Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козлова, Н. С. Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» / Н. С. Козлова, А. В. Некрасова, И. Л. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11854/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова:информационная зависимость, методика профилактики, формирование здорового образа жизни.

Анализируя современное состояние информационного пространства, можно сделать вывод, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия. Одной из наиболее острых проблем общества становится проблема зависимости учащихся от различных средств массовой информации и коммуникации.

Актуализация качественно новых угроз безопасности лиц школьного возраста, а также отсутствие педагогических условий обеспечения их информационной защиты в системе общего среднего образования свидетельствует о целесообразности внедрения в учебный процесс методик профилактики информационной зависимости учащихся. При этом стоит отметить, что наиболее полно реализовать цели и задачи профилактики информационной зависимости позволяет школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ).

Сегодня остро назрела необходимость разработки и внедрения методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ. Данная методика предполагает реализацию целевого, содержательного, организационно-деятельностного и аналитико-результативного компонентов.

Целевой компонент. Основной целью профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ является формирование у них установок здорового и безопасного образа жизни посредством построения правильных способов взаимодействия с источниками информационного воздействия и формирования качеств, обеспечивающих защиту от возможности развития информационной зависимости.

Профилактическая работа в средних общеобразовательных учебных учреждениях носит превентивный характер и заключается в том, чтобы каждый учащийся понимал, что только он отвечает за свое здоровье, чтобы знал сущность и последствия информационной зависимости, а также причины ее формирования. Важным аспектом при этом является формирование у учащихся позитивных личностных регуляционных механизмов, способствующих их конструктивному поведению в рамках здорового образа жизни [].

Содержательный компонент. Обозначенные цели методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ определяют следующее содержание профилактической работы:

1.                  Образовательное направление. Оно основывается на формировании у школьников знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, причинах ее развития, последствиях, способах отказа от деструктивных моделей взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ).

2.                  Рефлексивное направление. Данное направление основывается на формировании у школьников, через процесс его социальной самореализации, здоровой рефлексивной позиции.

3.                  Ценностное направление. Данное направление основывается на формировании и коррекции ценностных ориентаций учащихся.

4.                  Формирование навыков коллективного взаимодействия. Данное направление основывается на включении учащегося в коллективную деятельность, которая развивает и усиливает модели поведения, препятствующие развитию информационной зависимости и уменьшающие воздействие факторов риска.

Организационно-деятельностный компонент. Для реализации целей методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ необходимо использование следующих методов.

1.                  Диагностические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование и анализ. Эти методы необходимы для мониторинга ситуации и анализа динамики изменений.

2.                  Информационные методы: лекции, беседы, дискуссии, демонстрация видеоматериалов, разъяснения. Эти методы служат для предоставления учащимся необходимой информации по проблеме информационной зависимости.

3.                  Методы личностного развития: проведение тренинговых занятий, направленных на снижение уровня тревожности, повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, личностно-ориентированное взаимодействие, групповая и индивидуальная работа.

4.                  Методы коллективного взаимодействия: методы поведенческих навыков, включающих изучение и воспроизведение жизненных ситуаций; обсуждение и анализа проблем, связанных с информационной зависимостью; моделирование ситуаций выбора; коллективная творческая деятельность.

Аналитико-результативный компонент. Чтобы получить объективную оценку успешности профилактики информационной зависимости, а также вести мониторинг состояния проблемы, также необходимо выделить критерии эффективности методики профилактики информационной зависимости, включающие:

1.                  Когнитивный критерии, позволяющий оценить степень сформированности у учащихся знаний о негативном влиянии информационной зависимости.

2.                  Социально-психологический критерий, отражающий степень сформированности у учащихся адекватных моделей взаимодействия со СМИ.

3.                  Личностный критерий, отражающий степень сформированности и закрепленности у школьников ценностных установок, рефлексивной позиции, позитивной самооценки, препятствующих развитию информационной зависимости.

При этом методика профилактики информационной зависимости школьников должна соответствовать всем требованиям и целям образовательного процесса в Российской федерации и учебного предмета ОБЖ, без затруднений вписывается в учебный процесс, не нарушая его концепции и закономерностей. Данная методика станет эффективным средством для решения важнейшей задачи современного образования — формирования здоровой, всесторонне развитой личности обучающегося.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

6.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

7.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

8.                  Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

10.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

12.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

13.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

14.              Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

17.              Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

18.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Основные термины (генерируются автоматически): информационная зависимость, информационная зависимость учащихся, школьный курс ОБЖ, формирование, аналитико-результативный компонент, здоровый образ жизни, коллективное взаимодействие, массовая информация, профилактическая работа, учебный процесс.


Похожие статьи

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы

Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Похожие статьи

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы

Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Задать вопрос