Обучение в магистратуре «Безопасность на дорогах и транспорте» как способ повышения уровня профессиональной компетентности специалистов
Автор: Молодцова Евгения Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Молодцова, Е. Ю. Обучение в магистратуре «Безопасность на дорогах и транспорте» как способ повышения уровня профессиональной компетентности специалистов / Е. Ю. Молодцова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1466/ (дата обращения: 17.12.2024).
Обучение в магистратуре «Безопасность на дорогах и транспорте» как способ повышения уровня профессиональной компетентности специалистов
Молодцова Евгения Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
(г. Санкт-Петербург)
В статье раскрывается необходимость подготовки специалистов в области транспортной безопасности, формирования культуры безопасного поведения на дорогах. Выявляются основные тенденции развития магистерской программы «Безопасность на дорогах и транспорте».
Ключевые слова: обучение в магистратуре, компетентность специалистов, транспортная безопасность.
Образование в области транспортной безопасности на данном этапе развития общества опирается на развивающуюся общую научную концепцию безопасности жизнедеятельности, представляющую собой широкую область знаний и изучающую различные аспекты безопасного выживания человека в окружающей его техносфере. Концептуальные основы безопасности позволяют говорить о постоянно изменяющихся опасностях, которые наносят потенциальный ущерб всей жизнедеятельности личности, общества и государства. Несмотря на то, что все опасности носят вероятностный и потенциальный характер, нет человека, на которого бы не воздействовали транспортные опасности.
Транспортная безопасность является одной из значимых социальных, экономических и демографических задач государства. Аварийность на транспорте, в том числе на автомобильном транспорте наносит невосполнимый материальный и моральный ущерб жизнедеятельности общества. Травматизм приводит к исключению из производственной сферы людей в возрасте 25-45 лет. Гибнут или становятся инвалидами дети и подростки.
Таблица 1
Число происшествий на транспорте и количество погибших и раненых в январе-июне 2016 года (по данным Минтранса)
число происшествий, единиц |
число погибших, человек |
число раненых, человек |
||||
2015 год |
2016 год |
2015 год |
2016 год |
2015 год |
2016 год |
|
на железнодорожном транспорте общего пользования1) |
5 |
6 |
1 |
- |
- |
- |
на автомобильных дорогах и улицах, тысяч2) |
80,2 |
72,9 |
9,8 |
8,1 |
101,2 |
92,3 |
на морском транспорте1),3) |
11 |
18 |
- |
4 |
1 |
- |
на воздушном транспорте4) |
19 |
25 |
9 |
24 |
10 |
13 |
1) По данным Ространснадзора. По железнодорожному транспорту данные за январь-май. 2) По данным МВД России. 3) Без учета аварийных случаев с рыбопромысловыми судами. 4) По данным Росавиации. |
||||||
Одной из актуальных задач развития страны президент РФ В.В.Путин назвал внедрение программ повышения безопасности на дорогах России, что нашло отражение в Федеральной целевой программе повышение безопасности дорожного движения до 2020 года.
На сегодняшний день возможности обучения населения основам транспортной безопасности имеет несколько уровней – в детских садах, где в старших группах проводятся занятия по дорожной грамотности, в базовом учебном плане средней школы существует самостоятельный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в средних специальных и высших учебных заведениях «Безопасность жизнедеятельности» включена в учебные планы как обязательная дисциплина. Сейчас есть три образовательных уровня: детский сад – средняя ступень (школа, колледж, лицей) – высшее учебное заведение. Однако преемственность между этими образовательными уровнями не всегда наблюдается и как показывает практика, на различных этапах отмечается дублирование учебного материала.
Процесс обучения на каждом уровне должен строиться, прежде всего, на усвоении навыков и умений безопасного поведения в опасных ситуациях на различных видах транспорта; в школьном курсе количество теоретических знаний должно увеличиваться, при этом нельзя забывать об увеличении практических умений, а в высшей школе объем теоретических знаний должен быть максимальным.
При этом необходимо понимать, что образование с окончанием ВУЗа не должно заканчиваться, необходимо обратить внимание и на самообразование, а работающее и неработающее население должно проходить специальную подготовку по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях на всех видах транспорта, особое внимание, уделяя безопасному поведению на дорогах. То есть образование в области транспортной безопасности должно стать всеобщим, охватывающим все социальные и возрастные группы населения. Создание единого образовательного пространства в данной области, основанного на классическом системном подходе и межведомственном взаимодействии позволит повысить общий уровень безопасности на дорогах и транспорте среди населения. Эту достаточно сложную проблему позволит решить только совместная активная деятельность педагогов на разных уровнях образования и активное участие всех заинтересованных специалистов министерств и ведомств, в рамках компетенций которых заявлена данная деятельность.
Непрерывная система образования в таком важном аспекте жизнедеятельности как безопасность на дорогах и транспорте, является одним из необходимых условий повышения уровня грамотности населения в сфере безопасности и как следствие повышение уровня культуры безопасного поведения на дорогах. Возможность непрерывного обучения повысит общий уровень безопасности, способствующего сохранению жизни и здоровья населения.
В связи с необходимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности особо важным становится обучение будущих педагогов диагностике опасностей на дорогах, выявление возможных факторов риска транспортной среды, умению их прогнозировать и с их помощью выявлять опасные процессы. Знание будущими педагогами сущностных характеристик и классификаций чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта в населенных пунктах послужит теоретической и практической основой для качественного формирования культуры безопасного поведения на дорогах среди обучающихся.
Особое внимание к проблемам безопасности уделяется на федеральном уровне. Так, например, согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 была создана «Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте». Этот документ разработали сразу после терактов в московском метро. Программа была рассчитана на срок до конца 2013 года, с общим объемом финансирования 46 миллиардов рублей, и подразумевала ряд мероприятий по основным видам транспорта. Одним из основных составных элементов данной системы является создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении безопасности населения на транспорте. В Программе особое внимание было уделено следующим задачам:
– разработки методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определения требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
– создания сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
– обучения, подготовки и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
– обучения должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте [1, c.2].
Необходимо особо отметить, что специалистов именно в сфере транспортной безопасности в России ранее не обучали.
Сейчас создаются специальные профильные учебно-методические центры, для которых разработаны специальные программы теоретических и практических занятий. Такой центр уже начал действовать в Санкт-Петербургском университете МВД. Также функционирует учебный центр транспортной безопасности, открытый при Петербургском государственном университете путей сообщения. Здесь не только учатся будущие железнодорожники, но и совершенствуют навыки работники Октябрьской железной дороги, которая обслуживает территорию Северо-Западного федерального округа.
Открытие магистерской программы «Безопасность на дорогах и транспорте» в рамках направления 44.04.01 «Педагогическое образование» было в первую очередь продиктовано востребованностью специалистов в области безопасности жизнедеятельности на рынке труда. Сотрудники центра «Мост» РГПУ им. А.И. Герцена провели опрос работодателей, сотрудничающих с центром. Были опрошены представители 69 организаций (53 – образовательные учреждения). На первый вопрос о том, насколько Вы считаете востребованными на рынке труда специалистов по безопасности жизнедеятельности (предлагалось оценить по 5-ти бальной шкале), получены следующие ответы.
Диаграмма 1. Степень востребованности специалистов на рынке труда (данные центра «Мост»)
Большая часть респондентов (73%) считают, что востребованность таких специалистов на рынке труда средняя, высокая либо очень высокая. Таким образом, большинство работодателей полагают, что проблем с трудоустройством у специалистов по безопасности жизнедеятельности не будет. Они могут работать как учителями в образовательных учреждениях, так и в различных организациях, на производственных предприятиях, в органах внутренних дел, в сфере управления, политики, экономики, бизнеса, в частных фирмах, администрации и т.д.
Магистерская программа «Безопасность на дорогах и транспорте» является практико-ориентированной и рассчитана как на вчерашних выпускников вузов, так и на тех, кто имеет опыт работы. Подготовка студентов осуществляется по основным направлениям их будущей деятельности:
- управление транспортной безопасностью;
- технологии обучения безопасному поведению на дорогах и транспорте;
- аварийные ситуации на различных видах транспорта и защита от них;
- профилактика дорожно-транспортных происшествий;
- детский дорожно-транспортный травматизм.
Во время обучения студенты подробно изучают различные аспекты деятельности на транспорте. Разнообразные дисциплины учебного плана позволяют рассмотреть возможные опасности, их проявление и последствия с разных сторон с целью выработки не только правил поведения в условиях развития таких опасностей, но и обозначения новых технологий обучения.
Более глубокое освоение теории и практическая подготовка студентов-магистрантов к научно-исследовательской или профессиональной деятельности происходит во время научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики. Темы магистерских диссертаций, в рамках которых проводят теоретические и практические исследования студенты, зачастую идут от самих работодателей, заинтересованных в такого рода работах.
В рамках магистерской данной программы предусмотрена уникальная возможность освоения современных технологий формирования культуры безопасного поведения на дорогах и транспорте посредством включения в профессорско-преподавательский состав работодателей - специалистов – практиков.
К сожалению, на данный момент количество таких подготовленных специалистов крайне недостаточно, но мы надеемся, что именно выпускники магистерской программы «Безопасность на дорогах и транспорте» смогут расширить состав педагогов, обладающих профессиональными компетенциями в области транспортной безопасности за счет обучения и распространения полученных знаний непосредственно в образовательных учреждениях разного уровня.
Литература:
- Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 36-38.
- «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте», Собрание законодательства РФ, 09.08.2010, N 32, ст. 4359.
- http://www.gks.ru (Федеральная служба государственной статистики)
- http://pravo.gov.ru (Законодательство России)
Похожие статьи
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...
Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения
Статья раскрывает необходимость повышения уровня профессиональной подготовленности, обеспечения высокой надёжности водителей при выполнении действий в сложных и критических дорожно-транспортных ситуациях с использованием дополнительных элементов авто...
Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе
В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...
Особенности построения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности»: структурно-содержательный аспект
Статья посвящена вопросам структурно-содержательного аспекта построения основной образовательной программы бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Статья предназначена для широкого круга читателей.
Похожие статьи
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...
Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения
Статья раскрывает необходимость повышения уровня профессиональной подготовленности, обеспечения высокой надёжности водителей при выполнении действий в сложных и критических дорожно-транспортных ситуациях с использованием дополнительных элементов авто...
Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе
В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...
Особенности построения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности»: структурно-содержательный аспект
Статья посвящена вопросам структурно-содержательного аспекта построения основной образовательной программы бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Статья предназначена для широкого круга читателей.