Формирование эмоциональной культуры и антистрессовой компетенции у учащихся на уроках иностранного языка
Автор: Радченко Людмила Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 163 раза
Библиографическое описание:
Радченко, Л. А. Формирование эмоциональной культуры и антистрессовой компетенции у учащихся на уроках иностранного языка / Л. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2817/ (дата обращения: 19.12.2024).
Воспитывать нравственность невозможно без воздействия на эмоциональную сферу личности. Эмоции человека, являясь компонентом его психики, могут существенно воздействовать на процессы мышления. Оказывая общее, активирующее или депрессивное влияние, они повышают или снижают эффективность познавательных психических процессов. Поскольку процесс учения не является чисто познавательным и самым тесным образом связан с эмоциями, их использование в учебном процессе имеет важное значение для повышения его эффективности.
Так, например, страх сковывает сознание учащегося, он не в состоянии контролировать ход своих мыслей, поэтому допускает ошибки. В противоположность страху чувство радости и эмоционального подъёма способствует продуктивности мышления.
С эмоциями напрямую также связан процесс запоминания. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный учебный материал и материал, заученный в хорошем настроении.
С точки зрения современной педагогики не повторение, а положительное эмоциональное подкрепление – мать учения.
Эмоциональный фактор процесса обучения иностранным языкам оказывает приоритетное мотивирующее влияние на результативность учебного процесса, позволяет значительно обогатить нравственные чувства. У учащихся недостаточно своего жизненного опыта. Чтобы отношение стало собственным, его надо пережить, ощутить, прочувствовать на ярких выразительных примерах. Только в процессе общения, апеллируя к положительным эмоциям, можно пережить и усвоить ценностные отношения.
События, содержащиеся в отрывках художественных произведений, вызывают определённое отношение: одобрение или порицание, желание подражать или никогда не делать такого. Они учат различать качества личности, разбираться в чувствах, поступках и мотивах поведения. Оценивая их, дети часто не знают, что они переживают или испытывают и как выразить свои чувства в вербальной форме.
На каждом уроке воспитательная цель должна преследовать постижение моральной истины. Кроме эмоционально насыщенных уроков аналитического чтения, аудирования, говорения тематика позволяет проводить специальные занятия, направленные на развитие личности, на поддержание и стимулирование положительных эмоций и снижение интенсивности отрицательных, а также выработку психологических навыков.
Например, темы в 9 классе «Проблемы подростков», в 7классе – «Черты характера», в 10 классе – «Кто это?». Учащиеся составляют ассоциограмму «Личность», выявляют составляющую личности человека, приходят к выводу, что каждый человек уникален.
Занятие «Личность. Индивидуальность»
Индивидуальность – это своеобразие, непохожесть, уникальность.
Из каких компонентов складывается личность? (групповая работа)
Личность.
Физические данные Привычки
Интересы Навыки
Желания Способности
Стремления Таланты
Темперамент Поведение
Характер
Тема дружбы обсуждается в каждом классе. Наряду с вопросом «Кого бы ты хотел в друзья?» предлагается обсудить тему «Что такое доброта». Положительный эмоциональный климат на уроке задаётся упражнением «Скажем друг другу комплименты». Важно уже в начальных классах не дать развиться в характере ребёнка такому качеству, как критичное отношение к окружающим, привычке замечать только недостатки в других. Также важным я считаю формировать в ребёнке привычку делать добрые дела и стремиться находиться в эмоциях, активирующих энергетику. Поэтому часто к плановому домашнему заданию придумываю задания психологического характера. Например, дома сказать хорошие слова (маме, сестре и т.д.), сделать доброе дело и рассказать, какие эмоции ты испытал. Сознание и тело – это единая кибернетическая система. Даже когда мы искусственно улыбаемся, мозг вырабатывает гормоны радости. Эту мысль я доношу до учащихся, когда знакомлю их с игрой «Хи, хи, хи. Ха, ха, ха» и когда мы поём песню с аналогичным названием. В первый год обучения немецкому языку я предлагаю учащимся на последней странице тетради начать записывать прилагательные, обозначающие эмоции. С каждым годом палитра эмоций расширяется.
Занятие «Самоуважение». Здесь фиксируется внимание на положительных качествах учащихся и их умениях. Листок бумаги с фамилией учащегося пускается по рядам, дети пишут все, что могут сказать о нём. Практика показывает, что эта игра помогает ребёнку «творить себя». Упражнение «Я умею…» (по цепочке). Упражнение «Контур руки». Учащиеся обводят карандашом свою руку в тетради и на каждом пальце пишут свои достоинства.
Занятие «Уверенность» помогает учащимся прийти к выводу, что человек должен формировать своё мнение и не быть зависимым от мнения других. Учащиеся составляют диаграмму «Как выглядит уверенный в себе человек» и «неуверенный».
Уверенныйнеуверенный
Спокойныйзлой
Вежливыйагрессивный
Дружелюбныйгрубый
Самокритичныйкритикует других
Открыто демонстрирует свои чувстване может сказать «нет»
Часто улыбаетсяидёт на поводу у других
Игра «Действие и эмоция». Чувства – это отношение к себе и окружающим. Учащимся предлагается назвать эмоцию при определённых действиях: какие у меня возникают чувства, когда я
1) читаю книгу
2) вижу восход солнца
3) слушаю любимую мелодию
4) ищу ответ на вопрос
5) вижу несправедливый поступок
6) получаю хорошую оценку
7) получаю плохую оценку
8) делаю уроки.
Упражнение подводит к выводу о том, что одно из самых ценных качеств человека – способность к сопереживанию.
Необходимость сдерживать эмоции разрушает здоровье. Растёт внутреннее напряжение и для разрядки обязательно требуется найти верный, адекватный способ выражения.
Игра-активатор «Ассоциации» на занятии «Выражение чувств» учит способу выражения чувств и понимания, что выражать чувства нужно, не навредив другим людям. Учащиеся пишут слова в столбик: ребёнок, учитель, мама, пенсионер, грузчик, музыкант… Рядом пишут чувства – ассоциации, возникающие при представлении этих образов.
Игра-активатор «Эмоция-действие»
«Если я печален, то…»
«Если я ярости, то…»
«Если я радуюсь, то…»
«Если я боюсь, то…»
«Если я счастлив, то…»
Схема последовательности действий при возникновении какой-либо эмоции должна быть такой: почувствовал – осознал – сумел безопасно выразить. Учащиеся отвечают на вопрос «Как можно выразить позитивные чувства?», «А какие бывают негативные эмоции, причины их возникновения и как их можно выразить?» (Агрессия, обида, уныние, безразличие. Причины: неразделённая любовь, безработица, болезнь, одиночество. Способы выражения: поделиться с другом, родителями, записать в личный дневник и т.д.).
Понять, что именно беспокоит ребёнка и научить справляться со стрессом помогут интегрированные уроки с валеологическими компонентами. Вводится понятие стресса, при каких обстоятельствах возникает стресс (причины). Стресс – это хорошо или плохо? (Саморегуляция очень важна для человека. Стресс – это как бы штурм организма на преодоление препятствий). Нужно только правильно использовать эту концентрацию сил. Иначе человек не будет развиваться, останется инфантильным. Учащиеся записывают на немецком языке симптомы стресса: физиологические (бессонница, отсутствие аппетита, учащенный пульс, бледность) и психологические (страх, тревога, подавленность, беззащитность).
Выделяют 3 стадии стресса:
- Стадия тревоги (мобилизация сил)
- Стадия стабилизации (выброс адреналина)
- Стадия истощения (неконструктивное использование сил ведёт к депрессии).
С удовольствием учащиеся дискутируют по выявлению позитивных и негативных сторон стресса. Но наибольший интерес вызывают занятия по управлению эмоциями и преодолению стресса (стресс-менеджмент). Сначала учащиеся делятся своим опытом, какие способы помогают им обрести равновесие (хобби, занятие спортом, общение с друзьями, домашними животными; прослушивание музыки), затем учитель знакомит их с другими способами борьбы со стрессом. Например, использование растений – адаптогенов (ароматерапия), цветотерапия, контрастный душ, специальные упражнения на расслабление и заряжающие энергией, массаж. Все упражнения выполняются на уроке и записываются в тетради. В программе 9 класса рассматривается тема различных зависимостей. Важно фиксировать внимание учащихся на том, что желание уйти от проблем, неумение управлять эмоциями и отстаивать своё мнение делают его уязвимым, зависимым от обстоятельств и чужого мнения и даже формируют вредные привычки.
Лексические трудности на уроках иностранного языка снимаются максимальным использованием слов-интернационализмов, которых много в психологии и это облегчает восприятие материала, а использование игр позволяет создать непринуждённую атмосферу на уроке и удерживать внимание на протяжении всего урока.
В наш век стрессовых перегрузок и малоподвижного образа жизни использование подобных упражнений на уроке помогает учащимся снимать нервно-эмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье.
Иногда взрослым кажется, что часто проблемы переживания у ребёнка незначительны, но для него они могут стать причиной самого настоящего стресса. Между тем, дети чувствуют себя счастливыми, лишь понимая: окружающие любят их такими, какие они есть. Поэтому наша задача – научить детей гордиться собой и своими достижениями, независимо от того, значительны они или нет.