Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.12.2014

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Чувасова, А. А. Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы / А. А. Чувасова, М. А. Муратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 619-621. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14078/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

Ключевые слова:лабораторные методы, практические методы, химическая авария, безопасное поведение

 

Научно-технический прогресс, сопровождающийся активным развитием производственных технологий невозможен без интенсивного развития химической промышленности. Она представляет собой одну из ведущих отраслей тяжелой индустрии, является народного хозяйства, играет важную роль в развитии производительных сил и в обеспечении жизненных потребностей общества.

Сегодня на территории нашей страны насчитывается более трех с половиной тысяч химических производств, большая часть из которых связана с производством, хранением, транспортировкой сильнодействующих ядовитых веществ. К таким веществам, к примеру, относят хлор, аммиак, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического синтеза.

Большая часть таких веществ относится к аварийно химически опасным, то есть способным привести к заражению окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях в случае производственной аварии [1].

На территории Красноярского края также находится порядка 50 химически опасные объектов, деятельность которых связана с такими веществами как этанол, пенициллин, продукты переработки нефти.

Согласно прогнозу МЧС в современной России вероятность производственных аварий на химически опасных производствах остается на высоком уровне. И дело здесь не столько в необходимости роста масштабов химически опасного производства, накоплении отходов или недостаточной проработанной законодательной базе, столько в неэффективности охранных мероприятий, износе основных производственных фондов и падении производственной дисциплины.

Мы также считаем, что к предпосылкам увеличения вероятности химических аварий следует также отнести низкий уровень подготовки технического персонала и населения к действиям при возможной химической аварии. Ведь последствия от неправильных, несвоевременных действий могут в разы увеличить масштаб заражения окружающей среды и привести к гибели людей.

Эффективными инструментами подготовки технического персонала предприятий являются подготовка и переподготовка специалистов по профилю «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», организация качественного контроля за соблюдением техники безопасности на производстве.

Что касается подготовки населения к действиям в условиях химической аварии, то следует признать эффективным получение основных знаний и формирование необходимых навыков в рамках школьной программы. Для этой цели во всех общеобразовательных школах обязательным стал предмет Основы безопасности жизнедеятельности.

Главной целью этой дисциплины является формирование личности безопасного типа. Под личностью безопасного типа понимается человек, безопасный для себя, окружающих, среды обитания, готовый к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз [2].

Однако следует отметить, что в общеобразовательных школах преподавание ОБЖ сводится к обучению сумме «знаний, навыков, умений», что в итоге не обеспечивает формирование культуры безопасности личности.

Мы считаем, что для осознанного применения полученных знаний и навыков безопасного поведения необходимо сочетание теоретических и лабораторно-практических занятий. Целями таких занятий являются углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования.

Мы предположили, что лабораторно-практические занятия, наряду с общетеоретической подготовкой, будут способствовать более качественному усвоению учебного материала, формированию необходимых навыков и умений в условиях химической аварии.

С этой целью мы провели педагогический эксперимент в 10-х классах общеобразовательной школы № 98 г. Железногорска Красноярского края, состоящий из трех этапов. Первое — определение текущего уровня знаний учащихся. Второе — проведение занятий по теме «Действия в условиях химической опасности». И, наконец, третье — проверка знаний учащихся по завершении эксперимента.

В начале эксперимента мы провели контрольную работу по приведенным в таблице 1 вопросам.

Таблица 1

Вопросы контрольной работы (констатирующий эксперимент)

Вариант 1

Вариант 2

Как изготовить ватно-марлевую повязку?

Как повысить защитные свойства ватно-марлевой повязки?

Какое из СИЗ (средств индивидуальной защиты) органов дыхания является наиболее надежным?

Когда появился противогаз и кто его изобрел?

Какие различают противогазы по принципу действия?

На чем основан принцип действия изолирующих противогазов?

На чем основан принцип действия фильтрующего противогаза?

Какие противогазы выдаются населению?

 

Результаты мы оценили по 5-ти балльной шкале. Знания учеников обоих десятых классов были оценены удовлетворительно. В 10 «А» оценку неудовлетворительно получил 1 человек, в 10 «Б» — 2 человека. Высший балл получил только один человек в 10 «Б».

В результате, 10 «А» стал контрольным классом, 10 «Б» — экспериментальным.

В течение последующих недель эксперимента мы проводили занятия с учениками обоих классов по темам: «Защита и действия населения в условиях химического заражения» и «Действия в условиях химической обстановки».

При этом в 10 «А» использовались традиционные теоретические методы обучения, а в 10 «Б» проводились и лабораторно-практические занятия для закрепления полученных знаний и отработке навыков действий в условиях химической аварии.

При изучении темы «Защита и действия населения в условиях химического заражения» были рассмотрены следующие вопросы:

-        Условия возникновения возможной химической обстановки

-        Способы и мероприятия по защите населения

-        Ликвидация последствий химического заражения.

Практическая часть занятия представляла собой демонстрацию СИЗ (средств индивидуальной защиты). В 10 «Б» каждый ученик сам попробовал воспользоваться СИЗ, 10 «А» класс изучал эту же тему в классе, где учитель просто объяснял и показывал на собственном примере, как пользоваться СИЗ.

При изучении темы «Действия в условиях химической обстановки» мы также рассмотрели сначала теоретические вопросы (условия возникновения химической обстановки»: химическое заражение в военное и мирное время; его признаки; способы и мероприятия по защите населения»).

В частности в 10 «Б» учащимся было дано дополнительное практическое задание — составить Памятку правильного поведения в условиях химического заражения различными веществами. Все учащиеся были разделены на 5 групп в зависимости от типа аварийно опасного химического вещества, выделившегося в результате аварии. Абсолютно все с заданием справились.

С учащимися 10 «Б» в рамках реализации школьного и регионального компонентов базисного учебного плана (курс по выбору учащихся) были также проведены дополнительные занятия:

1.                  Изучение физических и химических свойств ядовитых веществ (совместно с учителями химии и физики)

2.                  Показ обучающего видео «Действия при химической аварии» (источник — официальный портал МЧС РФ)

3.                  Изучение карты России и Красноярского края с целью нахождения крупных химически опасных объектов

4.                  Действия после химической аварии

По окончании эксперимента мы снова провели контрольную работу на тему «Действия в условиях химических аварий» (таблица 2).

Таблица 2

Вопросы контрольной работы (контрольный эксперимент)

№ вопроса

Формулировка вопроса

1

Понятие химической аварии, ее причины

2

Защита от поражения химическими веществами

3

Система оповещения населения: принципы работы

4

Предупреждение последствий химических аварий

5

Механизм поражающего воздействия АХОВ

6

Доврачебная помощь

 

Учащиеся 10 «Б» справились с заданиями быстрее, и при этом не получили ни одной оценки — «неудовлетворительно». 8 учеников справились с работой на «отлично». Результат учащихся 10 «А» также улучшился, но незначительно. Только один ученик получил высший балл.

Таким образом, мы доказали, что формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

 

Литература:

 

1.     ГОСТ Р 22.9.05–95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей»

2.     Шестаков В. А. Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа// Вопросы управления, № 2 (11), 2010. [http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/02/03/]

Основные термины (генерируются автоматически): химическая авария, безопасное поведение, контрольная работа, химическое заражение, Действие, Красноярский край, принцип действия, химическая обстановка, безопасный тип, ватно-марлевая повязка.


Похожие статьи

Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы

Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поисково...

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Учет влияния возрастных особенностей на поведение людей на пожаре

В статье авторы обосновывают необходимость дифференциации содержания и форм подготовки людей к корректному поведению на пожаре по возрастному критерию. Предложены психолого-педагогические основания отбора содержания и форм подготовки, полезные сотруд...

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Похожие статьи

Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы

Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поисково...

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Учет влияния возрастных особенностей на поведение людей на пожаре

В статье авторы обосновывают необходимость дифференциации содержания и форм подготовки людей к корректному поведению на пожаре по возрастному критерию. Предложены психолого-педагогические основания отбора содержания и форм подготовки, полезные сотруд...

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Задать вопрос