Анализ категории «профессионализм» специалиста профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 20.01.2017

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Болтаева, З. З. Анализ категории «профессионализм» специалиста профессионального обучения / З. З. Болтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38323/ (дата обращения: 17.12.2024).



Педагогический профессионализм как категория связан с профессией профессионального обучения, следовательно, и появление его, возможно, рассматривать в контексте непрерывного инженерно-педагогического образования и профессионально-педагогической деятельности, требований к специалисту профессионального обучения и его подготовке.

Ученые [1; 2] утверждают, что до возникновения педагогического образования не было никакой специальной подготовки педагога. В конце XVIII в. в России впервые были выработаны государственные требования к профессиональной подготовке педагога, законодательно оформилось их правовое положение в зависимости от образования. Задачи, функции педагога, его роль, место и соответственно требования к его профессиональной подготовке существенно менялись на разных этапах развития общества.

Изучая литературу, теоретические источники, исследования ученых по проблеме, мы пришли к выводу, что в словарях и справочниках, энциклопедических изданиях, в том числе и педагогических, понятие «профессионализм» чаще всего отсутствует. В лучшем случае оно заменяется словами, близкими по смыслу. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова даются понятия «профессионал», «профессиональный», «профессия», суть которых сводится к занятию чем-нибудь по роду основной трудовой деятельности. В Большой советской энциклопедии даются определения профессионализма, профессиональной подготовки, профессиональной ориентации, профессионального образования. Например, «профессионализм» — это слово, характерное для той или иной профессии, профессиональная подготовка — совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности [3].

В Педагогической энциклопедии термин «профессиональная подготовка» рассматривается как совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии. В учебном пособии В. А. Сластенина, А. И. Мищенко, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова «Педагогика» (1997) понятие «педагогический профессионализм» становится основополагающим, рассматривается его сущность, дается научное обоснование основных компонентов (профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональное творчество, профессиональные умения, профессиональное мастерство). Раскрывается становление, развитие и совершенствование личности педагога как профессионала в условиях непрерывного образования. Поэтому понятие профессионализма педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, отмечают авторы пособия.

В учебнике «Профессиональная педагогика» (1999) под редакцией С. Я. Батышева определение понятия «профессионализм» не дается, оно употребляется только относительно рабочей профессии широкого профиля, рассматривается его сущность и содержание (выполнение большого числа функций, расширение видов деятельности, умение творчески пользоваться информацией, находить, усваивать и применять на практике). Безусловно, профессионализм рабочего и педагога — это не одно и то же, однако общая картина имеет сходство: профессионализм как понятие общепризнан, он присущ мастеру, специалисту высшей квалификации. Рабочий-профессионал — это «творец, достигший вершин мастерства в своей профессии, активно участвующий в совершенствовании производства».

Анализ вышеперечисленных источников показывает, что к профессионализму как понятию ученые, педагоги стали особенно активно обращаться и использовать его в исследованиях главным образом в последнее десятилетие.

В современных условиях в педагогической науке и литературе используется уже достаточно много подобных словосочетаний, связующим звеном которых является профессия учителя и его профессиональная деятельность. Учитывая многообразие терминов, характеризующих профессионализм специалиста профессионального обучения была построена таблица, объединяющая разнообразные исходные педагогические категории на основе ряда признаков (общепедагогического, личностного, деятельностного,) показывающая профессиональную направленность, целостность и взаимосвязь с другими понятиями (Табл. 1).

Анализируя развитие взглядов на сущность целостного педагогического процесса, вывод таков, что к его вариативным характеристикам, прежде всего, следует отнести качество информационно-коммуникативного воздействия, которое зависит от ряда факторов связанных с профессионализмом инженера-педагога, в частности:

– от сформированности педагогического сознания, стиля педагогического мышления, стиля деятельности и общения, профессиональной и гражданской позиции, мировоззрения специалиста профессионального обучения и его воспитанников;

– от направленности педагогического процесса на всестороннее развитие личности учащегося, единства его образовательных, развивающих и воспитательных функций;

– от целостности педагогической деятельности (конструирование, организация, реализация, контроль и оценка) и целесообразной интеграции всех видов деятельности учащегося в их единстве.

Таблица 1

Словосочетания, связанные спрофессией профессионального образования иего деятельностью

Направленность группы

Словосочетания

1. Социальная, психолого-педагогическая

Педагогический профессионализм; профессиональный социум; профессиональное бытие; профессиональная культура; профессиональное образование; профессионально обучение; профессиональное воспитание; профессиональное развитие; профессионально-педагогическая деятельность; профессиональные технологии; профессиональный труд; профессиональные функции; профессиональная ориентация; профессиональная этика; профессиональное творчество; профессиональная модель; профессиональное мышление; профессиональное сознание; профессиональная направленность; профессиональные мотивы; профессиональная активность; профессиональное общение; профессиональные способности; профессиональные качества; профессиональный уровень.

2. Когнитивная

Профессиональные знания, умения, навыки; профессиональная эрудиция; профессиональные действия; профессиональная техника; профессиональные задачи; профессиональное взаимодействие; профессиональное сотрудничество; профессиональный стиль.

3. Личностно-ориентированная

Профессиональное мировоззрение; профессиональная ориентация; профессиональный идеал; профессиональный облик; профессиональная позиция; профессиональная компетентность; профессиональный потенциал; профессиональная адаптация; профессиональное поведение; профессиональные ценности; профессиональный долг, честь, ответственность; профессиональная Я-концепция; профессиональная характеристика; профессиональная готовность; профессиональный рост; профессиональный успех; профессиональная зрелость; профессиональная индивидуальность.

4. Профессиональная подготовка

Профессиональный выбор; профессиональное становление; профессиональная учеба; профессиональная практика; профессиональное совершенствование; профессиональное мастерство; профессиональный опыт; профессиональная аттестация; профессиональная квалификация.

5. Самосовершенствование

Профессиональное самообразование, самовоспитание, саморазвитие; профессиональное самопознание; профессиональное самосознание; профессиональная самоподготовка; профессиональный самоанализ; профессиональная самооценка; профессиональная само аттестация.

А также от проявления в рамках педагогического процесса творческой индивидуальности специалиста профессионального обучения и творческого саморазвития воспитанников; от превалирования субъект-субъектных отношений в их общем объеме и др. Все это еще раз доказывает, что специалист профессионального образования должен обладать всесторонней профессиональной подготовкой к выполнению разносторонних педагогических функций.

Профессионализм педагога профессионального образования включает весь комплекс слагаемых сущностной характеристики преподавателя с выделением способностей к исследовательской, инновационной, творческой, воспитательной деятельности, владением опережающими технологиями.

Н. В. Кухарев [4], исследуя диагностику педагогического мастерства и педагогического творчества, отмечает, что профессионализм педагога включает в себя, во-первых, его умение измерять результаты своего труда и обосновывать процесс, влияющий на достижение качественных показателей в деятельности. А во-вторых, профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней творчества, обеспечивающим ему успех в деле. При этом, что особенно значимо, в качестве ведущего признака (альтернативы) в совокупности различных уровней профессионализма (в том числе и уровней педагогического творчества) мы рассматриваем умение педагога исследовать качественные показатели в практической деятельности. Объясняется это тем, что формирование педагога-мастера, педагога-творца начинается с умения анализировать собственную деятельность и ее результаты. От анализа эффективности решения ситуативных педагогических задач учитель поднимается до осмысления и анализа тактических задач, а от них — до осознания и прогнозирования стратегических педагогических задач. На этом пути педагог постоянно реконструирует собственную деятельность, ее содержание и, что особенно важно, корректирует образ результата.

Вместе с тем, теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что некоторые исследователи сужают, а некоторые, наоборот, расширяют основные компоненты профессионализма.

Профессионализм специалиста профессионального обучения, — это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей инженера-педагога его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации педагогической деятельности, готовность к постоянному саморазвитию. Общее понятие профессионализма относится к характеристике работника образовательной сферы, результативности его профессионально-педагогической деятельности независимо от возраста. Профессионализм правомерно рассматривать как важную составную личностной структуры инженера-педагога, включающую интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающую все направления ее профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, творчество, культура, технологичность, индивидуальный стиль, инновационный и исследовательский подход к деятельности, ее продуктивность, являются важнейшими компонентами профессионализма специалиста профессионального обучения, его педагогического мастерства.

Литература:

  1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  2. Выготский Л. С. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения / Под общ. ред. И. Е. Курова. — Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1994. — 160 с.
  3. Большой энциклопедический словарь. 2-е издание — М., 1998. — С. 568.
  4. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  5. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М: Просвещение, 1986. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное обучение, профессиональное образование, профессионализм педагога, профессиональная подготовка, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, профессиональная ориентация, профессионально-педагогическая деятельность, умение.


Похожие статьи

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Формирование компетенций в системе профессионального образования

Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Оценка результативности использования компетентностного подхода в системе общего образования

Анализ производительности труда на предприятии

Особенности самооценки управленческой компетентности руководителя малого бизнеса

Проблема формирования профессионализма педагога дополнительного образования (в сфере технического творчества)

Анализ результатов деятельности государственных инспекторов в сфере государственного земельного надзора

Похожие статьи

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Формирование компетенций в системе профессионального образования

Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Оценка результативности использования компетентностного подхода в системе общего образования

Анализ производительности труда на предприятии

Особенности самооценки управленческой компетентности руководителя малого бизнеса

Проблема формирования профессионализма педагога дополнительного образования (в сфере технического творчества)

Анализ результатов деятельности государственных инспекторов в сфере государственного земельного надзора

Задать вопрос