Основные категории профессиональной педагогики | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Основные категории профессиональной педагогики / М. Б. Ребезов, Л. С. Прохасько, Т. В. Курмакаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2220/ (дата обращения: 16.11.2024).



Педагогика представляет науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика может быть представлена или классифицирована на несколько отраслей, которые с одной стороны объединены основными целями и выполняемыми задачами, с другой стороны каждая отрасль педагогики по-своему уникальна и специфична [1]. На рисунке 1 схематично показаны отрасли педагогики. В данную классификацию включены как отрасли педагогики такие научные дисциплины, как: философия, психология и социология, которые чуть ниже рассматриваются также в контексте связи педагогики с другими науками.

Рис. 1. Отрасли педагогики

Педагогическая деятельность,как вид профессиональной деятельности, базируется на основных категориях. Таким образом, педагогические категории представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку. На рисунке 2 представлены основные педагогические категории.

Рис. 2. Основные категории педагогики

Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.

Система профессионального образованиявключает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием [2].

Профессиональная педагогика базируется на вышеприведенных педагогических категориях как основных нормативных положениях, которые включают педагогические закономерности и характеризуют наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач, служат одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения её эффективности. Вместе с тем профессионально-педагогическая деятельность включает в себя два компонента — психолого-педагогический и производственно-технологический и именно с точки зрения этих аспектов следует рассматривать профессиональную педагогику и учитывать её специфические категории, то есть профессиональная педагогика как отрасль научных знаний имеет свою систему категорий [3], которые представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Категории профессиональной педагогики

Система образования представляет собой важнейший социальный институт, средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям, то есть образование — общественное явление и специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни на всех этапах развития общества и профессиональное образование необходимо рассматривать как важнейшую составляющую развития экономики страны и средство удовлетворения потребностей индивида и общества [4]. Формирование профессиональных компетенции — это результат умелого применения разных методов обучения в сочетании с конкретной ситуацией. Разработка технических инноваций [6–12] позволяет облегчить поиск решения задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек.

Любая система, в том числе и образовательная, одновременно функционирует и развивается. Функционирование заключается в некоторой стабильности, устойчивости, позволяющей системе оставаться целостной. Это функционирование системы возможно в рамках определенных категорий. Профессиональная педагогика как область научного знания базируется на системе категорий, которые носят как общепедагогический характер и присущи всем сферам педагогической науки, так и на специфических категориях профессиональной педагогики. Профессиональная педагогика связана с такими науками как философия, психология, физиология, социология, с техническими и экономическими науками и т. д. Научный фундамент профессиональной педагогики составляют общая педагогика, общая, возрастная и педагогическая психология, психология труда. Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Органичными связями педагогика связана с психологией. Своеобразным мостом между профессиональной педагогикой и другими отраслями научного знания служат категории как основные, фундаментальные в данной науке понятия [5].

Литература:

  1. Петров Ю. Н. Научная школа «Непрерывное инженерно-педагогическое образование». — Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. 112 с.
  2. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. Н. Образовательные инновации: Государственная политика и управление: учеб. пособие. М.: ИЦ Академия, 2010. 45 с.

3. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. С.Пб.: Питер. 624 с.

  1. Голованова Н. Ф. Педагогика. М.: ИЦ Академия, 2012. 240 с.
  2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. 174 с.
  3. Канарейкина С. Г., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н., Касымов С. К. Методологические основы разработки новых видов молочных продуктов. Алматы, 2015
  4. Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Современные проблемы науки и техники в пищевой промышленности. Алматы, 2015.
  5. Третьяк Л. Н., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Методологические основы обеспечения качества пива и пивных напитков.Алматы, 2016.
  6. Зинина О. В., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Набиева Ж. С. Инновационное планирование научных разработок в пищевой промышленности. Алматы, 2016.
  7. Амирханов К. Ж., Асенова Б. К., Смольникова Ф. Х., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н. и др. Технология сухих зерновых продуктов и пищеконцентратов. Алматы, 2016.
  8. Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Корелин В. П., Ребезов М. Б. Интенсификация производства мяса уток. Оренбург, 2016.
  9. Догарева Н. Г., Лоретц О. Г., Ребезов М. Б., Горелик О. В., Смольникова Ф. Х. Технологии сыров: учебное пособие. Екатеринбург, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная педагогика, отрасль педагогики, категория, педагогическая наука, наука, научное знание, профессиональное образование, система категорий.
Задать вопрос