Возможности моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре педагогического взаимодействия в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козырева, О. А. Возможности моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре педагогического взаимодействия в вузе / О. А. Козырева, В. П. Зубанов, Я. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1019/ (дата обращения: 16.11.2024).

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» широко практикуется в структуре занятий по педагогике (курсы «Теория и методика воспитания», «Теоретическая педагогика») в Кузбасской государственной педагогической академии, данный процесс стимулирует результативность и качество сформированности культуры самостоятельной работы педагогов и студентов-педагогов по физической культуре. Под культурой самостоятельной работы (КСР) педагога в контексте реализации компетентностного подхода можно выделить следующее определениеэто социально и профессионально обусловленный, личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова. Иными словами КСР это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты данной деятельности и культуры, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения общества, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
Изучение разделов «Теоретическая педагогика» и «Теория и методика воспитания» опосредовано особенностями RP-техно­ло­гии педагогического взаимодействия, состоящей из RP-уровней, фасилитирующих планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями RP-технологии педагогического взаимодействия понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д. Такого рода построение учебных курсов способствует повышению уровня предметных, междисциплинарных и общеучебных знаний, формированию КСР педагогов, профессионально-педагогической культуры, необходимость формирования коих объяснять излишне.
Свидетельством данного факта является продуктивность в изучении основ педагогического знания по различным педагогическим дисциплинам, на текущий момент – это более 70 публикаций теоретического и теоретико-методического генеза, более 40 учебных пособий, где приложение на электронном носителе (CD или DVD) состоит из творческих работ школьников и студентов.
Приведем несколько дефиниций, моделированных нашей студенткой в процессе занятий при изучении дисциплины «Теория и методика воспитания»:
  • Воспитание с точки зрения научного подхода – это процесс, в ходе которого создаются условия для развития у личности памяти, мышления, воображения, речи, мировоззрения, моделей поведения и отношений, формирования навыков общения и опыт личной деятельности, различных эмоционально и гуманно-нравственных чувств, мыслей, качеств личности, эмоций, обеспечивающих устойчивость и востребованность личности в среде, а также сохранение общества в его уникальном фарватере развития при соблюдения норм культуры и этики (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм определения вершины предрасположенностей, способностей, склонностей у субъекта общества, фасилитирует поиск и нахождение его уникального предназначения, определяющего оптимальное, качественное и своевременное становление и развитие в трех направлениях человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин, где опыт деятельности и общения, сформированность мировоззрения и моделей преобразования объективной реальности создают условия для продуктивного становления и развития личности, оставляющей себя в истории и культуре, науке и технике, спорте и искусстве благодаря результатам своих трудов и достижений (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения компетентностного подхода – это механизм передачи социального опыта от старшего поколении к младшему с учетом всех норм микро-, мезо-, макро- и мегасреды, уровня культуры и этики, профессионализма и гуманизма, толерантности и креативности воспитателей, родителей и педагогов, фасилитирует такие процессы, как социализация, самоопределение, самосовершенствование, самореализация, конкурентоспособность, устойчивость, востребованность и прочие общепедагогические процессы, влияющие на качество жизни и уровень психологического, духовного и материального благополучия личности и среды (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это механизм формирования человека/личности посредствам системы духовно-этических норм, сведенных в гуманно-регламентированное, религиозное или эзотерическое учение или в исторически сложившуюся мораль, где любовь, вера, надежда и другие нравственные убеждения и чувства способствуют выявлению перспектив саморазвития, моделей самореализации и взаимодействия, результат которых зрим в деятельности и общении, сохранении норм культуры, этики и эстетики антропологического пространства (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
И эти определения являются также показателем сформированности определенного уровня КСР педагога. Рассмотрим модели уровней функционирования КСР педагога, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм.
Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике.
Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-лич­ност­ной педагогики и психологии структур личности.
Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педа­го­ги­чес­ко­го и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педа­го­ги­чес­кого и психолого-педаго­ги­чес­ко­го взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
В соответствии с данной типологией можно выделить 4 уровня сформированности КСР педагога – низкий (первый) уровень, средний (второй) уровень, высокий (третий) уровень, профессиональный (четвертый) уровень.
Нетрудно заметить, что мы перешли в данной ситуации на второй и третий уровни сформированности КСР педагога, т.е. средний и высокий уровни сформированности КСР педагога в данном виде педагогического взаимодействия благодаря RP-технологии педагогического взаимодействия.
Возможность перехода на третий (высокий) уровень сформированности КСР субъектна, т.к. условия педагогического взаимодействия, системы ценностей и принципов различных людей различны по природе качеств и отношений, возможности гибкого, ситуативной реконструкции и гуманно-личностной трансформации, фасилитирующих получение продуктов эмоционального, научного и других направлений деятельности в сотрудничестве и сотворчестве в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах.
Уровень сформированности личности определяется перспективами саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазви­тия, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педаго­ги­чес­кого взаимодействия, где моделирование уже играть роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педа­го­ги­чес­кого и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах, поэтому перспективы формирования КСР педагога и значимость данной деятельности объективна.


Литература:

1. Зубанов, В. П. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе / В. П. Зубанов, И. С. Макринский, О. А. Козырева // Проблемы и перспективы развития образования : международная заочная научно-практическая конференция. – Пермь, 2011. – Т.2. – С.92-95.
2. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 385 с. – ISBN 5–85117–239–8.

5

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, уровень, методика воспитания, DVD, адекватная самооценка, внутренняя мотивация деятельности, необходимый уровень притязаний, самостоятельная работа, социально-педагогическое пространство, Теоретическая педагогика.

Похожие статьи

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Формирование культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и внеучебной деятельности образовательного учреждения

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Моделирование дефиниций категории «воспитание» как средство самообразования и саморазвития будущего педагога

Похожие статьи

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Формирование культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и внеучебной деятельности образовательного учреждения

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Моделирование дефиниций категории «воспитание» как средство самообразования и саморазвития будущего педагога