Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 01.07.2018
Статья просмотрена: 5449 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3292/ (дата обращения: 16.12.2024).
I. Общая информация оребенке (ФИО, возраст, дошкольное отделение, группа).
II. Краткая психологическая характеристика ребенка. Ребенок легко идет на контакт, он носит стабильный характер. При выполнении заданий нуждается в эмоциональной поддержке. Развитие психических функций в пределах возрастной нормы. Отмечены трудности произвольной организации познавательной деятельности, внимания, памяти, недостаточно развито мышление. Развитие пространственно-временных представлений неравномерное, развитие вербального, невербального воображения низкое.
III. Характеристика семьи: психологический климат в семье благоприятный. Ребенок воспитывается в полной семье.
IV. Ресурсы ребенка: уребенка отмечена познавательная активность, есть интерес к результату своей деятельности, уровень развития психических функций в пределах возрастной нормы, деятельность целенаправленная.
V. Рекомендации ЦПМПК.
VI. Цели программы: развитие коммуникативных навыков, коррекция эмоциональной сферы, формирование пространственно-временных представлений.
VII. Направления изадачи работы:
Работа с ребенком: Создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов ребенка во всех видах деятельности. Создание условий для развития творческого потенциала ребенка и активизации познавательных процессов. Побуждение ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления в разных видах деятельности. Развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления), развитие зрительного и слухового восприятия. Способствовать самопознанию ребенка. Развитие навыков самоорганизации и саморегуляции эмоциональных реакций. Развитие коммуникативных компетенций и навыков сотрудничества, развитие компетенций эмоциональной сферы.
Работа с родителями: Проведение психологических консультаций с родителями ребенка (сбор данных о семье и ребенке, определение проблем семьи, а также по запросам). Рекомендации родителям с целью привлечения их к созданию в семье условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком на занятиях. Просветительская работа. Обсуждение с родителями результатов психолого-педагогического обследования. Далее необходимо информировать родителей о результатах и направлениях коррекционно-развивающей работы.
Работа с педагогами и специалистами: Проведение индивидуальных консультаций для воспитателей группы (по развитию психических процессов и особенностям психофизического развития ребенка). Взаимодействие со специалистами при составлении и реализации образовательного маршрута и коррекционно-развивающих программ. Консультирование педагогов по результатам диагностики. Выработка адекватной стратегии психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Просветительская работа.
VIII. Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребенком 1–2 раза в неделю, подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность 1 раз в неделю.
IX. Этапы исроки реализации программы:
Направленияработы |
Цели изадачи |
Методики |
Сроки |
1. Диагностический блок |
|||
Первичная диагностика |
Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей |
«Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н. Н., Руденко Л. Т.), психологическое наблюдение; проективные рисуночные методики, анализ продуктов деятельности, психолого-педагогическая диагностика развития (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина), опрос родителей и педагогов |
Сентябрь — октябрь |
Промежуточная диагностика |
Исследование динамики развития |
Психологическое наблюдение, проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности |
Февраль |
Итоговая диагностика |
Исследование динамики развития |
«Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н. Н., Руденко Л. Т.) |
Май |
2. Коррекционно-развивающий блок |
|||
Развитие познавательной сферы |
Развитие психических функций (объема, концентрации, устойчивости, переключения). Формирование навыков произвольности. |
1. Развитие восприятия (в том числе оттенки эмоционального состояния). 2. Развитие памяти (зрительная образная, слуховая образная, слуховая вербальная, тактильная), запоминание с опорой на схемы, ассоциации. Упражнения на запоминание 5–8 предметов с учетом местоположения. 3. Развитие внимания (объем от 5–8 единиц, концентрация, устойчивость, распределение, переключение), упражнения «лабиринты», задания с опорой на план, составление узоров из карточек по образцу, поиск заданного изображения, имеющего несколько мелких деталей при слабой или средней плотности штриховки, поиск контуров предметов, наложенных друг на друга частично или полностью. 4. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии). |
Ноябрь — июнь В течение года |
Развитие интеллектуальной сферы |
Развитие аналитико-синтетической сферы, способности анализировать простые закономерности, устанавливать взаимосвязи; развитие обобщения и конкретизации, сериации и классификации, умения выделять разные особенности, вычленять в предмете разные признаки, свойства и качества |
1. Анализ: объекта из 3 элементов по 1–2 признакам, обучение анализу эмоционального состояния, развитие операции рассуждения, анализ черт характеров героев сказок, поиск ошибок в логической цепочке, исключение на основе имеющихся обобщений. 2. Синтез: работа с «пиктограммами», разрезными картинками и объемными предметами (5–8 частей), работа с образцами и без образцов, поиск «своих» частей в общем наборе материала. 3. Сравнение: по эмоциональному состоянию, по чертам характера, поиск различий на 2 сюжетных картинках, поиск различий и сходств, выделение существенных признаков, задачи «по аналогии» 4. Задачи на группировку, сериации и классификации: исключи лишнее, сходство и различие, продолжи закономерность, подбор «по аналогии», подбор по противопоставлению. Обучение выбору признака для классификации (цвет, форма, величина и др. свойства), умению обобщать. Работа с серией последовательных картинок. Выкладывание последовательности. Составление рассказа по картинкам |
В течение года |
Развитие пространственного восприятия ивоображения |
Развитие пространственной ориентировки. Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения. |
1.Упражнения: дорисовывание фигур, «зашумлённые» рисунки. 2. Развитие элементов творческого воображения: придумывания различных способов выражения эмоционального состояния, работа с опорой на сказку (изменение сказки через введение в нее дополнительных персонажей, придуманных самими детьми), театрализованная игра — постановка измененной сказки 3. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии). |
Ноябрь — июнь |
Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера |
Выявление условий психического развития, изучение представлений ребенка о себе, коммуникабельности, тревожности, агрессивности, межличностных отношений, образа тела, полоролевой идентичности, особенностей семейных и детско-родительских отношений |
1. Графическая методика «Кактус» (Панфилова); 2. Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» А. И. Захаров. 3. Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное». 4. Тест на определение уровня самооценки детей 4–10 лет (В. Щур «Лесенка»). 5. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Тест «Я в детском саду». 6. Проективный тест тревожности (тест М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммл). 7. Методика «Кинетический рисунок семьи». (Р. Бернс, С. Кауфман). 8. «Картина мира», «Волшебник». 9. «Домики» Ореховой идр. методики.10. Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний (радость, восторг, грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость, страх, тревога). 11. Формирование позитивного эмоционального отношения к членам своей семьи, к самому себе, к своим друзьям. 12. Формировании позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения, моральных представлений, регулирование поведения и характера. Отработка навыков невербального общения. Знакомство со способами разрешения конфликтных ситуаций |
В течение года |
Развитие личностно-мотивационной сферы |
Снятие тревожности и других невротических комплексов. Формирование представлений о личном пространстве. Формирование произвольного поведения и умения действовать по правилам. |
1. Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация. 2. Снятие страхов и неосознанной тревоги, саморегуляции. 3. Знакомство с чертами характера (добрый, злой, жадный, щедрый, капризный, уравновешенный, ленивый, трудолюбивый, хитрый, грубый, обидчивый). 4. Упражнения-этюды на перевоплощение, работа с «ролью». 5. Формирование адекватной самооценки, помощь в осознании своей роли в семье и своих личностных переживаний в трудных ситуациях. 6. Проективные методики. |
В течение года |
Психофизиологическая сфера |
Развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и мелкой моторики. Диагностика готовности руки к письму |
1. Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация. 2. развитие мимической выразительности. 3. Снятие психомоторного напряжения, развитие умения управлять своим дыханием. 4. Тест «Диктант», «Обведи по пунктирным точкам», «Рисунок по точкам», «Рисование простых узоров» и «Езда по дорожке» (Л. А. Венгер) |
В течении года Май |
X. Планируемые результаты психолого-педагогической работы (в виде, допускающем их экспертную проверку): Развитие процессов мышления, умений классифицировать, обобщать, проводить аналогии. Развитие свойств внимания. Увеличение объёма кратковременной зрительной и слухоречевой памяти, повышение эффективности процессов запоминания. Развитие речи, графомоторных навыков, навыков конструирования. Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.
XI. Результаты диагностики.
XII. Результаты деятельности.
XIII. Рекомендации.
XIV. Профессиональная документация: данные о реализации индивидуально-ориентированной программы фиксируются в листе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, в журнале учета рабочего времени педагога-психолога, данные о психолого-педагогических обследованиях вносятся в диагностическую карту и протоколы обследований, бланки методик, выполненные задания, рисуночные тесты и карта развития хранятся в индивидуальной папке развития ребенка.