Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Здоровое питание – миф или реальность?»

Спецвыпуск
28.11.2017
97
Поделиться
Библиографическое описание
Яшина, К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Здоровое питание – миф или реальность?» / К. О. Яшина, А. В. Марина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2892/.


В статье представлена авторская разработка модуля «Здоровое питание – миф или реальность?», реализуемого в опыте деятельности МБОУ «Мухтоловская средняя школа №1» Ардатовского района Нижегородской области в рамках программы формирования экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.

Ключевые слова: работа школы по формированию экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды, модуль, программа модуля.

Работа образовательного учреждения по формированию экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения предполагает разработку ряда модулей, связанных со здоровьесбережением [1].

В рамках работы над магистерской диссертацией нами разработаны и опубликованы 3 программы [2-4].

Особую значимость в контексте нашего исследования мы уделяем вопросам рационального питания. Основаниями к тому рассматриваем популярность среди молодежи фаст-фуда, бесконтрольность использования различных пищевых добавок, возрастание частоты заболеваемости анорексией и ожирением. Нами предпринята попытка разработки программы модуля «Здоровое питание – миф или реальность?», которая апробирована в опыте нашей деятельности в качестве школьного учителя в МБОУ «Мухтоловская СШ» Ардатовского района Нижегородской области.

Программа модуля «Здоровое питание – миф или реальность?» рассчитана на 17 часов. Курс является дополнительным в системе подготовке учащихся основной школы и предусматривает изучение биологических и гигиенических основ здорового питания, режима питания, методов оценки пищевого рациона, правил первой помощи при расстройствах пищеварительной системы, культуры питания.

Базовыми для изучения модуля являются курсы «Человек и его здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель программы: сформировать у учащихся понимание необходимости сохранять и улучшать свое здоровье, осознание важности культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

- образовательная: освоение учащимися современной научно достоверной информации об основах здорового питания;

- развивающая: развитие познавательного интереса и творческих способностей школьников в процессе ознакомления с современными научными представлениями о здоровом питании, нетрадиционных формах питания, традициях национальной кухни;

- воспитательная: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, общей культуре поведения.

В результате освоения данной программы обучающийся должен:

Знать: биологические основы питания, полезные для здоровья продукты питания, вредные для здоровья продукты питания.

Уметь: составлять дневной пищевой рацион, рассчитывать нормы питания в зависимости от энергозатрат организма, осознанно подходить к вопросу выбора пищи.

Иметь представление: о культуре питания, правилах приготовления различных видов пищи, традициях национальной кухни.

Оценка эффективности занятий проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы, самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы.

Содержание программы:

Рациональное питание – основа здорового образа жизни (1 ч)

Полноценное и рациональное питание. Рацион питания. Вред питания всухомятку. Сезонность питания. Незнакомые продукты. Продукты-аллергены.

Демонстрации: рекламный видеоролик, мультимедийные слайды.

Культура поведения во время приема пищи (1 ч)

Культура употребления пищи в разных странах. Правила этикета за столом.

Режим питания и правила приема пищи (3 ч)

Распределение приема продуктов в течение дня. Значение необходимости приема пищи в определенное время. Количество и время приемов пищи в течение дня Понятие калорийности продуктов. Суточная потребность в калориях. Расчет индивидуального потребления калорий. Учет суточного ритма работы желудочно-кишечного тракта.

Лабораторная работа: Составление суточного рациона питания.

Традиции национальной кухни (2 ч)

Традиции питания народов мира. Традиции питания русского народа. История возникновения блюд. Значение хлеба в народных традициях. Кулинарные обычаи. Выполнения индивидуальных заданий;

Вредные привычки и питание (2 ч)

Механизм воздействия алкоголя на биохимические процессы в организме. Отрицательное влияние алкоголя на органы пищеварения.

«Фаст-фуд» за или против? (1 ч)

Фаст-фуд. История возникновения. География распространения. Химический состав. Влияние на здоровье.

Демонстрация фильма «О вкусной нездоровой пище»

Вегетарианство и диеты(2ч)

Польза и вред диет. Виды диет. Диетические продукты. Вегетарианство, его виды.

Ожирение и анорексия. Как найти золотую середину? (2ч)

Сбой обмена веществ, его причины, последствия. Психологический настрой на прием пищи.

Культура приготовления и приема пищи в разных странах мира (2 ч)

Кулинарные традиции стран Европы. Английские традиции. Кухня Бразилии. Восточная кухня.

Кулинарное искусство (2 ч)

Значение первых блюд в питании. Характеристика супов-пюре, супов – молочных, сладких, холодных. Способы их приготовления. Блюда и гарниры. Классификация блюд.

Посуда для подачи блюд. Приготовление горячих и холодных напитков.

Ожидаемые результаты освоения курса

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать: особенности здорового питания; влияние фаст-фуда на организм; традиции питания народов мира; калорийность продуктов питания и блюд, приготовленных из них; сточный ритм работы желудочно-кишечного тракта; ависимость работоспособности организма от питания.

Личностные результаты:

1) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового питания;

2) формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

3) формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми;

5) формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;

6) уметь отстаивать свою точку зрения.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. Е. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
  2. Яшина К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Коммуникативная грамматика» / К. О.Яшина // Методика обучения биологии и экологии: Сборник статей Герценовских чтений. Выпуск 3. 19 апреля 2017, С.-Петербург. – С.-Пб, 2017. – С. 176-181.
  3. Яшина К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Тайм-менеджмент» /К. О. Яшина // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2017 г. – Красноярск: КГПУ, 2017. – С. 158 – 160.
  4. Яшина К. О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Движение – путь к здоровью» /К.О. Яшина //Наука молодых: сборник научных статей по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых». Арзамас, 30-31 марта 2017 г. – Арзамас: АФ ННГУ, 2017. – С. 85-90.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный