Моделирование дефиниций категории «воспитание» как средство самообразования и саморазвития будущего педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кречетова, А. О. Моделирование дефиниций категории «воспитание» как средство самообразования и саморазвития будущего педагога / А. О. Кречетова, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/743/ (дата обращения: 17.12.2024).

Моделированию как феномену социально-педагогических инноваций в современной педагогике уделяется немалое внимание, т.к. именно благодаря моделированию в свет современной науки, искусства и религии входят новорожденные дитяти современности – это и средства, и методы, и формы, и технологии, и методики, и системы принципов, и дефиниции и пр. Моделирование – это процесс, в ходе которого педагог-исследователь строит модели (идеальные структуры), позволяющие изучать или рассматривать грани, нюансы реального объекта в усеченных условиях, не изменяющих его существенные (значимые) признаки – качества, функции, свойства, особенности [1].

В педагогике различают следующие виды моделей:

  • Словесно-логические. Под словесно-логическим моделированием мы понимаем целенаправленное построение образов посредством слова; примерами словесно-логических моделей являются аннотации, выписки, гипотезы, записи, конспекты, обзоры, описания, определения, планы, рецензии, тезисы, цитаты, анкеты, тесты, беседы, интервью, сравнения, монологи, диалоги, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, присказки, прибаутки, загадки, сочинения, изложения, пересказы, перифразы и пр.

  • Структурно-логические. Под структурно-логическим моделированием мы понимаем процесс создания или логической структуры, или совокупности словесно-логических моделей и логической структуры; примерами структурно-логических моделей являются алгоритмы, графики, схемы, диаграммы, дитексы – совокупность диаграмм, текста и изложенного в них смысла, рефераты и др. [1].

В условиях реформирования современной системы образования появляется нестабильность, которая благодаря самоорганизации или создаст возможность перехода к продуктивному обучению, где личность найдет свой уникальный, неповторимый путь становления и формирования через совокупность средств самовыражения, самосовершенствования и самореализации, или пойдет по пути дотационной (коррекционной) педагогики, где выученная беспомощность будет создавать все предпосылки воспитания и обучения кукушонка в чужом гнезде. Результаты, как мы знаем, – различны…
Поясним важность значения "воспитания" как феномена социально-гносеологиче­ской практики.
Воспитание в системе наук о человеке является одной из фундаментальных катего­рий, феномен коего освещен в различные эпохи с разнообразных позиций и точек зрения. Так, культура и менталитет социальных систем и моделей взаимоотношений, гипотез и концепций выделяют специфику воспитания как процесса, механизма, категории, средства, объекта и предмета психолого-педагогических исследований и новообразований науки, культуры, искусства и религии. Проверка и реализация моделей взаимоотношений полисубъектного и субъект-объектного мира согласно канонам религии, морально-эти­че­ским нормам, научного знания, учета условий ограничений и возможностей пространственно-временного и антрополого-гносеологического генеза – одна из важных проблем гуманистической, продуктивной педагогики, ведь педагогика как наука и искусство волнует умы многих поколений, а передача социального опыта, культурно-исторических традиций, сохранение и преумножение ценностей гуманизма, этнического своеобразия, толерантности, креативности в выборе стратегии поведения и культуре взаимоотношений остаются наиболее значимыми и волнующими проблемами педагогики обыденного сознания и научной отрасли человековедения.
Воспитанность, нравственность, гуманность – эти слова в XX веке были центрами внимания микро- и макросоциума, XXI век по-своему продолжает эту традицию – и школа, и средства массовой информации, и микросреда (микрогруппы) пытаются решить ту же проблему – проблему культуры, нравственности, воспитанности, гуманности взаимоотношений в измененных условиях и ценностях. Результатом воспитания субъекта общества является воспитанность как характеристика его внутреннего мира, выявляемая в поведении и отношениях с живой и неживой природой, свидетельствующих о наличии сформированности или отсутствии определенных способов, моделей преобразования объективной реальности, самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации согласно канонам гуманизма, определяющих человека, его жизнь как высшую ценность, неповторимую уникальность. В связи с этим, здоровье и продуктивность деятельности являются показателями успешности и удовлетворенности моделированием деятельности и реализации данных моделей.
Остановимся подробнее на терминах "самообразование" и "саморазвитие", которые лежат в основе нашей практической деятельности по моделированию дефиниций категории «воспитание».
Под самообразованием будем понимать процесс и результат познания и ситуативного преобразования объективной реальности в полисубъектном поле неустанно развивающейся и формирующейся личности, включенной в уникальную систему разнообразных сред различного масштаба и генеза, называемого нами мультисредой.
Под саморазвитием будем понимать социально-гносеологический механизм, фасилитирующий личностный поиск совокупности средств, методов, форм, принципов и условий познания, преобразования, ретрансляции и реконструкции социального опыта, неустанно повышающий потенциал и результат преобразований внутреннего мира и внешних его проявлений в деятельности и общении.
Вследствие вышеперечисленного, мы можем привести следующие продукты деятельности сотрудничества педагога и студента, отражающие возможность реализации первого (продуктивного) пути ситуативной трансформации условий реконструкции системы обучения и образования:
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – процесс формирования у воспитуемого стремления к непрерывному самосовершенствованию, нахождению и достижению индивидуальной вершины в развитии способностей, склонностей и прочих внутренних структур личности, обеспечивающих ему и другим социально-устойчивым, морально-нравственным субъектам комфортное существование в окружающих их социально-антропологических средах, системно преобразующих их сознание и модели деятельности и общения (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – механизм формирования субъекта социальной среды, включающий в себя модели и средства активного взаимодействия воспитуемого с окружающим миром, результатом которого является возможность определения и применения, трансформации и изобретения новых видов и форм социально-профессиональной деятельности данным субъектом в условиях преобразования среды и внутреннего мира в ходе общения и взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Воспитание с точки зрения индивидуального подхода – процесс целенаправленного формирования субъекта социальных отношений, включающий в себя создание благоприятных условий восприятия морально-этических ценностей, норм поведения, социального опыта, мировоззрения с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого и социально допустимых форм преобразования объективной реальности (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Воспитание с точки зрения информационного подхода – процесс формирования социальных ценностей, моделей поведения и навыков общения воспитуемого с учетом влияния норм и моделей традиционного воспитания, средств массовой информации, нюансов хранения и передачи социального опыта в виде знаков и символов, алгоритмов поведения и культурно-исторических моделей межполового и межгруппового взаимодействия, где социальные роли и качество их ситуативного, социального инсценирования и социально-интеллектуальной трансформации являются показателями успешности развития как самого субъекта культуры, науки, искусства и деятельности, так и общества в целом (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Воспитание с точки зрения исторического подхода – механизм формирования полноценного члена общества посредством моделей/алгоритмов передачи норм и особенностей поведения, общения и взаимоотношений, деятельности и досуга в различных социально и личностно значимых направлениях становления и роста субъекта как носителя и творца истории, культуры, деятельности и общения (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Воспитание с точки зрения поведенческого подхода – это процесс развития и формирования полноценного субъекта социальных отношений посредством ретрансляции определенных норм и моделей поведения, обеспечивающих жизнеспособность субъекта в микро-, мезо-, макро- и мультисредах, контекстно-выявляющих личностное становление как ценность культуры, создавшей предпосылки для отношений и саморазвития, самосовершенствования и самореализации в полисубъектном, антропологическом континууме (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – целенаправленный процесс формирования социально адаптированного субъекта культуры и деятельности посредством религиозных верований, сверхъестественных учений, предопределяющих формирование у субъекта религии и культуры таких социально-феноменологических структур, создающих предпосылки для самосовершенствования и самореализации субъекта в микро-, мезо-, макро- и мультисредах, как уважение, чувство собственного достоинства, самооценка, уровень притязаний, благополучие, добродетель, мотивация общения и взаимодействия, социальное благо и пр. (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – механизм передачи социально значимого опыта от старшего поколения к младшему с целью формирования и развития внутреннего духовного мира воспитуемого посредством мистических и религиозных учений, формирующих уникальный взгляд на объективный мир с его многообразием форм материи и бытия, предопределяющих развитие субъекта и общества в целом (Кречетова А. О. – 2010/2011 уч. г.).
Итак, воспитание как феномен и его целесообразность известны нам издревле. На личном опыте мы постигали его пищу, закладывали и продолжаем растить плоды, вкус которых возможно будет совсем не таким, как бы нам хотелось… Но размышляющий и действующий в данном деле превосходит свою противоположность в любых жизненных ситуациях. Постигнуть эту истину нам поможет притча о двух лягушках, которые упали в крынку со сливками, где одна смирилась и легла на дно, а другая – сучила лапками, пока не взбила масло, по которому и выбралась из крынки. Что же нам надо воспитать у ребенка, чтобы он был устойчив к различным изменениям, ответственен в своём выборе, был носителем и творцом той культуры, которая его вырастила и подняла на ноги?!… На этот вопрос каждый педагог находит свой ответ, ведь самая главная проблема воспитания – это воспитание устойчивой, гибкой, креативной, самостоятельной, ответственной, востребованной личности, у которой сформирована система общечеловеческих ценностей, не позволяющая пойти по крайним граням решения возникающих проблем – линий деструкций и асоциальных взаимоотношений, так пожелаем всем педагогам (и родителей мы относим к педагогам) успехов в поиске, созидания в системе полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований.


Литература:

1. Козырева, О. А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 279 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–353–0.
2. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
3. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
4. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009. – 121 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–457–5.
5. Козырева, О. А. Воспитание как категория педагогики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 115 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–357–8.
6. Козырева, О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие / О. А. Козырева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 207 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–359–2.

5

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, внутренний мир, объективная реальность, зрение, логическая структура, модель, социальный опыт.

Похожие статьи

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Возможности моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре педагогического взаимодействия в вузе

Формирование культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание»

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Интерпретация понятия «инновационная культура» воспитателей дошкольных учреждений

Методы формирования имиджа как индивидуального образа в процессе творческой самореализации личности подростка

Формирование экономико-математической культуры как важного элемента модели компетентного ученика

Похожие статьи

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Возможности моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре педагогического взаимодействия в вузе

Формирование культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание»

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Интерпретация понятия «инновационная культура» воспитателей дошкольных учреждений

Методы формирования имиджа как индивидуального образа в процессе творческой самореализации личности подростка

Формирование экономико-математической культуры как важного элемента модели компетентного ученика