Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда, что способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения России. Возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низким адаптационным потенциалом, к которым в первую очередь относятся подростки. Стремительный рост числа молодых индивидов с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы возводят изучение данного вопроса в одну из центральных задач современной педагогической науки.
Важно понимать, что несовершеннолетний с аддиктивным поведением не пойдет на межличностный контакт с педагогом, если не учесть психологический барьер, обусловленный негативным отношением данной личности с окружающими. Очень важно понять и принять такого подростка с его позитивными интересами, помочь ему реализоваться в реальном социуме, показать перспективы его дальнейшего развития. При выражении педагогом недовольства поведением такого подростка, он ни в коем случае не должен переходить на уровень личностных оскорблений, унижений, как бы ни была велика его отрицательная реакция.
Воспитание несовершеннолетних аддиктов через любовь к искусству, спорту, литературе также должно быть очень осторожным, ибо иногда в этих отраслях индивиды могут найти сюжеты, идущие вразрез общественной морали. Большую роль при выборе этой формы воспитания играет анализ используемых произведений с учетом уровня развития подростка.
Педагоги учебных заведений должны четко представлять себе, что личность подростка-аддикта — это сложный объект перевоспитания. С одной стороны, подросток с аддиктивным поведением, при грамотной педагогической стратегии поддается позитивному влиянию, поскольку черты его характера еще не утеряли пластичность и, следовательно, их можно изменить, но эти же качества создают и сложные проблемы — личность подростка достаточно легко подвергается не только позитивному, но и негативному влиянию, особенно со стороны значимых для него людей. Поэтому часто можно наблюдать как бывают сорваны из-за ситуативных обстоятельств успешно начавшиеся процессы перевоспитания. Серьезного внимания требует управление процессом таких познавательных качеств, как интересы, характер (психологическая структура личности), воля. Иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, формирующихся в процессе жизнедеятельности и проявляющаяся в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении представляет собой характер [1, с. 211–212].
Признавая устойчивость личностных особенностей черт характера, мы не принимаем это как неизменность. В течение онтогенеза определенные его черты претерпевают существенные изменения. В то же время надо понимать, что черты характера не могут изменяться также быстро и легко как, например, настроение. Это сложный и длительный процесс, меняющийся под воздействием нового жизненного опыта или в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.
Главная задача педагога в работе с аддиктивным подростком — устранение отрицательного отношения к окружающим, нивелирование стремления к деструктивным явлениям социума, преодоление абулии, цинизма, интравертированности и т. д. Кроме опоры на сформировавшиеся положительные черты личности несовершеннолетнего, необходимо изменить его правосознание и правовую культуру, инициирующих стремление к самоисправлению, самодетерминации, самореализации как ответственного, зрелого индивида. Типичными ошибками педагога является вербальное мрачное прогнозирование, отнимающее шансы у подростка на исправление: «ты неисправимый», «твой дом тюрьма» и т. д.
Важной опорой в воспитательно-превентивной деятельности является формирование футуристических витальных тенденций несовершеннолетнего, связанных с выбором и освоением будущей профессии. Социально запущенные аддиктивные подростки, практически не посещая школу, не видят своего будущего, не представляют, как и где они могут наверстать упущенные знания и живут сиюминутными удовольствиями, используя их как компенсаторный механизм. Не жалея оказавшихся в такой ситуации подростков, преподаватель должен четко донести до них мысль, что чудес не бывает и только огромный кропотливый труд может помочь им овладеть жизненными и учебными компетенциями, которые помогут в выборе желательной и интересной профессии. В процессе реабилитации подростков-аддиктов необходимо учитывать один из основополагающих постулатов отечественной педагогики и психологии — деятельность — основа воспитания. Смысл его в том, что невозможно перевоспитать индивида только морализаторством нравоучений без включения в конструктивную коллективную деятельность. Следовательно, при работе с подростком-аддиктом чрезвычайно важно помочь ему восстановить статус среди сверстников и преодолеть отчуждение от учебного учреждения.
С точки зрения Ч. А. Шакеевой «одной из важных сфер, где формируются определенные взгляды, жизненные позиции, ценностные ориентации человека является круг общения и взаимодействия личности» [2, с.64]. Исследователи В. П. Кузовлев, А. В. Музальков также указывают на значимость детского коллектива как «среды, в которой концентрируются возможности наиболее эффективного воспитания, образования, коллективистских качеств личности, дисциплинированности учащихся в учебной, общественно-полезной и других видах деятельности» [3, с.103]. Подросток-аддикт тем быстрее адаптируется к коллективу, чем более он для него референтно значим. Его деятельность в коллективе должна проходить в атмосфере психологического комфорта и гармонии и помогать реализовывать потребность в самоутверждении. Одна из важнейших причин подростковой аддикции — неумение несовершеннолетнего распоряжаться своим свободным временем, отсюда понятно, что в профилактике правонарушений подростков отводится учреждениям дополнительного образования, развивающим их просоциальные интересы и обучающим правилам рационального использования досуга.
Аксиоматично мнение В. Ю. Бабайцевой в том, что «в основу работы с трудными подростками и их семьями должно быть положено уважение к родителям, их детям, опора на положительные качества подростка, четкость и забота о судьбе каждого ребенка…» [4, с.41].
Один из известных исследователей трудного подростка А. И. Кочетов полагает, что педагогические воздействия на его личность выполняют следующие функции:
1. Восстановительную. Предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсирующую. Заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, он может преуспеть в спорте, труде и т. д.
3. Стимулирующую. Направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика, которая осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам.
4. Исправительную. Связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примера, т. е. коррекцией поведения [5, c.102–103].
Можно считать успешным педагогическое воздействие на личность если в подростке удалось пробудить потребность в самоизменении. Этот процесс начинается с самокритики, развитии нравственного начала и ответственности за свое поведение. Для нас представляет интерес точка зрения Е. П. Белозерцева, который убежден, что «ценностные ориентиры или идеалы человека можно, с известной долей условности, выстроить в три своеобразных ряда. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью — семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные — нация, государство, определенный социальный строй. И, наконец, идеалы, которые принято называть высшими. Человеческое сознание связывает их происхождение с Божественной силой, что конкретизируется в ряде понятий нравственного характера, которые символизируют собой духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия» [6, с.198].
На наш взгляд, исследуемая нами проблема может быть успешно решена если к усилиям превентивной педагогики, социальной работы, социально-педагогического и психологического обеспечения добавится и нормативно-правовое обеспечение, включающее наличие действенных правовых норм и механизмов, позволяющих реализовать на практике охрану и защиту личности, семьи, детства, здоровья, прав ребенка и создать более совершенную судебно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей, способствующих формированию правовой и политической культуры в процессе социализации.
Проанализированные нами тенденции усиления эффективности, превенции аддиктивного поведения несовершеннолетних, предполагают решение следующих задач:
- развить социальный иммунитет, привить интерес к просоциальному поведению;
- обучить приемам адекватной активности саморегуляции, автономности, ответственности;
- обрести позитивный социальный статус, найти свое место в группе;
- инициировать способность к креативным действиям, использовать их как необходимую жизненную стратегию;
- опираясь на положительный опыт, исключить паттерны дезадаптивного поведения, укрепить конструктивное мировоззрение.
Литература:
1. Реан А. А. Психология подростка. М., Прайм-Еврознак, 2008.
2. Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. — М.: Институт практической психологии, 1998.
3. Кузовлев В. П., Музальков А. В. Психолого-педагогическая характеристика активности учащихся. Монография. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002.
4. Бабайцева В. Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки студентов к воспитательной работе с трудными детьми. Дис.канд.пед.наук. — М., 1997.
5. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка, — М.: Педагогика, 1972.
6. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. — Волгоград: Перемена, 2000.