Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 25.05.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Коротченкова, Л. Н. Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности / Л. Н. Коротченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92020/ (дата обращения: 16.12.2024).



Социализация — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений родителей и обычаев от поколения к поколению. Но дети с ментальными нарушениями не в полной мере приобщены к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество.

Таким образом, основная задача педагогов нашего учреждения научить ребенка видеть окружающий мир, понимать его и преображать, учиться жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становиться социально компетентным.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения.

На низком уровне находится развитие навыков самообслуживания. При особо сложных дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих навыков. У детей возникают трудности овладения навыками, которые требуют тонких, дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание лент. Некоторые лица нуждаются в контроле и помощи на протяжении всей жизни.

У этих детей большие трудности вызывает приспособление к самостоятельной практической жизни. Ими с трудом усваиваются сложные навыки общения: умение пользоваться общественным транспортом, навыки поведения в магазинах и других общественных местах. Достигнув юношеского возраста, они способны овладеть только элементарными трудовыми процессами при тщательном построении заданий и обеспечении постоянного контроля; работоспособность этих людей крайне снижена. Но с начала 2000 годов появились первые проекты в России по сопровождаемому проживанию инвалидов и были реализованы под руководством общественных организаций в Санкт-Петербурге, Пскове, Москве, Владимире и Смоленске. В настоящее время данные технологии широко внедряются в различных регионах Российской Федерации.

Реализация различных форм сопровождаемого проживания инвалидов в Российской Федерации проходит в рамках следующих нормативно-правовых актов:

— Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018 г.);

— Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» № 419-ФЗ от 01.12.2014г.;

— Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ от 28.12.2013г.;

— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» № 1236 от 24.11.2014 г.;

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» № 847 от 14.12.2017 г.

Людям с умеренной умственной отсталостью необходима постоянная помощь и поддержка. Между тем они мобильны, физически активны, у большинства из них обнаруживаются признаки социального развития, что выражается в способности установления контактов, общения с другими людьми.

Работая с детьми и подростками, имеющими умеренную умственную отсталость, выясняя, чему необходимо их научить, формируем у них те знания и умения, которые, на первый взгляд, кажутся элементарными, но детям (в силу своих особенностей) сложно их освоить самостоятельно: им нужна помощь.

В учреждении 10 лет реализуется проект «Мультикэмп», основная цель которого формирование «жизненных» компетенций посредством туристической деятельности. В данном проекте реализуется несколько направлений коррекционной работы. Мне бы хотелось более подробно остановиться на том, что представляет моя деятельностью.

Мои задачи направления «Социально-бытовая ориентировка» следующие:

— Формирование активной позиции участника и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания в лесу и в Социальных домах, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту;

— Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в жилище, и т. д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

— Ориентировка в устройстве походной жизни, участие в повседневной жизни команды, принятие на себя обязанностей наряду с другими участниками;

— Формирование желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника в жизни, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Как же все начиналось в проекте? К группе воспитателей, которые решили организовать поход для детей, я подключилась за месяц до похода. Уточнив, какие дети пойдут в поход, а это дети в количестве 12 человек из которых только 3-е посещали дополнительные занятия по домоводству, это: 3 ученика 5 класса и 2 девочки 4 класса, остальные дети учащиеся 2, 3 классов.

На занятия дети ходили с удовольствием, так как были замотивированы. Задания выполняли по технологическим картам и по подражанию, но так как дети ранее не посещали урок СБО и навыки по разделу питание не сформированы, то не все хорошо у них получалось, нужен был постоянный контроль со стороны педагога.

За время подготовки дети познакомились с процессом приготовления еды и принимали непосредственное участие. Наиболее сложный урок был, когда мы с детьми готовили на электроплите. А готовили мы с ними: гречневую кашу, компот. Дети учились мыть и вытирать посуду, и этот навык у них закреплялся в течение нескольких занятий. Учились мыть посуду не только в мойке, но и в тазах. Мы хотели как можно точнее выполнять действия, приближенные к походным. А самым простым был урок «Мытьё обуви», так как дети с этой темой сталкиваются часто в группах, навык мытья обуви у них сформирован. На последнем занятиях дети собирали в кабинете домоводства всё необходимое для похода. Для похода были взяты кухонные принадлежности , это: половник, котелки, пластмассовые разделочные доски. Моющие средства (хозяйственное мыло, сода, мочалки, тряпочки и т. п.). Ножи в чехлах, консервный нож, спички в непромокаемой упаковке.

Столовая посуда: металлические миски, кружки и ложки.

Дети мыли, вытирали и складывали посуду в коробки. Мыли столы и подготавливали переносные холодильники, учились складывать спальные мешки, собирать нужные вещи в рюкзак.

В день похода дети были в ожидании чего-то нового для них. Когда мы прибыли на место стоянки, то там, казалось было всё, чтобы прожить несколько дней: деревья, чтобы защищать от солнца и дождя; много опавших сухих веток для костра; лужайка, чтобы играть и загорать. Всё остальное для обустройства шикарного лагеря мы привезли с собой: палатки, спальники, столы, стульчики, посуду и т. д.

Приготовление пищи на костретребует некоторых навыков, ибо процесс значительно отличается от приготовления пищи в домашних условиях. Костер для приготовления пищи не должен быть слишком большой, иначе дежурные рискуют обжечься, да и приготовляемая пища может пригореть.

Варить пищу надо на ровном огне. Время приготовления разных продуктов различное. Нельзя привести точных данных о времени варки продуктов. Все зависит от костра, вот почему еще раз обращаем внимание на необходимость иметь всегда достаточное количество сухих дров. Дети поняли, что без костра не будет еды, и сразу подключились к сборке сухих веток. Детьми было замечено, что у костра жарко и готовить еду на костре тяжело. Приготовление на костре отличается от приготовления на электроплите. Они не готовили еду на костре, но были наблюдателями. Всё время спрашивали, что готовится на костре, и называли продукты, которые отправлялись в котелок. Дети помогали накрывать на столы. И самостоятельно убирали посуду со столов. Также помогали мыть, полоскать, вытирать и складывать посуду в коробки.

Во второй день похода, было проведено занятие по приготовлению бутербродов с колбасой. Где детям было показано, как необходимо готовить бутерброды. Это занятие я уже проводила с детьми в условиях интерната. Так же был задан вопрос «Отличается ли бутерброд с колбасой на вкус, если приготовить его из белого хлеба разной по форме?» И дети ответили, что отличается, тогда мы сделали бутерброды и попробовали на вкус и только после этого только один ребенок сказал, что не отличается. Оказалось, что дети не всегда могут перенести свои знания в другие условия. На третий день детям было предложено самостоятельно сделать себе бутерброд с колбасой и сыром. Но не все дети справились с этой задачей. Был необходим контроль со стороны воспитателя. Процесс приготовления еды у детей всегда вызывает интерес, а в походных условиях вдвойне.

В течение трех дней дети все время наблюдали что-то для них новое, делали для себя маленькие открытия. И с каждым днем обогащались новыми знаниями о природе, о жизни, о самих себе и о своих спутниках. И так день за днем постепенно накапливали большую массу наблюдений, впечатлений, знаний, очень нужных для жизни каждого человека.

Поход расширяет кругозор детей, способствует сплочению коллектива, позволяет участникам проявить инициативу и самостоятельность, приобрести полезные навыки. А педагог получает возможность лучше узнать своих подопечных. За один день, проведенный в походе, педагог узнает о своих воспитанниках больше, чем за целый год обычной жизни.

А так же хочется сказать, что дети гораздо лучше справлялись с поставленными задачами в учреждении, чем в походе. В походе они были растерянными и на многое отвлекались.

Поход является своего рода «диагностикой» сформированность тех или иных навыков. Для клиентов условия похода — это экстремальные условия, в которых уже, как казалось, сформированные навыки либо подтверждают сформированность, и это маленькая победа над самим собой, или формируются и корректируются заново.

После похода мной была написана программа по домоводству для детей с умеренной умственной отсталостью направлена на развитие личности ребенка, его потенциальных способностей и возможностей.

Программа является компенсаторно-адаптационной. Особое внимание обращается на ежегодное повторение тем для более глубокого закрепления умений и навыков, полученных в предыдущие годы развития, что несет в себе коррекционную направленность. При этом у воспитанников со сложным дефектом формируется определенная система знаний и умений — от простых к более сложным.

Результаты эмпирического исследования формирования жизненных компетентностей участников проекта «Мультикэмп» через туристическую деятельность позволяют заключить, что:

— Включение в туристическую деятельность лиц с интеллектуальными нарушениями способствует овладению ими комплексом знаний, умений и навыков, а также повышают их жизненную компетентность — владение жизненными компетенциями.

— Большинство участников проекта продемонстрировали позитивную динамику по всем оцениваемым показателям своего личностного развития.

— Воспитанниками успешно осуществлен перенос опыта, полученного в походных условиях, в повседневную жизнь, которая становится более насыщенной и интересной, то есть приводит к улучшению их «качества жизни», делает их жизнь более «независимой».

— Участие в проекте создает мотивацию для занятия деятельностью, которая в обычных, повседневных условиях, не является привлекательной для лиц с интеллектуальными нарушениями, но необходимой для жизни в условиях психоневрологических интернатов.

— Участие в проекте способствовало развитию умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи на основе полученных представлений об окружающем мире.

Выводы:

  1. Формирование жизненной компетентности у воспитанников интернатных учреждений (участников проекта «Мультикэмп») требует организации целенаправленного воспитательного процесса как единства воспитания и обучения, осуществление которого возможно в туристической деятельности.
  2. Увеличение показателей сформированности «Общих и специальных представлений и умений» на всех этапах коррекционной работы дает основание сделать вывод о достаточной эффективности формирования жизненных компетентностей в процессе туристической деятельности.
  3. Результаты эмпирического исследования показывают, что формирование жизненной компетентности в процессе туристической деятельности обеспечивает формирование социального опыта у лиц с интеллектуальными нарушениями и возможности его использования в разрешении собственных жизненных проблем.

В результате проведенной работы с участниками проекта «Мультикэмп» у них произошло формирование навыков самостоятельного поведения. Они приобрели новые навыки самообслуживания. Произошло общефизическое оздоровление участников. У клиентов увеличился объем представлений и знаний об окружающем мире. Благодаря занятиям с тренерами происходило обучение практическим навыкам и умениям, необходимым для проведения свободного времени в современных ситуациях отдыха и досуга.

Важной корректировке подверглась эмоционально-волевая сфера — происходило обучение адекватному эмоциональному реагированию на различные воздействия со стороны окружающей среды, умению узнавать эмоции окружающих людей по внешнему их проявлению и корректировать свое общение с людьми в зависимости от наблюдаемых эмоций.

Командная работа невозможна без навыков позитивного взаимодействия. Во время совместной деятельности участники приобретали коммуникативные навыки и навыки культурного поведения.

И главное, участвуя в проекте лица с интеллектуальными нарушениями получили развитие своих индивидуальных способностей на основе развития интереса к туристической деятельности.

Литература:

  1. Буланова, Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 278–280. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44824/ (дата обращения: 10.09.2021).
  2. Буланова, Н. О. Направления личностного развития человека с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 338–341. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46939/ (дата обращения: 10.09.2021).
  3. https://center-albreht.ru/institute_of_itu
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Российская Федерация, туристическая деятельность, навык, поход, жизненная компетентность, окружающий мир, приготовление пищи, сопровождаемое проживание инвалидов, умеренная умственная отсталость.


Похожие статьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Похожие статьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Задать вопрос