Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа) / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3646/ (дата обращения: 16.12.2024).


  1. Пояснительная записка

Основная цель — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением; помощь семье в создании благоприятных условий для развития ребенка.

Основные направления деятельности:

  1. Психолого-педагогическая диагностика (дефектологическое обследование);
  2. Коррекционно-развивающая деятельность;
  3. Мониторинг уровня развития ребенка, педагогическое наблюдение.
  4. Консультирование субъектов образовательного процесса.

Задачи программы:

а). Образовательные: формировать ориентировочно-поисковую деятельность; формировать продуктивные виды деятельности; формировать коммуникативные компетенции; систематизировать и расширять имеющиеся представления об окружающем;

б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; формировать систему сенсорных эталонов; развивать познавательную активность ребенка; формировать наглядно-действенное мышление, предпосылки наглядно-образного мышления; развивать эмоционально-волевую сферу ребенка; формировать и развивать коммуникативные способности.

в). воспитательные: формировать эмоциональное общение со взрослым; воспитывать интерес к познавательной деятельности; воспитывать межличностные отношения, желание взаимодействовать с окружающими людьми.

Объем рабочей программы: программа рассчитана на один год обучения.

Продолжительность 1 занятия: 15–20 мин (2 раза в неделю); 7–8 занятий в месяц.

  1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Вид работы

Форма работы

Направление работы

Сроки работы

Диагностика

индивидуальная

Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование

декабрь

Занятие

индивидуальная

1. Формирование умения действовать по 1–2 ступенчатой инструкции;

2. Формирование умения действовать по алгоритму;

3. Развитие познавательной активности;

4. Развитие мыслительных операций (классификации и обобщения, анализа и синтеза, сравнения, делать простые выводы, элементарные умозаключения);

5. Развитие ориентировки в пространстве;

6. Развитие общей и мелкой моторики;

7. Систематизация и расширение имеющихся представлений об окружающем;

8. Развитие эмоционально-волевой сферы

9. Закрепление пройденного материала;

10. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка во время образовательной деятельности;

11. Коррекционно-педагогическая деятельность во время режимных моментов

декабрь — июнь

Мониторинг

педагогическое наблюдение

Мониторинг развития ребенка

декабрь — июнь

Диагностика

индивидуальная

Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование

май

Консультирование

индивидуальная

Консультирование субъектов образовательного процесса

По запросам

  1. Календарно-тематический учебный план программы

Сроки

Наименование разделов

/тем занятий

Кол-во занятий

Форма контроля

1

Декабрь

Первичная диагностика познавательного развития

1

Анализ протоколов

Раздел 1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым иовладение способами усвоения общественного опыта

2

Декабрь, январь

Формирование эмоционального общения со взрослых. Выполнение элементарных инструкций с предметами

2

Наблюдение

3

Январь, февраль

Формирование эмоционального общения со взрослых. Выполнение элементарных моторных инструкций

2

Наблюдение

4

Декабрь, февраль

Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Выполнение действий на имитацию с предметами

2

Наблюдение

5

В течение года

Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Выполнение действий на моторную имитацию

2

Наблюдение

6

Январь

Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта

2

Наблюдение

7

Февраль

Формирование навыков разделенного внимания, поворот головы в сторону звука и жеста

2

Наблюдение

8

Январь, апрель

Формирование представлений о самом себе и позитивного отношения ребенка к себе. Части тела на себе

2

Наблюдение

Раздел 2. Развитие функциональных возможностей кистей ипальцев рук, мелкой моторики

9

Январь

Развитие хватательных движений как основы целенаправленных действий

1

Наблюдение

10

Февраль, март

Развитие соотносящих действий и зрительно-двигательной координации. Формирование целенаправленных действий и внимания

2

Наблюдение

11

Февраль, май

Развитие зрительно-двигательной координации и согласованности рук. Формирование ручных умений

2

Наблюдение

Раздел 3. Развитие процессов восприятия ипредставлений опредметах иявлениях окружающего мира (сенсорное развитие)

12

Февраль, апрель

Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания

2

Наблюдение

13

Январь

Формирование зрительного восприятия формы

1

Наблюдение

14

Декабрь

Закрепление представлений о форме в слове-названии

2

Наблюдение

15

В течение года

Восприятие величины на основе применения проб и примеривания

2

Наблюдение

16

В течение года

Формирование зрительного восприятия величины

2

Наблюдение

17

Февраль

Закрепление представлений о величине в слове-названии. Промежуточная диагностика

2

Наблюдение

18

В течение года

Формирование восприятия цвета на основе зрительного различения (примеривания)

2

Наблюдение

19

Февраль, март

Формирование восприятия цвета на основе зрительного соотнесения

2

Наблюдение

20

Январь, февраль

Формирование представлений о цвете в слове-названии

2

Наблюдение

21

В течение года

Формирование целостного образа предмета. Осознание целостности предмета и его частей

2

Наблюдение

22

Январь, февраль

Формирование восприятия пространства. Восприятие направления и пространственных отношений предметов и их частей

2

Наблюдение

23

Март, апрель

Формирование пространственных представлений. Ориентировка в пространстве листа бумаги

2

Наблюдение

24

Апрель, май

Пространственное расположение предметов. Словестные определения пространственных отношений объектов

2

Наблюдение

25

Май, июнь

Развитие конструктивных способностей на основе совмещения признаков «цвет», «форма», «величина»

2

Наблюдение

26

В течение года

Развитие тактильно-двигательного восприятия. Узнавание предметов на ощупь.

2

Наблюдение

27

В течение года

Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины

2

Наблюдение

28

В течение года

Формирование представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

2

Наблюдение

29

В течение года

Развитие слухового восприятия на основе развития неречевых звуков

2

Наблюдение

Раздел 4. Развитие наглядно-действенного мышления

30

В течение года

Формирование способности к выполнению практических задач на основе использования предметов-орудий, имеющих фиксированное значение

2

Наблюдение

31

В течение года

Формирование способности к решению проблемно-практической ситуации с использованием вспомогательных средств и предметов, имитирующих орудия труда (предметов-заместителей)

2

Наблюдение

32

Декабрь, январь

Формирование метода проб как основного способа решения практических проблемных задач

2

Наблюдение

33

В течение года

Расширение опыта действия с предметами в ориентировочно-исследовательской деятельности

2

Наблюдение

34

В течение года

Формирование самостоятельной ориентировочной реакции и элементов причинного мышления. Определение причинно-следственных зависимостей. Наблюдение

2

Наблюдение

35

В течение года

Развитие элементов обобщения на основе выбора по образцу. Переход от восприятия к мышлению. Выделение существенного признака.

2

Наблюдение

36

Июнь

Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов. Итоговая диагностика познавательного развития

2

Анализ протоколов обследования

  1. Ожидаемый результат

Развитие познавательного интереса; формирование представлений о свойствах предметов; развитие понимания обращенной речи;

  1. Условия для реализации программы:

кабинет с зонированием пространства; аудиозаписи музыкальных произведений, бытовых шумов, голосов животных; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям; пособия для развития мелкой моторики; наборы для конструирования; предметные картинки; «Волшебный мешочек»; сенсорные боксы с различными наполнителями; матрешка, пирамидка, сортер; игрушки сюжетные; контейнеры для сортировки; материал для сортировки; предметы и игрушки для имитации; канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши) и т. п.

  1. Требования кусловиям реализации программы

Условия для реализации программы: кабинет с зонированием пространства; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям

Материалы: муляжи фруктов и овощей, дидактические пособия «Тени», «Незавершенные изображения», «Ассоциации», «Аналогии», «Логика», «Сказки», счетный материал;разрезные картинки. Бланки графических упражнений. Предметные картинки. Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей. Сюжетные картинки (иллюстрации к сказкам). Детские книги. Канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши).

  1. Программно-методическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Владос, 1995.

Лобода Л. В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.

Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.

Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 2011.

Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2012.

Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. — М.: Монолит, 2007.

Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2009.

Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2003.

Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, Развитие, течение, общественный опыт, способ усвоения, Формирование, формирование представлений, мелкая моторика, Формирование навыков, эмоциональное общение.

Похожие статьи

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)

Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа)

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)

Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа)

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос