В статье содержится краткий обзор исследований по проблеме аддиктивного поведения обучающихся, рассмотрены этапы реабилитационного процесса и профилактики с целью сохранения и восстановления потенциальных возможностей молодежи.
Ключевые слова: психоактивные вещества, зависимость, аддикциия, профилактика, реабилитация, ресоциализация.
The article contains a brief overview of research on the problem of addictive behavior of students, discusses the stages of the rehabilitation process and prevention in order to preserve and restore the potential of youth.
Keywords: psychoactive substances, addiction, prevention, rehabilitation, resocialization.
Понимание природы аддиктивного поведения как теоретической и концептуальной проблемы современного общества осложнена методологическим кризисом, который сформировался в системе медицинских и социально-психологических наук. В современных исследованиях одновременно рассматриваются социоцентрическое и децентрическое направления организации и функционирования человеческой психики.
Создание возможностей для пожизненного прекращения употребления наркотических средств и психоактивных веществ, оказание помощи принимающим психоактивные вещества (далее по тесту ПАВ) является основой для изменения позиции человека как биосоциального существа.
Зависимость(аддикция) представляет собой комплексную проблему, имеющую медицинский, психологический, духовный и социальный аспекты.
В связи с этим медицинская помощь — лишь начало процесса реабилитации таких больных, за которым должна следовать систематическая психологическая и психотерапевтическая работа с сознанием зависимого человека.
Ресоциализацияозначает повторную социализацию, которая происходит на протяжении всей жизни человека. Цель ресоциализации — обучение новым ценностям, нормам и правилам поведения, формирование здорового образа жизнедеятельности.
Как отмечают Е. И. Попова, Н. В. Карпова, «прекращение потребления алкоголя и наркотиков является только началом сложного процесса реабилитации зависимых. Дальнейшее проведение реабилитационно-восстановительных мероприятий, направленных на сохранение ремиссии, является сложной задачей. Если процесс реабилитации лиц с употреблением ПАВ реализуется во многих государственных и негосударственных медицинских и реабилитационных центрах (РЦ), то процесс ресоциализации только начал входить в практику помощи зависимым людям» [4, с. 303].
Реабилитационный процесс условно можно разделить на три взаимосвязанных этапа.
- Диагностико-мотивационный — адаптационный этап.
На данном адаптационном этапе реализуются следующие задачи:
— первичное консультирование;
— патопсихологическая диагностика;
— выявление реабилитационных потенциальных возможностей;
— формирования поведенческих паттернов, способствующих реабилитационному процессу;
— создание благоприятных условий для адаптации реабилитанта;
- Коррекционный этап.
Задачами этого этапа являются:
— создание условий, необходимых для формирования навыков самоорганизации;
— формирование системы целеполагания, с целью определения позитивной жизненной перспективы;
— формирование навыков духовно-нравственной рефлексии поступков и принципов, ориентированных на веру, доверие и смирение;
- Стабилизационный этап.
На данном этапе реабилитации реализуются следующие задачи:
— обучение приемам диагностики предвестников рецидивов и предотвращения срыва;
— совершенствование навыков и накопление знаний для дальнейшей жизни вне употребления ПАВ;
— обучение коммуникативным приемам и конфликтной компетентности;
— формирование системы ценностных и смысложизненных ориентаций.
Анализ литературы, посвященной проблемам профилактики ПАВ в России, позволил констатировать, что в ее основе заложены долгосрочные программы государственной политики, направленные на формирование у молодежи установок на здоровый образ жизни, негативного общественного мнения относительно злоупотреблений ПАВ. Данная позиция государственных и научных деятелей позволяет надеяться, на то, что вопросы профилактики употребления ПАВ станут общенациональным делом, как на правительственном уровне, так и найдут поддержку на уровне негосударственных организаций и движений.
Существующие в настоящее время профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением ПАВ.
Большинство педагогических работников образовательных учреждений, согласно точке зрения Г. Ф. Голубевой «признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В образовательной среде наиболее адекватным направлением профилактики ПАВ является стратегия сдерживания. Именно поэтому стратегическим приоритетом следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие личностных ресурсов психики, поддержку молодежи и на помощь в реализации собственной траектории личностно-профессионального развития» [1, с. 180].
Воспитание психологически здоровой личности, способной решать актуальные жизненные задачи без употребления психоактивных веществ, является одной из приоритетных задач, реализуемой в системе общего и профессионального образования, социального обслуживания различных категорий населения и медицинской практики.
Как отмечает Р. К. Карнеев с соавторами, «целями психологической профилактики злоупотребления ПАВ в подростково-юношеской среде являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств посредством пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок» [2, с. 163].
Суть современной концепции первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ среди детей и подростков заключается в том, что основное внимание должно быть уделено личности и трем основным сферам: семье, образовательному учреждению, микросоциуму.
Стратегия профилактики по мнению Э. В. Третяк и его соавторов «предусматривает активные профилактические мероприятия, направленные на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию законопослушного, успешного и ответственного поведения. А также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку начавшему употреблять ПАВ, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема ПАВ. Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ обучающимися, на развитие социально поддерживающей инфраструктуры» [5, с.12].
Следует отметить, что ориентированная на негативные аспекты злоупотребления ПАВ профилактика с преимущественным акцентированием внимания на отрицательных последствиях приема психоактивных веществ по мнению ряда авторов не обеспечивает достижение поставленных психопрофилактических и просветительских целей [2, 3].
Недостаточными следует признать профилактические акценты, сделанные практиками на проблемно-ориентированные специфические воздействия. Как отмечают Е. И. Попова, Н. В. Карпова, «проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ» [4, с. 303].
Лицам, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением ПАВ, но пока еще не обнаруживают признаков болезни необходимо создавать условия по ограничению степени вреда.
Комплекс мероприятий профилактики должен быть направлен на полное прекращение дальнейшего приема и восстановление личностного и социального статуса обучающегося.
Важнейшими составными частями профилактики в образовательной среде являются: «создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи» [3, с. 165].
Проблема психопрофилактики употребления ПАВ в рамках образовательных учреждений носит комплексных характер и возможна только при скоординированности действий со стороны педагогов, психологов, социальных работников, родителей обучающихся и должны быть направлены на создание атмосферы непримиримости к употреблению ПАВ и формированию позитивных установок на здоровый образ жизни, активную жизненную позицию обучающихся.
При установлении диагноза «алкоголизм» или «наркомания», учащиеся нуждаются в специальном комплексном медико-психиатрическом обследовании, своевременном лечении и систематической реабилитации. Психолого-педагогическая реабилитация — это коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций [1].
Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятием «ресоциализация», «адаптация» и «интеграция». Ресоциализация представляет из себя усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Профилактика, лечение и реабилитация и ресоциализация — это взаимосвязанные процессы. В этом процессе необходима активная помощь воспитателей, педагогов, психологов, социальных педагогов. Эта работа должна рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации.
Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация невозможны.
На основе диагностики, наблюдений психологов выстраиваются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, позволяющие осуществлять профилактику аддиктивных форм поведения обучающихся и осуществлять коррекцию по преодолению возникающих проблем на пути формирования новых ценностных установок.
Анализ теоретических исследований, посвященных проблемам психологического сопровождения, профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ, реализуемых в системе образовательных учреждений, позволяет сделать вывод о важности и актуальности данной проблемы. Можно констатировать, что успешность психопрофилактических мероприятий связана с комплексным подходом их реализации, как на уровне государственной политики, так и уровнях образовательных, социальных институтов, а также общественных организаций.
Литература:
- Голубева, Г. Ф. Феномен психологического здоровья: концептуальные модели и практика оказания психологической помощи / Г. Ф. Голубева // Актуальные проблемы охраны здоровья человека в экологически неблагополучных условиях: сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Брянск, 12–14 октября 2016 года / Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского». — Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», 2016. — С. 179–186.
- Карнеев, Р. К. Психологическое сопровождение восстановления психологического здоровья и эффективного социального поведения на этапе психологической реабилитации в центрах здоровой молодёжи / Р. К. Карнеев, Г. Ф. Голубева, О. А. Карнеева, Е. М. Фещенко // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. — 2015. — № 1–2(7). — С. 162–169.
- Карнеев, Р. К. Психологическое сопровождение формирования здорового образа жизни на этапе социализации у лиц, проходящих реабилитацию в центрах здоровой молодежи / Р. К. Карнеев, Г. Ф. Голубева, О. А. Карнеева, Е. М. Фещенко // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. — 2015. — № 1–1(6). — С. 164–172.
- Попова, Е. И. Особенности психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации / Е. И. Попова, Н. В. Карпова // АНИ: Педагогика и психология. — 2018. — № 1 (22) — С. 302–304.
- Третяк, Э. В. Программа социально-психологического сопровождения «Цель» (для лиц с аддиктивными расстройствами) / Э. В. Третяк, И. В. Васенькин, А. Г. Козлов. — Чебоксары: «Среда», 2021. — 92 с.