В последние десятилетия особенно ощутима стала проблема аддиктивного поведения у подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ, а также алкоголя. Это во многом связано с изменениями, происходящими в современном российском обществе: усиление влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества, неблагоприятные семейно-бытовые отношения и многое другое [3, с.255].
Признавая пагубную роль аддиктивного поведения, исследователи часто выделяют разнообразие подходов к профилактике, предупреждению и лечению зависимого поведения.
Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в образовательном учреждении — это интеграция комплекса психолого-педагогических и здоровье-сберегающих методов и средств, направленных на формирование негативного отношения подростков к употреблению психоактивных веществ за счет развития разных сфер жизни, повышения уровня стрессоустойчивости, а также готовности индивида к здоровому образу жизни [4, с.385].
В России, Западной Европе и США сложились различные направления психологической профилактики аддиктивного поведения подростков: закрепительное направление, информационное направление, пропаганда здорового образа жизни и реализация программ по укреплению здоровья, личностно-ориентированное направление, направление, основанное на эмоциональном (аффективном обучении) и другие [2, с.362].
Профилактическая деятельность в образовательной среде согласно концепции комплексной активной профилактики и реабилитации основывается на следующих принципах: комплексность, аксиологичность, многоаспектность, последовательность, легитимность и другие [5, с.455].
Основными задачами профилактической работы с подростками склонными к аддиктивному поведению в образовательных учреждениях являются:
1) формирование культуры здорового образа жизни;
2) создание условий для доверительного общения, адекватного восприятия информации, творческой атмосферы работы в коллективе;
3) информирование о действии психоактивных веществ и последствиях злоупотребления ими, о причинах и формах заболеваний связанных с ними, а также о способах преодоления зависимости;
4) развитие личностных ресурсов: формирование адекватной самооценки, позитивного отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; формирование собственной системы ценностей, целей и установок, стимулирование способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, уметь решать жизненные проблемы, уметь оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности по ее контролю; формирование умения общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать им и по мере необходимости оказывать психологическую поддержку; развитие навыков ведения диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения собственных чувств;
5) формирование стратегий и навыков поведения, направленных на формирование здорового образа жизни [1].
Психологическая профилактика аддиктивного поведения включает ряд важных этапов: диагностический этап, информационно-просветительский этап, тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения подростков.
Наиболее распространены две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков склонных к аддиктивному поведению: программы достижения социально-психологической компетентности; программы обучения жизненным навыкам.
Профилактическая работа в процессе консультирования наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие аддиктивное поведение, на ранних этапах проявления проблем.
Выбор формы психологического консультирования зависит от особенностей подросткового возраста и от выраженности аффективных проблем.
Для подростков наиболее привлекательной является групповая форма психопрофилактической работы, поэтому эффективными являются групповые психологические консультации, на которых могут быть использованы модельные ситуации, творческие задания, тренинговые упражнения, направленные на поиск альтернатив девиантному (аддиктивному) поведению, а также упражнения, ведущие к расширению возможностей в социальной жизни в связи с отходом от аддиктивного поведения.
Основными задачами групповых консультаций с подростками склонными к аддиктивному поведению являются: обучение подростков в способности ориентироваться в своих и чужих эмоциях, в формировании чувства эмпатии; организация деятельности подростка альтернативной аддиктивному поведению; организация здорового образа жизни у подростков; развитие умения у подростков успешно противостоять неблагоприятным факторам среды; активизация личностных ресурсов подростков; уменьшение негативных последствий аддикций.
Таким образом, для успешного решения вопросов профилактической работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, наиболее эффективно использовать групповую форму работы используя различные упражнения, нацеленные на самопознание, самовоспитание, а также выработку навыков здорового образа жизни.
Литература:
- Киоссе А. М. Психолого-педагогические основы профилактики аддиктивного поведения у учащихся // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
- Харевич Т. В., Пиунова Н. А., Чухлей Г. Л. Основные психолого-педагогические подходы к проведению профилактической работы по предупреждению компьютерной зависимости у подростков в учреждениях образования // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2014. Т. 1. № 4–2. С. 362–368.
- Сирота Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде: методическое пособие / Н. А.Сирота, Е. А. Чистова, З. И.Суховерхова, О. Ю. Васильченко.—М., 2000.— 255 с
- Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков.—СПб.: Гардарика, 2003.— 385 с
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное.—М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.— 455 с.