В статье авторы обосновывают необходимость дифференциации содержания и форм подготовки людей к корректному поведению на пожаре по возрастному критерию. Предложены психолого-педагогические основания отбора содержания и форм подготовки, полезные сотрудникам противопожарных служб в методической, просветительской и пропагандистской деятельности.
Ключевые слова: возрастные особенности образования человека, противопожарная просветительская деятельность, противопожарная пропаганда, возрастные особенности поведения.
Поведение человека, особенности его ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображение и речи, а также основания и способы принятия решений имеют не только природой определенные основы, но и во многом формируются под влиянием социума, культурно-образовательной среды. Процесс формирования продолжается всю жизнь человека и имеет на каждом возрастном этапе свои характерные черты, особенно выраженно проявляющиеся в чрезвычайных ситуациях, например, на пожаре.
Поэтому и подготовка населения к корректному поведению на пожаре и управление поведением людей на пожаре не может не учитывать их возрастных особенностей. Учет возрастных особенностей человека должен носить психолого-педагогическую направленность и быть отражен и в содержании, и в формах подготовки человека к поведению на пожаре.
У представленной проблемы есть практические предпосылки. В ежегодном сборнике МЧС России «Статистика пожаров и их последствий» представлена следующая гистограмма за 5 лет, которая показывает, что количество людей, погибших на пожарах, каждый год примерно одинаковое. Для математической точности количество погибших взято на один миллион человек каждой возрастной группы. Распределение людей, погибших на пожарах в 2016–2020 гг. по возрастным группам, позволило получить зависимость, представленную на рис. 1.
Рис. 1. Распределение людей, погибших на пожарах в 2016–2020 гг. по возрастным группам
Анализ представленных данных свидетельствует о том, что большинство погибших при пожарах являются представителями возрастных групп от 41 до 60 лет (34 %) и старше 60 лет (38,1 %). Поэтому особое внимание в области подготовки населения к действиям на пожаре следует уделить этим возрастным группам.
МЧС России проводит государственную политику в области пожарной безопасности в соответствии с [1]. Элементом этой политики является подготовка населения к корректным действиям на пожаре, основной формой которой признана противопожарная пропаганда. Противопожарная пропаганда на протяжении многих лет является приоритетным направлением политики государства в области пожарной безопасности. Формы противопожарной пропаганды постоянно обновляются и совершенствуются. Практика иллюстрирует экспертную оценку эффективности разных форм пропаганды в соответствии с возрастом аудитории. Основные формы описаны и представлены в таблице 1 [2].
Таблица 1
Распределение форм противопожарной пропаганды в различных возрастных аудиториях
Форма противопожарной пропаганды |
Описание |
Для какой возрастной группы наиболее эффективна |
Обучающие теле- и радиопередачи, в том числе с участием работников пожарной охраны |
Транслируется на большие группы населения. Обладает высокой информативностью. |
От 41 до 60 лет, старше 60 лет |
Публикации в газетах и журналах, плакаты, буклеты |
Обладает максимальной наглядностью и достоверностью информации, но имеет высокую стоимость |
От 41 до 60 лет, старше 60 лет |
Просмотр фильмов на противопожарную тематику |
Вызывает эмоции, заставляет задуматься. Однако занимает большое количество времени |
Старше 65 лет |
Лекции, индивидуальные беседы |
Устная речь способна более четко, с помощью интонации, жестов и голоса донести до населения необходимый материал, имеет обратную связь. |
От 16 до 19 лет, от 20 до 40 лет, от 41 до 60 лет |
Экскурсии в пожарные подразделения и показ пожарной техники, тематические выставки |
Обладает хорошей наглядностью, но имеет сложность в организации экскурсии |
От 7 до 13 лет, от 14 до 15 лет, от 16 до 19 лет |
Противопожарная реклама |
Охватывает большую аудиторию, поэтому отсутствует индивидуальный подход |
Старше 60 лет |
Рассмотрев существующие формы противопожарной пропаганды, а также статистику по пожарам и их последствиям в РФ, можно сказать, что существующие на сегодняшний день методы профилактических мероприятий не в полной мере охватывают вопрос корректного обучения мерам пожарной безопасности. Не существует универсальной формы пропаганды, которая подходила бы для всех возрастов. Важно их совершенствовать с учётом системного подхода, культуры пожаробезопасного поведения населения; улучшать и создавать новые методы формирования поведения граждан на пожаре, учитывая особенности возрастных групп. Для обеспечения наиболее эффективной пропаганды важно и нужно понимать суть проводимой пожарно-профилактической работы; уметь на практике применять формы, методы и средства; пользоваться информационными и обучающими материалами в нужном объеме с учетом возрастных особенностей различных слоев населения.
Поэтому целесообразно использовать и другие образовательные формы коррекции поведения человека на пожаре: подготовка, просветительская работа. Следует, также, изучить потенциал не традиционных образовательных форм влияния на поведение человека на пожаре: обучающие теле- и радиопередачи, публикации, индивидуальные беседы и реклама, эффективные для возрастных групп, подверженных наибольшему риску на пожаре (от 41 до 60 лет, старше 60 лет). Необходим как ориентир для практиков-методистов, адаптированный к разному возрасту, актуальный качественный учебно-методический материал, который можно было бы распространять на широкие группы населения.
Современная психолого-педагогическая наука, также, как и практика, способна предоставить нам теоретические предпосылки для выбора содержания подготовки человека к безопасному поведению на пожаре: в их основе лежит возрастная периодизация. Вообще выделение общих закономерностей в развитии человека называется периодизацией психического развития и берет начало со времен античности. Одной из первых примеров периодизаций развития является классификация Пифагора. Создание возрастной периодизации, имеющей научное обоснование, началось к началу XX века. Однако эти классификации делают предметом своих интересов лишь ранний период жизни человека. Примером последних может служить возрастная периодизация 1965 г., принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации.
К началу XXI столетия число периодизаций исчислялось несколькими десятками. Среди них есть как возрастные классификации, построенные на основе изучения жизненного пути человека, исходя из места работы в нашей жизни на том или ином ее жизненном отрезке, так и международные нормативные классификации. В работах современных авторов, например, в фундаментальной монографии Г. Крайга и Д. Бокума преобладает комплексный подход, с позиции которого развитие предстает как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, психологических [3]. В настоящее время существует множество различных концепций возрастной периодизации, основанных на различных признаках. Признаки выделяются как психологические, так и физиологически, и все же большинство концепций возрастной периодизации выделяют примерно одни и те же жизненные циклы человека. Каждому этапу соответствует своя степень физиологического и психического развития человека, диапазон желаний, предпочтительные формы деятельности и особенности поведения. Периодизация Г. Крайга сочетает в себе несколько признаков развития, поэтому взяв её за основу, мы совместили ее с возрастными возможностями человека совершать необходимые действия на пожаре и представили в таблице 2.
В возрастной периодизации Г. Крайга выделяются следующие этапы, описанные в и представленные в таблице 2.
Таблица 2
Возрастные этапы периодизации по Г. Крайгу
Возрастной этап |
Описание этапа психологом |
Действия на пожаре |
Младенческий возраст — от рождения до 2 лет |
Формируется способность распознавать лица, соблюдение распорядка дня, речь. Дети успокаиваются, слыша привычные звуки, колыбельные. Рефлексы заменяются произвольными действиями. Возраст, когда дети начинают свободно ходить, различается в зависимости от индивидуального развития и социокультурных факторов. Ребенок с доверием относится к миру, без тревоги и гнева. |
Ребенок зависим от матери и не способен сам совершать какие-либо осознанные действия. Может почувствовать страх и панику матери, наблюдая за ней. |
Раннее детство — от 2 до 6 лет |
Приобретается способность формировать настоящие лингвистически грамотные понятия. Возникает способность реально оценивать свои силы. Происходит обобщение опыта, овладение речью в той мере, в какой это необходимо для выражения своих эмоций, мыслей, чувств и потребностей. Рассуждения становятся логическими. своих мыслей, потребностей и чувств. Бурное развитие головного мозг приводит к расширению когнитивных возможностей ребенка и совершенствованию грубой (бег, прыжки, метание предметов) и мелкой (письмо, пользование вилкой и ложкой) моторики. Игра используется для того, чтобы больше узнать о физическом окружении, освоить символическое представление и расширить социальные знания. |
Отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Не знает, что нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Прячутся под кровать, в шкаф, в укромные углы комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрыты. В своих разнообразных играх повторяют поступки и действия взрослых, имитируют их труд. Хотят немедленно все узнать и испытать самостоятельно. Интересуются яркими и запоминающимися явлениями, такими как огонь. Стремятся к самостоятельности, когда остаются одни. |
Среднее детство — от 6 до 12 лет |
Воспитывается трудолюбие, необходимость получения новых знаний и умений. Это время испытания ребенком своих сил для решения сложных задач, которые возникают как следствие взаимодействия с окружающей средой. Улучшаются двигательные способности, появляется самостоятельность. Начинается профессиональная идентификация, ощущение связи с представителями определенных профессий. Дети хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо — с задачами на воспроизведение по памяти. |
Избегают ответственности на пожаре. Чувствуют тревогу, изоляцию и опустошенность. Остро переживают неумелость, невыгодное положение среди сверстников. Боятся сделать что-то неправильно, поэтому часто повторяют действия других людей. |
Подростковый и юношеский возраст — от 12 до 19 лет |
Происходит быстрое развитие навыков, способностей, процессов мышления, рост сознания, воображения, суждений и интуиции. Накапливаются знания, которые ставят ряд вопросов и проблем. Когнитивное развитие характеризуется абстрактным мышлением и использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте, принятия нравственных решений. Подростки считают свои чувства и эмоции уникальными, и поэтому поглощены ими. Они думают, что с ними не может случиться ничего плохого и что они будут жить вечно. |
Используют конфликт и агрессию как средство независимости от родителей. Пытаются доказать, что способны на многое и совершают необдуманные действия на пожаре. Испытывают тревогу, когда не могут принять решения. |
Социальные изменения, культурные потребности могут поддерживать, развивать или разрушать устоявшиеся модели поведения, заложенные в подростковом возрасте. Существует необходимость в принятии решений и преодолении трудностей, исходя из повседневной жизни. Отличительная черта зрелости способность реагировать на изменения и адаптироваться к новым условиям жизни. Почти все аспекты физического развития достигают своего пика. Снижение физических навыков и способностей более заметно в критических ситуациях и в других экстремальных ситуациях, требующих максимальной концентрации сил. |
Спешат организовать эвакуацию. Часто переоценивают свои возможности и совершают поступки, способные навредить не только им, но и окружающим. |
|
Средняя взрослость — от 40 до 60 лет |
Представление человека о своем среднем возрасте может быть определено экономическими условиями жизни, социальным статусом и особенностями того времени, в которое ему довелось жить. Люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Теперь при принятии решений учитываются не только собственные интересы, но и интересы супруга, детей, коллег, общества в целом. Снижение физических возможностей, остроты зрения и слуха. |
Принимают на себя полную ответственность за то, что происходит на пожаре. Начинают самостоятельно тушить пожар, оповещают окружающих и звонят в пожарную охрану. |
Поздняя взрослость — старше 60 лет |
Прекращение активной производительной и общественной деятельности; снижение физических сил и возможностей, утрата многих психологических способностей; прекращение родительской функции. Старение сопровождается снижением эффективной работы сенсорной и других систем организма. Проявляется паническая реакция на опасность. |
Уязвимы на пожаре. Начинают паниковать и не совершают действий, ведущих к их спасению. |
Рассмотрев особенности поведения возрастных групп, необходимо выработать индивидуальный подход к каждой из них в коррекции поведения на пожаре. На кафедре БЖД Южно-Уральского государственного университета в рамках научно-исследовательской работы студентов были разработаны с учетом представленных практических и теоретических предпосылок рекомендации для сотрудников противопожарных служб, задействованных в образовании населения в сфере безопасного поведения на пожаре [4].
Во-первых, организация работы с детьми дошкольного возраста, требует:
- Учитывать их психологические и физические особенности: они быстро утомляются и переключают внимание, у них сильная впечатлительность, активность и склонность к подражанию;
- Отбирать содержание образования, направленного на усвоение элементарных правил, связанных с возможной угрозой пожара, отбирать содержание неспособное шокировать ребенка, так как чрезмерное преувеличение в изображении пожара может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать ее.
- Повышать качество художественного оформления наглядных образовательных средств для того, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми.
- Проводить образовательную деятельность систематически, разнообразить её формы и методы, повышая интерес детей к пожарной безопасности.
- Вовлекать родителей в активное участие подготовки детей к безопасному поведению на пожаре. Только при их участии противопожарная образовательная деятельность дает положительные результаты.
Во-вторых, организация работы с учащимися общеобразовательных учреждений требует:
- От учителей быть ориентированными на изучение, исследование эмоционального состояния обучающихся при наличии опасности.
- Использовать потенциал школьных психологов в диагностике и коррекции поведения детей с учетом их возрастных особенностей при возникновении опасности и в формировании у них конструктивного отношения в условиях пожарной опасности и чрезвычайных ситуациях.
- Совершенствования программ обучения предмету ОБЖ и выделения большего времени, направленного на изучение вопросов пожарной безопасности и действиям на пожаре в базисном учебном плане.
- Информировать родителей о необходимости проведения систематических бесед с детьми о пожарной безопасности дома, о поведении в случае пожара дома.
- Наглядную агитацию делать яркой, интересной, но призывающей действовать по правилам и не совершать «героических» действий.
В-третьих, организуя работу с молодыми и взрослыми людьми от 20 до 40 лет, необходимо:
- Разработать и доступно изложить рекомендации по организации эвакуации окружающих людей.
- Применять фрагментарность и краткость подачи информации, поскольку люди указанного возраста предпочитают воспринимать информацию короткими фрагментами.
- Использовать короткие видеоролики.
В-четвертых, организация работы с людьми от 40 до 60 лет требует:
- Объяснять, как правильно тушить пожар, не подвергая себя опасности.
- Обучать безопасному использованию домашнего печного, газового, электрооборудования.
- Проводить регулярные обучающие теле- и радиопередачи по вопросам пожаробезопасного поведения, индивидуальные беседы.
- Делать акцент на экономической целесообразности соблюдения правил пожарной безопасности.
- Обучать корректным способам подготовки и проведения эвакуации детей и стариков.
- Разрушать негативно-пассивное отношение к проблемам пожарной безопасности задачу: и массово, и точечно воздействовать на сознание через убеждение.
В-пятых, организуя работу с людьми старше 60 лет, необходимо:
- При проведении противопожарной пропаганды применять упрощенное изложение, крупный шрифт, материалы в виде памяток.
- Проводить беседы в домашних условиях на противопожарную тематику сотрудниками МЧС.
- Организовывать просмотр фильмов на противопожарную тематику.
- Проводить организационные мероприятия, исключающие образование паники.
Таким образом, действия людей разного возраста на пожаре значительно отличаются, и система противопожарной подготовки населения должна быть дифференцирована в зависимости от возраста. Каждая из групп людей имеет свою мотивацию в отношении мерам обучения пожарной безопасности и свои особенности поведения. При разработке методов обучения корректному поведению людей не следует сводить все рекомендации к единому шаблону, поскольку существуют группы людей, различающиеся по возрасту и особенностям поведения.
Литература:
- Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СПС Консультант Плюс [электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения 22.03.2022)
- Ратникова О. Д. Противопожарная пропаганда: учебное пособие для обучающихся в образовательных организациях высшего образования МЧС России. — М.: ВНИИПО, 2017. — 414 с.
- Крайг Г. Психология развития. — М.: Питер, 2008. — 940 с.
- Калегина, Ю. В. Методическое обеспечение подготовки по вопросам безопасности: социальный и профессиональный аспекты: учебное пособие / Ю. В. Калегина. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. — 135 с.