В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, культура безопасного поведения, методические подходы, практическая направленность подготовки, особенности подготовки в магистратуре.
Современный этап развития общества характеризуется появлением новой обширной области человеческого знания — безопасность жизнедеятельности, изучающей различные аспекты безопасного выживания человека на Земле, в условиях постоянно эволюционирующих опасностей, которых становится все больше, а последствия их воздействия — все тяжелее. В обществе происходит осознание необходимости обеспечения личной, национальной и глобальной безопасности. «Безопасность жизнедеятельности» не решает специальных проблем безопасности, она призвана вооружить учащихся опытом выживания в различных нештатных (кризисных) ситуациях и сформировать умение использовать накопленные знания в постоянно меняющихся современных условиях жизни, обеспечить общую грамотность в области безопасности, выработать идеологию безопасности, повысить культуру безопасности среди населения.
Не вызывает сомнений, что молодые учителя, призванные обучать безопасности жизнедеятельности должны иметь прочную мотивацию безопасного поведения, высокую грамотность в области безопасности, обладать качествами личности безопасного типа поведения. Безопасное поведение в повседневной жизни должно быть естественным и органичным, т базируясь на прочных умениях и навыках, ставших привычными. Безопасное поведение становится частью культуры безопасности, целостности внутреннего мира с ясным пониманием общечеловеческих ценностей, с уважительным отношением к каждой индивидуальности, в том числе и к самому себе. Особенно это важно для будущих учителей, которым предстоит развивать умения безопасного поведения школьников, формируя культуру безопасного поведения. Проведенное исследование выявило ряд проблем в формировании культуры безопасного поведения у студентов педагогического университета [2]. Экспресс-опрос проводился среди студентов первого курса (138 человек) факультетов и студентов последнего курса (92 человека) факультетов начального образования, музыки, безопасности жизнедеятельности, философии человека.
Данные опроса по личной безопасности, включающие вопросы о соблюдении правил дорожного движения, неутешительны. Только 18 % первокурсников соблюдают правила дорожного движения, их число увеличивается к последнему году обучения курсу (до 62 %), что также недостаточно для будущих учителей. Думают о личной безопасности в повседневной жизни, прогнозируют опасные ситуации около 20 % студентов-первокурсников. Показатели студентов факультета безопасности жизнедеятельности выше, что связано с профессиональной направленностью в области безопасности.
Ключевой идеей науки о безопасности жизнедеятельности является положение о том, что для обеспечения личной, национальной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности.
В связи с этим встает вопрос об особой актуальности образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. Содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды. Интегративный характер содержания и практическая направленность курса «Основы безопасности жизнедеятельности», возможность использования разнообразных организационных форм работы с учащимися позволяют поставить образование в области безопасности жизнедеятельности в число приоритетных направлений развития современной школы, что отвечает требованиям ФГОС нового поколения [4, 5, с.38].
Вопросы о путях повышения эффективности учебного процесса на современном этапе развития образования приобретают все большую актуальность. Результатом обучения в школе должно быть формирование у выпускника комплекса знаний, умений и навыков, необходимых как в повседневной жизни, так и в дальнейшей образовательной деятельности. Обязательным условием достижения такого результата является такая организация учебного процесса, которая способствует высокой мотивации учащихся на изучение учебного материала и обеспечивает возможность обработки школьниками больших объемов информации. В этих условиях становится особенно актуальным разработка и применение современных технологий обучения, призванных не только обеспечить высокий уровень знаний, но и формирование умений и навыков безопасного поведения.
Теоретический анализ проблемы, изучение опыта работы учителей, педагогическое наблюдение позволили сделать вывод о том, что содержание школьного курса ОБЖ, его специфика определяют целесообразность использования следующих технологий обучения: технологии модульного обучения, технологий коллективного способа обучения, технологии педагогических мастерских и информационно-коммуникативных технологий [3, с.153; 6, с. 55]. Согласно результатам нашего исследования, использование указанных технологий обучения позволяет значительно повысить качество знаний по ОБЖ (до 20 % в сравнении с контрольными классами), а также способствует усилению учебной мотивации школьников.
Педагогические реалии обусловливают необходимость пересмотра содержания и методических подходов к вопросу подготовки педагогических кадров. [7, с.20; 8, с.118]. Знание современных технологий обучения, умение применять их в практической деятельности рассматривается как составляющая профессиональной компетентности современного учителя. При этом особое значение отводится учебной дисциплине «Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности» и педагогическим практикам.
Рассмотрим методические подходы к обучению студентов, реализуемые на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург), на примере подготовки студентов к формированию у учащихся навыков безопасного поведения в курсе ОБЖ.
Дисциплина «Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности», изучаемая в бакалавриате позволяет ознакомиться с основными задачами преподавателя — организатора ОБЖ по формированию и развитию знаний основ комплексной безопасности, особенностями содержания курса ОБЖ для формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни, чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; эффективными формами и методами обучения школьников безопасному поведению. При этом особое внимание уделяется вопросам эффективного использования технологий обучения: определяется, какие технологии при изучении конкретных учебных тем являются наиболее целесообразными. На практических занятиях по данной дисциплине студенты: анализируют учебные программы курса ОБЖ, определяют, какие темы программы позволяют формировать знания и умения безопасного поведения, выявляют наиболее эффективные формы и методы, знакомятся с методическими требованиями к организации и проведению уроков, разрабатывают конспекты внеклассных мероприятий, обучаются технологично выстраивать учебный процесс.
Принцип усиления связи обучения с практикой профессиональной деятельности находит свое дальнейшее развитие в проектировании магистерских программ по направлению «Педагогическое образование» [3]. Содержание дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе», изучаемой в магистратуре, раскрывает современные тенденции в области методики обучения безопасности жизнедеятельности, позволяет анализировать развитие системы подготовки молодежи в области безопасности жизнедеятельности в нашей стране и за рубежом, показывает возможности проектирования учебного процесса с комплексным использованием инновационных форм, методов и средств обучения. Важным направлением при изучении данной дисциплины является совершенствование знаний и умений магистрантов в области использования современных технологий обучения. Обучение магистрантов диагностическим методикам открывает новые возможности в процессе педагогической деятельности:
- определение позиции учащихся по прогнозированию опасных ситуаций;
- использование разностороннего анализа эффективности учебного процесса;
- внедрение методик самоанализа и самооценки в образовательный процесс;
- использование в учебном процессе элементов балльно-рейтинговой системы личностных достижений.
Усилению практической подготовки магистрантов способствует изучение курса «Комплексная безопасность образовательного учреждения», готовящего студентов к действиям по организации защищенности объектов образования. Ведущими задачами курса становится практическая подготовка, обеспечивающая формирование личности безопасного типа, представляющей тенденции мировой динамики, знающей основы защиты человека, общества, государства от современного комплекса опасных факторов. Специалист образования в области безопасности жизнедеятельности должен иметь глубокие знания о современном комплексе проблем безопасности образовательного учреждения: правовых основах организации и обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения, должен владеть умениями в сфере деятельности заместителя руководителя организации по обеспечению комплексной безопасности, иметь представления об организации антитеррористической защищенности, физической охраны и инженерно-технической оснащенности образовательного учреждения.
Курс «Организация ГО в образовательных учреждениях» также представляет собой дисциплину практической направленности, основная цель которой — подготовка магистрантов к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени с учетом особенностей образовательного учреждения и характером возможных спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и последствий нападения противника с использованием современных методов и способов организации гражданской обороны.
В задачи курса входит:
- ознакомление студентов с методическими требованиями к организации занятий по ГО с учетом возрастных особенностей учащихся.
- развитие умений выбирать методы обучения учащихся адекватные содержанию учебного материала и учитывающие возрастные особенности учащихся;
- развитие умений по организации и проведению объектовых тренировок по Гражданской обороне.
Отмечаем, что в целом, подготовка студентов магистратуры к обучению безопасному поведению учащихся имеет специфические особенности:
- усиление теоретического обучения, включающего большой объем самостоятельной работы магистрантов (до 80 % от учебного времени);
- увеличение доли практических заданий исследовательского и проектировочного характера;
- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения и способов деятельности, направленных на решение профессиональных задач.
Несомненно, практическая подготовка студентов к решению профессиональных задач в области безопасности позволит расширить сферу профессиональной деятельности магистров. Магистр педагогического образования сможет не только вести педагогическую работу в школе как преподаватель ОБЖ или в учреждениях дополнительного образования, но и выполнять обязанности заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности.
Таким образом, повышение профессиональной мобильности магистров способствует повышению конкурентоспособности выпускника и более успешному профессиональному самоопределению.
Литература:
1. Верещагина, Н. О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования: методология, теория и перспективы [Текст]. Монография / Н. О. Верещагина — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
2. Жирнов С. С. Развитие практических умений безопасной жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода.- Молодой ученый. 2014.№ 5(1),№ 64(1);
3. Киселева Э. М., Попова Р. И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2012г., № 5, с.151–158
4. Костецкая Г. А., Киселева Э. М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. — Научно-технические ведомости СПбГПУ, № 2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки».
5. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы. Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 10. С. 37–40
6. Попова Р. И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Томского государственного университета — 2912,- № 11 (126) — 54–58.
7. Соломин В. П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования. — Человек и образование. — 2012,- № 1 — с.19–22.
8. Станкевич П. В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования /Вестник Поморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. — 2007. — № 1. — С.118.