Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа)
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 07.11.2018
Статья просмотрена: 617 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа) / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3646/ (дата обращения: 16.12.2024).
- Пояснительная записка
Основная цель — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением; помощь семье в создании благоприятных условий для развития ребенка.
Основные направления деятельности:
- Психолого-педагогическая диагностика (дефектологическое обследование);
- Коррекционно-развивающая деятельность;
- Мониторинг уровня развития ребенка, педагогическое наблюдение.
- Консультирование субъектов образовательного процесса.
Задачи программы:
а). Образовательные: формировать ориентировочно-поисковую деятельность; формировать продуктивные виды деятельности; формировать коммуникативные компетенции; систематизировать и расширять имеющиеся представления об окружающем;
б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; формировать систему сенсорных эталонов; развивать познавательную активность ребенка; формировать наглядно-действенное мышление, предпосылки наглядно-образного мышления; развивать эмоционально-волевую сферу ребенка; формировать и развивать коммуникативные способности.
в). воспитательные: формировать эмоциональное общение со взрослым; воспитывать интерес к познавательной деятельности; воспитывать межличностные отношения, желание взаимодействовать с окружающими людьми.
Объем рабочей программы: программа рассчитана на один год обучения.
Продолжительность 1 занятия: 15–20 мин (2 раза в неделю); 7–8 занятий в месяц.
- Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
Вид работы |
Форма работы |
Направление работы |
Сроки работы |
Диагностика |
индивидуальная |
Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование |
декабрь |
Занятие |
индивидуальная |
1. Формирование умения действовать по 1–2 ступенчатой инструкции; 2. Формирование умения действовать по алгоритму; 3. Развитие познавательной активности; 4. Развитие мыслительных операций (классификации и обобщения, анализа и синтеза, сравнения, делать простые выводы, элементарные умозаключения); 5. Развитие ориентировки в пространстве; 6. Развитие общей и мелкой моторики; 7. Систематизация и расширение имеющихся представлений об окружающем; 8. Развитие эмоционально-волевой сферы 9. Закрепление пройденного материала; 10. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка во время образовательной деятельности; 11. Коррекционно-педагогическая деятельность во время режимных моментов |
декабрь — июнь |
Мониторинг |
педагогическое наблюдение |
Мониторинг развития ребенка |
декабрь — июнь |
Диагностика |
индивидуальная |
Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование |
май |
Консультирование |
индивидуальная |
Консультирование субъектов образовательного процесса |
По запросам |
- Календарно-тематический учебный план программы
№ |
Сроки |
Наименование разделов /тем занятий |
Кол-во занятий |
Форма контроля |
1 |
Декабрь |
Первичная диагностика познавательного развития |
1 |
Анализ протоколов |
Раздел 1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым иовладение способами усвоения общественного опыта |
||||
2 |
Декабрь, январь |
Формирование эмоционального общения со взрослых. Выполнение элементарных инструкций с предметами |
2 |
Наблюдение |
3 |
Январь, февраль |
Формирование эмоционального общения со взрослых. Выполнение элементарных моторных инструкций |
2 |
Наблюдение |
4 |
Декабрь, февраль |
Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Выполнение действий на имитацию с предметами |
2 |
Наблюдение |
5 |
В течение года |
Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Выполнение действий на моторную имитацию |
2 |
Наблюдение |
6 |
Январь |
Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта |
2 |
Наблюдение |
7 |
Февраль |
Формирование навыков разделенного внимания, поворот головы в сторону звука и жеста |
2 |
Наблюдение |
8 |
Январь, апрель |
Формирование представлений о самом себе и позитивного отношения ребенка к себе. Части тела на себе |
2 |
Наблюдение |
Раздел 2. Развитие функциональных возможностей кистей ипальцев рук, мелкой моторики |
||||
9 |
Январь |
Развитие хватательных движений как основы целенаправленных действий |
1 |
Наблюдение |
10 |
Февраль, март |
Развитие соотносящих действий и зрительно-двигательной координации. Формирование целенаправленных действий и внимания |
2 |
Наблюдение |
11 |
Февраль, май |
Развитие зрительно-двигательной координации и согласованности рук. Формирование ручных умений |
2 |
Наблюдение |
Раздел 3. Развитие процессов восприятия ипредставлений опредметах иявлениях окружающего мира (сенсорное развитие) |
||||
12 |
Февраль, апрель |
Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания |
2 |
Наблюдение |
13 |
Январь |
Формирование зрительного восприятия формы |
1 |
Наблюдение |
14 |
Декабрь |
Закрепление представлений о форме в слове-названии |
2 |
Наблюдение |
15 |
В течение года |
Восприятие величины на основе применения проб и примеривания |
2 |
Наблюдение |
16 |
В течение года |
Формирование зрительного восприятия величины |
2 |
Наблюдение |
17 |
Февраль |
Закрепление представлений о величине в слове-названии. Промежуточная диагностика |
2 |
Наблюдение |
18 |
В течение года |
Формирование восприятия цвета на основе зрительного различения (примеривания) |
2 |
Наблюдение |
19 |
Февраль, март |
Формирование восприятия цвета на основе зрительного соотнесения |
2 |
Наблюдение |
20 |
Январь, февраль |
Формирование представлений о цвете в слове-названии |
2 |
Наблюдение |
21 |
В течение года |
Формирование целостного образа предмета. Осознание целостности предмета и его частей |
2 |
Наблюдение |
22 |
Январь, февраль |
Формирование восприятия пространства. Восприятие направления и пространственных отношений предметов и их частей |
2 |
Наблюдение |
23 |
Март, апрель |
Формирование пространственных представлений. Ориентировка в пространстве листа бумаги |
2 |
Наблюдение |
24 |
Апрель, май |
Пространственное расположение предметов. Словестные определения пространственных отношений объектов |
2 |
Наблюдение |
25 |
Май, июнь |
Развитие конструктивных способностей на основе совмещения признаков «цвет», «форма», «величина» |
2 |
Наблюдение |
26 |
В течение года |
Развитие тактильно-двигательного восприятия. Узнавание предметов на ощупь. |
2 |
Наблюдение |
27 |
В течение года |
Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины |
2 |
Наблюдение |
28 |
В течение года |
Формирование представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия |
2 |
Наблюдение |
29 |
В течение года |
Развитие слухового восприятия на основе развития неречевых звуков |
2 |
Наблюдение |
Раздел 4. Развитие наглядно-действенного мышления |
||||
30 |
В течение года |
Формирование способности к выполнению практических задач на основе использования предметов-орудий, имеющих фиксированное значение |
2 |
Наблюдение |
31 |
В течение года |
Формирование способности к решению проблемно-практической ситуации с использованием вспомогательных средств и предметов, имитирующих орудия труда (предметов-заместителей) |
2 |
Наблюдение |
32 |
Декабрь, январь |
Формирование метода проб как основного способа решения практических проблемных задач |
2 |
Наблюдение |
33 |
В течение года |
Расширение опыта действия с предметами в ориентировочно-исследовательской деятельности |
2 |
Наблюдение |
34 |
В течение года |
Формирование самостоятельной ориентировочной реакции и элементов причинного мышления. Определение причинно-следственных зависимостей. Наблюдение |
2 |
Наблюдение |
35 |
В течение года |
Развитие элементов обобщения на основе выбора по образцу. Переход от восприятия к мышлению. Выделение существенного признака. |
2 |
Наблюдение |
36 |
Июнь |
Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов. Итоговая диагностика познавательного развития |
2 |
Анализ протоколов обследования |
- Ожидаемый результат
Развитие познавательного интереса; формирование представлений о свойствах предметов; развитие понимания обращенной речи;
- Условия для реализации программы:
кабинет с зонированием пространства; аудиозаписи музыкальных произведений, бытовых шумов, голосов животных; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям; пособия для развития мелкой моторики; наборы для конструирования; предметные картинки; «Волшебный мешочек»; сенсорные боксы с различными наполнителями; матрешка, пирамидка, сортер; игрушки сюжетные; контейнеры для сортировки; материал для сортировки; предметы и игрушки для имитации; канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши) и т. п.
- Требования кусловиям реализации программы
Условия для реализации программы: кабинет с зонированием пространства; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям
Материалы: муляжи фруктов и овощей, дидактические пособия «Тени», «Незавершенные изображения», «Ассоциации», «Аналогии», «Логика», «Сказки», счетный материал;разрезные картинки. Бланки графических упражнений. Предметные картинки. Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей. Сюжетные картинки (иллюстрации к сказкам). Детские книги. Канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши).
- Программно-методическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Владос, 1995.
Лобода Л. В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.
Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.
Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 2011.
Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2012.
Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. — М.: Монолит, 2007.
Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2009.
Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2003.
Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010