Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками
Автор: Шупляк Наталья Ильинична
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 23.10.2018
Статья просмотрена: 2125 раз
Библиографическое описание:
Шупляк, Н. И. Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками / Н. И. Шупляк. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3656/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый образ жизни».
Ключевые слова: аддиктивное поведение, психоактивные вещества, профилактика, ФГОС общего образования.
Проблема употребления психоактивных веществ среди молодежи для российского общества является сегодня одной из наиболее острых. По современным статистическим данным, большинство зависимостей появляется именно в подростковом возрасте.
Множество кризисных явлений в различных сферах жизни современного общества, такие как неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране, кризис духовных ценностей и кризис семьи, безусловно, оказывают давление на ещё не сформированную хрупкую личность подрастающего поколения и рождают риск обращения подростков к «помощи» ПАВ, алкоголя, наркотических веществ, с целью ухода от неблагоприятной реальности в иллюзорный мир.
Сущность понятия «аддиктивное поведение» достаточно широко представлена в современной научной литературе. А. В. Гоголева, В. Д. Москаленко, Е. В. Змановская определяют «аддиктивное поведение» как одну из форм отклоняющегося поведения, с формированием стремления к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния. Алкогольная и наркотическая зависимость являются одними из наиболее тяжёлых форм аддиктивного поведения, поскольку такие объекты зависимости, как алкоголь и наркотики оказывают своё негативное влияние не только на психическую сферу личности, но и на работу всех систем организма, порождая физиологическую зависимость [5].
Конечно же, профилактика аддиктивного поведения — одна из первостепенных задач образовательной организации, контактирующей с обучающимся и родителями на протяжении длительного времени.
Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде введена в требования ФГОС общего образования.
Стандарт ориентирован: на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознание обучающимися необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения [6].
С 2011 года в образовательных организациях Российской Федерации реализуется Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»), которая была, в том числе, рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом.
В МОАУ «Гимназия № 8» города Оренбурга разработана и внедряется Программа профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый образ жизни».
Программа направлена на:
‒ развитие социальной и личной компетентности подростков: способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления; повысить самооценку детей; сформировать установку «ведение здорового образа жизни»;
‒ выработку навыков самозащиты: формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ;
‒ предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; сформировать навыки регуляции эмоций.
Мероприятия программы реализуются под руководством социального педагога гимназии, классных руководителей, родителей (законных представителей) обучающихся.
Профилактическая работа состоит из двух блоков.
Информационно-просветительский блок проводится в рамках учебной деятельности. В рабочие программы по литературе, физкультуре, истории, ОБЖ, химии, биологии внесено рассмотрение вопросов здорового образа жизни через предметное содержание.
Реализуется серия классных часов, в том числе с привлечением медицинских работников, работников наркологического диспансера и инспектора ОДН. Например, в 2017–2018 учебном году с подростками-девятиклассниками проведены классные часы по темам: «Последствия употребления ПАВ», «Электронная сигарета — мифы и реальность», «Умей сказать нет».
Проблемы употребления ПАВ поднимаются в рамках проведения родительского всеобуча.
В гимназии, активно распространяется информационно-демонстрационный материал пропагандистского характера. В кабинете основ безопасности жизнедеятельности оформлены стенды «Сделай свой выбор. Выбери жизнь».
Практический блокреализуется в два этапа.
Диагностический этап — проведения мониторинг в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа — информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.
Этап проведения мероприятий, на котором поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей.
Так за период 2017–2018 учебного года проведены:
‒ родительский всеобуч «Профилактика правонарушений, употребления ПАВ через формирование у учащихся навыков здорового образа жизни»;
‒ диспуты и дискуссии по темам «Социальные последствия вредных привычек», «Мое здоровье — ценность общественная?»;
‒ деловые и ролевые игры по темам «Остановись, подумай, выбери!», «Мы выбираем жизнь»;
‒ дни здоровья и безопасности;
‒ выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов по темам «Наркотики — путь в никуда», «Жить здорово!», «Скажи «нет»!».
‒ подготовительные этапы научно-исследовательской работы «Если жизнь после наркотиков?» и социального проекта «Твой правильный выбор — твое будущее»;
‒ индивидуальные консультации для детей и подростков, педагогов и родителей.
При организации мероприятий уделяется внимание повышению самооценки, развитию навыков принятия решений, формированию способностей у подростков справляться со стрессом. Классные руководители формируют навыки личностного поведения и межличностного общения у ребят, навыки устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации, развивают позитивную активности подрастающего поколения.
Результативность реализации Программы проявляется в повышении образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни; информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни; оказании практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций; обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
Таким образом, система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками направлена на создание условий для развития личности учащегося, формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения обучающегося.
Литература:
- Булатников А. Н. Здоровый образ жизни как профилактика формирования аддиктивного поведения. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. № 1 (14). С. 92–99.
- Вострокнутов Н. В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа — М., 2003.
- Зарецкий В. В. Критерии мониторинговой оценки эффективности профилактической работы, реализуемой в образовательной среде. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2010. № 2 (10). С. 118–130.
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. // Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. / Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол № 13 от 28 сентября 2011 г.)
- Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. — 164 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г., № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2010г.
Похожие статьи
Организация деятельности педагогического университета по подготовке студентов к профилактике наркомании
Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности педагогического университета по подготовке будущих педагогов к превенции аддиктивного поведения.
Правовая культура школы как основа профилактики употребления психоактивных веществ учащимися
В данной статье описывается результат проведенного исследования уровня правовой культуры 10 школ Самарской области и её влияния на сформированность эмоциональной установки на употребление и неупотребление психоактивных веществ подростками.
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения
В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...
Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений
Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.
Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.
Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков
В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подач...
Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ
В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...
Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)
Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Похожие статьи
Организация деятельности педагогического университета по подготовке студентов к профилактике наркомании
Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности педагогического университета по подготовке будущих педагогов к превенции аддиктивного поведения.
Правовая культура школы как основа профилактики употребления психоактивных веществ учащимися
В данной статье описывается результат проведенного исследования уровня правовой культуры 10 школ Самарской области и её влияния на сформированность эмоциональной установки на употребление и неупотребление психоактивных веществ подростками.
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения
В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...
Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений
Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.
Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.
Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков
В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подач...
Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ
В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...
Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)
Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.