов – молочных, сладких, холодных. Способы их приготовления. Блюда и гарниры. Классификация блюд.

Посуда для подачи блюд. Приготовление горячих и холодных напитков.

Ожидаемые результаты освоения курса

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать: особенности здорового питания; влияние фаст-фуда на организм; традиции питания народов мира; калорийность продуктов питания и блюд, приготовленных из них; сточный ритм работы желудочно-кишечного тракта; ависимость работоспособности организма от питания.

Личностные результаты:

1) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового питания;

2) формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

3) формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми;

5) формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;

6) уметь отстаивать свою точку зрения.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. Е. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
  2. Яшина К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Коммуникативная грамматика» / К. О.Яшина // Методика обучения биологии и экологии: Сборник статей Герценовских чтений. Выпуск 3. 19 апреля 2017, С.-Петербург. – С.-Пб, 2017. – С. 176-181.
  3. Яшина К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Тайм-менеджмент» /К. О. Яшина // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2017 г. – Красноярск: КГПУ, 2017. – С. 158 – 160.
  4. Яшина К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Движение – путь к здоровью» /К.О. Яшина //Наука молодых: сборник научных статей по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых». Арзамас, 30-31 марта 2017 г. – Арзамас: АФ ННГУ, 2017. – С. 85-90.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровое питание, национальная кухня, образовательная среда, рациональное питание, Ардатовский район, желудочно-кишечный тракт, здоровый образ жизни, культура питания, Нижегородская область, образовательное учреждение.

Похожие статьи

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках конкурса «Урок России»: «Дорога жизни — Ленинград. Великая Отечественная война»

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Конспект образовательной деятельности в младшей группе на тему «Вернем колобка домой» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почему бывают драки» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие». Тема «Домовенок Кузя ждет весну» (старший дошкольный возраст)

Похожие статьи

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках конкурса «Урок России»: «Дорога жизни — Ленинград. Великая Отечественная война»

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Конспект образовательной деятельности в младшей группе на тему «Вернем колобка домой» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почему бывают драки» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие». Тема «Домовенок Кузя ждет весну» (старший дошкольный возраст)

Задать вопрос