Основные категории профессиональной педагогики
Авторы: Ребезов Максим Борисович, Прохасько Любовь Савельевна, Курмакаева Тамара Владимировна, Тазеддинова Диана Рашитовна, Ребезов Ярослав Максимович
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 28.03.2017
Статья просмотрена: 7411 раз
Библиографическое описание:
Основные категории профессиональной педагогики / М. Б. Ребезов, Л. С. Прохасько, Т. В. Курмакаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2220/ (дата обращения: 16.12.2024).
Педагогика представляет науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика может быть представлена или классифицирована на несколько отраслей, которые с одной стороны объединены основными целями и выполняемыми задачами, с другой стороны каждая отрасль педагогики по-своему уникальна и специфична [1]. На рисунке 1 схематично показаны отрасли педагогики. В данную классификацию включены как отрасли педагогики такие научные дисциплины, как: философия, психология и социология, которые чуть ниже рассматриваются также в контексте связи педагогики с другими науками.
Рис. 1. Отрасли педагогики
Педагогическая деятельность,как вид профессиональной деятельности, базируется на основных категориях. Таким образом, педагогические категории представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку. На рисунке 2 представлены основные педагогические категории.
Рис. 2. Основные категории педагогики
Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.
Система профессионального образованиявключает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием [2].
Профессиональная педагогика базируется на вышеприведенных педагогических категориях как основных нормативных положениях, которые включают педагогические закономерности и характеризуют наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач, служат одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения её эффективности. Вместе с тем профессионально-педагогическая деятельность включает в себя два компонента — психолого-педагогический и производственно-технологический и именно с точки зрения этих аспектов следует рассматривать профессиональную педагогику и учитывать её специфические категории, то есть профессиональная педагогика как отрасль научных знаний имеет свою систему категорий [3], которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Категории профессиональной педагогики
Система образования представляет собой важнейший социальный институт, средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям, то есть образование — общественное явление и специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни на всех этапах развития общества и профессиональное образование необходимо рассматривать как важнейшую составляющую развития экономики страны и средство удовлетворения потребностей индивида и общества [4]. Формирование профессиональных компетенции — это результат умелого применения разных методов обучения в сочетании с конкретной ситуацией. Разработка технических инноваций [6–12] позволяет облегчить поиск решения задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек.
Любая система, в том числе и образовательная, одновременно функционирует и развивается. Функционирование заключается в некоторой стабильности, устойчивости, позволяющей системе оставаться целостной. Это функционирование системы возможно в рамках определенных категорий. Профессиональная педагогика как область научного знания базируется на системе категорий, которые носят как общепедагогический характер и присущи всем сферам педагогической науки, так и на специфических категориях профессиональной педагогики. Профессиональная педагогика связана с такими науками как философия, психология, физиология, социология, с техническими и экономическими науками и т. д. Научный фундамент профессиональной педагогики составляют общая педагогика, общая, возрастная и педагогическая психология, психология труда. Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Органичными связями педагогика связана с психологией. Своеобразным мостом между профессиональной педагогикой и другими отраслями научного знания служат категории как основные, фундаментальные в данной науке понятия [5].
Литература:
- Петров Ю. Н. Научная школа «Непрерывное инженерно-педагогическое образование». — Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. 112 с.
- Пономарев Н. Л., Смирнов Б. Н. Образовательные инновации: Государственная политика и управление: учеб. пособие. М.: ИЦ Академия, 2010. 45 с.
3. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. С.Пб.: Питер. 624 с.
- Голованова Н. Ф. Педагогика. М.: ИЦ Академия, 2012. 240 с.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. 174 с.
- Канарейкина С. Г., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н., Касымов С. К. Методологические основы разработки новых видов молочных продуктов. Алматы, 2015
- Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Современные проблемы науки и техники в пищевой промышленности. Алматы, 2015.
- Третьяк Л. Н., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Методологические основы обеспечения качества пива и пивных напитков.Алматы, 2016.
- Зинина О. В., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Набиева Ж. С. Инновационное планирование научных разработок в пищевой промышленности. Алматы, 2016.
- Амирханов К. Ж., Асенова Б. К., Смольникова Ф. Х., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н. и др. Технология сухих зерновых продуктов и пищеконцентратов. Алматы, 2016.
- Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Корелин В. П., Ребезов М. Б. Интенсификация производства мяса уток. Оренбург, 2016.
- Догарева Н. Г., Лоретц О. Г., Ребезов М. Б., Горелик О. В., Смольникова Ф. Х. Технологии сыров: учебное пособие. Екатеринбург, 2016.