Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по рекламе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 533 раза

Библиографическое описание:

Шершукова, Е. В. Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по рекламе / Е. В. Шершукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 305-309. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1207/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества, особенно это заметно в последнее десятилетие. Это обусловлено тем, что образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений [3, с. 3].

Педагогика высшей школы – сравнительно молодая отрасль в системе научных знаний. Она отделилась от общей педагогики примерно в середине XX в. К этому времени накопилось достаточно много материалов по теории и методике вузовского образования, чтобы можно было обосновать правомерность их выделения в самостоятельную отрасль. Об этом свидетельствует появление ряда учебных пособий по педагогике высшей школы, которые начали издаваться с 50-х гг., в частности работы С.И.Архангельского, С.И. Зиновьева, И.И. Кобыляцкого, А.В.Петровского, В.А. Сластенина, А.Г. Молибога, Д.И. Водзинского, Н.Д. Никандрова, Е.П. Белозерцева, А.А. Гримотя.

В научной и учебно-методической литературе существует ряд определений понятия «образование». По мнению академика Ю.К. Бабанского, «образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей».

По мнению Н.В.Кузьминой образование это «воспитательное воздействие на человека через специально отобранное, особым образом систематизированное и организованное знание (о природе, обществе и человеческом мышлении), с одной стороны, и через организацию познавательных видов деятельности людей – с другой».

Английский ученый Дж. Саймон назвал образование «способом формирования человека внутри общества».

Академик И.Ф.Харламов предлагает следующее определение: «Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие» [3, с.3].

Н.Г.Чернышевский трактовал образование следующим образом: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова» [1].

Как видно из приведенных определений, понятие «образование» рассматривается как явление, процесс и результат познавательной деятельности, как средство формирования личности, ее мировоззрения и качеств, как путь профессиональной подготовки человека.

По мнению одних исследователей, образование – это узкая сфера деятельности, включающая обучение и воспитание молодежи лишь в учебных заведениях; по мнению других – наоборот, достаточно широкая, охватывающая школу, вуз, семью, группы сверстников, церковь, средства массовой информации.

Опираясь на существующие подходы к трактовке образования, мы предлагаем следующее определение данному понятию.

Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации, знаний и умений, социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения и различных качеств.

История развития образования органически связана с развитием общества, человеческой цивилизации. Между ними существует взаимозависимость. Общественный прогресс, как правило, давал импульс к прогрессу в сфере образования. Бытовало мнение, что образование способно изменить мир. Так утверждал видный философ и просветитель Германии XVII в. Г.Лейбниц: «Отдайте мне просвещение и образование -и я изменю всю Европу». Возможности образования велики. Оно прокладывает путь к социальным переменам, но никогда ему не удавалось изменить мир без структурных изменений в политическом и экономическом фундаменте.

Отметим, что образование, его цели в классовом обществе всегда носили сословно-классовый характер. Подтверждением может служить высказывание Вольтера: «Никто не предполагал просвещать сапожников и служанок». Более точно сказать трудно! В давние времена образование было доступно свободным и состоятельным людям, а в современном мире существуют элитные и элементарные школы, большое число населения даже в развитых странах остается неграмотным [3].

Вложения в образование и социальному прогрессу важность образования находят поддержку в периоды оживления экономики, а во время экономических кризисов становятся популярными противоположные подходы.

Прав был Аристотель, который много веков назад утверждал, что образование есть «функция государства, осуществляемая им для вполне определенных и конкретных целей».

Практика свидетельствует, что когда правительство включало в государственную политику образование, проявляло заботу о его развитии, осуществляло необходимые реформы – налицо был прогресс в этой сфере общественной жизни.

Предмет педагогики высшей школы характеризуется процессом воспитания и профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза, выявление закономерностей данного процесса. К основным категориям педагогики высшей школы относится: воспитание, профессиональная подготовка, развитие, формирование, самообразование, самовоспитание, повышение квалификации и т.д.

Методологические идеи педагогики высшей школы исходят из общей педагогики и в то же время имеют свою специфику.

Методологическая основа педагогики высшей школы - это система основополагающих, философски осмысленных положений, которые составляют стержень науки и влияют на ход ее развития.

Методологические положения определяют исследовательскую позицию ученого, направленность исследовательского процесса, способствуют повышению его эффективности.

К ведущим методологическим положениям педагогики высшей школы можно отнести следующие.

1. Педагогические исследования необходимо рассматривать во временном контексте; исторический подход дает возможность определить их актуальность, своевременность и необходимость для развития высшего образования, осуществить правильный анализ трактовок положений, категорий, выводов.

2. Системно-структурный подход к педагогическому процессу высшей школы способствует многоконтекстному восприятию и анализу этого процесса, создает предпосылки для получения объективного результата.

3. Профессиональная подготовка в условиях высшего учебного заведения является системообразующим элементом всего процесса становления личности специалиста.

4. Источником развития личности студента являются внутренние и внешние факторы: наследственность, среда, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование.

5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.

6. Продуктивность процесса воспитания и профессиональной подготовки студента детерминирована его активностью, что особенно значимо для самообразования и самовоспитания.

7. Студенческую молодежь необходимо изучать в динамике ее развития, анализировать постоянные изменения, прогрессивные движения вперед.

8. В формировании мировоззренческой позиции, ценностных ориентации, мотивационной сферы будущего специалиста важное значение имеет гармония личных и общественных интересов, национальных и общечеловеческих ценностей.

9. Наиболее благоприятной средой для воспитания, обучения, формирования личности студента являются коллективные отношения. В условиях вуза такой средой становится студенческий коллектив.

10. Важным потенциалом и питательной почвой развития педагогики высшей школы является практика, в роли которой выступает вся жизнедеятельность вуза; между педагогической теорией и практикой существует сложная зависимость [2, с.5].

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. отражает роль образования на современном этапе развития России, которая определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, приведём некоторые из них:

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

– повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Из данного документа следует, что основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Безусловно, решение задачи по улучшению системы профессионального образования, качества подготовки будущих специалистов тесно связано с развитием фундаментальной и прикладной науки, которая предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества.

Существует также Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [4] Данная концепция четко конкретизирует перечень необходимых условий модернизации системы образования являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Тем самым, выявляя, что конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Необходимо констатировать, что получение качественного образования должно оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей подрастающего поколения. Опираясь на материалы концепции, то одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования можно считать вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Реализация цели, поставленной перед концепцией, позволяет нам выделить, на наш взгляд, наиболее актуальные задачи:

1.                            обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

2.                            модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи и создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

3.                            создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

4.                            формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания: прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования.

Последнюю задачу можно в полной мере отнести к специалистам по рекламе, так как готовность студента к профессиональной деятельности заключается ещё и в самостоятельном создании рекламных проектов, видео роликов, рекламы в целом. Свои достижения он может использовать в практической деятельности, на примере участия в Фестивалях рекламы. Будущий специалист по рекламе за весь период обучения должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и преодолеть важную задачу освоения азов создания рекламы. В частности видео рекламы, начиная с идеи сценария и заканчивая воплощением в готовый продукт рыночной сферы.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2012 году, приведём некоторые из них:

– формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

– переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;

к 2020 году:

– формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

– внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования.

Выше приведённые задачи, мы считаем наиболее актуальными. Это обосновывается тем, что повышение конкурентоспособного российского образования станет критерием его качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Основой подготовки специалиста по рекламе должен выступать государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Реклама». Структура образовательного стандарта включает общие требования к образованности специалиста, требования к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности, обязательный минимум содержания образования по специальности.

То, что качество образованности дипломированного специалиста по рекламе не отвечает практическим потребностям, обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами - неразвитостью системы повышения квалификации преподавателей с учётом их практики работы в сфере рекламы, недостаток гибких и постоянных взаимосвязей между образованием и области рекламы. Первую причину можно охарактеризовать с нескольких сторон. Во-первых, большую часть преподавателей можно отнести к старшему поколению, которые обучались и практиковались в ХХ веке, следовательно, практическая деятельность рекламного бизнеса также претерпела существенные изменения, которые влекут за собой подстройку под современное состояние рекламы: учёт потребностей потребителей, ценовая политика, экономическое состояние страны, рынков в частности и т.д. Если историческая база рекламного дела остаётся не изменой, то индивидуальные аспекты меняются постоянно. Вследствие этого, необходимо с постоянной периодичностью организовывать курсы по повышению квалификации, тем более в вузах культуры и искусств, так как рекламное дело граничит и с пересекающими специальностями, например с паблик рилейшенз. Во-вторых, недостаток гибких и постоянных взаимосвязей между образованием и области рекламы можно охарактеризовать как в нехватки практических специалистов данной области, которые бы только привнесли новые технологии, инновационные пути выхода рекламы на потребителей, правильные решения и основы создания профессиональной рекламы.

Литература

1. Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970.

2. Педагогика высшей школы. Учеб. пособие / Р.С. Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. – 256 с.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие/Под ред.М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 342 с.

4. http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml

 

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, образование, профессиональная подготовка, профессиональное образование, будущий специалист, высшее профессиональное образование, образовательная политика, общая педагогика, практическая деятельность, современное общество.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности в контексте модернизации Российского образования

Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Становление института государственной молодежной политики в условиях социально-экономической трансформации современного российского общества

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности в контексте модернизации Российского образования

Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Становление института государственной молодежной политики в условиях социально-экономической трансформации современного российского общества

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Задать вопрос