Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа)
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.
Дата публикации: 03.01.2019
Статья просмотрена: 1625 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа) / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3826/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, семьи исоциального окружения: ребенок избирателен в общении, отмечена пассивность в общении при сниженной психической активности. Ребенок способен работать содержательно достаточно продолжительное время, однако редко проявляет интерес к результату своей деятельности. Принятие инструкции частичное. Развитие психических функций значительно ниже возрастной нормы. Отмечены трудности произвольной организации познавательной деятельности, внимания, памяти, недостаточно развито мышление. Развитие пространственно-временных представлений неравномерное, развитие вербального, невербального воображения низкое. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Психологический климат в семье благоприятный, ребенок воспитывается в полной семье. Посещает дошкольное образовательное учреждение, дополнительные занятия (кружки, спортивные секции).
- Ресурсы ребенка: ребенок принимает физическую помощь при осуществлении действий; принимает помощь взрослого при выполнении психодиагностических заданий, эмоционально отзывчив на похвалу.
- Цели программы: Формирование,коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности; формирование пространственно-временных представлений.
- Направления изадачи работы:
Работа сребенком:
- Создание условий для развития творческого потенциала ребенка и активизации познавательных процессов.
- Развитие пространственно-временных представлений.
- Развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления), развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие навыков самоорганизации и саморегуляции эмоциональных реакций.
- Развитие коммуникативных компетенций и навыков сотрудничества, развитие компетенций эмоциональной сферы.
Работа сродителями:
- Проведение психологических консультаций с родителями ребенка (сбор данных о семье и ребенке, определение проблем семьи, а также по запросам).
- Рекомендации родителям с целью привлечения их к созданию в семье условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком на занятиях.
- Обсуждение с родителями результатов психолого-педагогического обследования.
Работа спедагогами испециалистами:
- Проведение индивидуальных консультаций для воспитателей группы (по развитию психических процессов и особенностям психофизического развития ребенка).
- Взаимодействие со специалистами при составлении и реализации образовательного маршрута и коррекционно-развивающих программ.
- Выработка адекватной стратегии психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
- Просветительская работа.
- Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребенком 1 раз в неделю, подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность 1 раз в неделю.
- Этапы исроки реализации программы:
Направления работы |
Цели изадачи |
Методики |
Сроки |
1. Диагностический блок |
|||
Первичная диагностика |
Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей |
Экспресс-диагностика в детском саду, психологическое наблюдение; проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности, опрос родителей и педагогов |
Сентябрь — октябрь |
Промежуточная диагностика |
Исследование динамики развития |
Педагогическое наблюдение, беседы и анализ продуктов деятельности |
Февраль |
Итоговая диагностика |
Исследование динамики развития |
Экспресс-диагностика в детском саду |
Май |
2. Коррекционно-развивающий блок |
|||
Мотивационная сфера |
Создание условий для развития эмоционально-положительной мотивации |
Развитие положительной мотивации к коррекционно-развивающим занятиям. Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. |
Сентябрь — октябрь |
Развитие познавательной сферы |
Развитие психических функций (объема, концентрации, устойчивости, переключения). Формирование навыков произвольности. |
1. Развитие восприятия (в том числе оттенки эмоционального состояния). 2. Развитие памяти (зрительная образная, слуховая образная, слуховая вербальная, тактильная), запоминание с опорой на схемы, ассоциации. Упражнения на запоминание 4–8 предметов с учетом местоположения. 3. Развитие внимания (объем от 4–8 единиц, концентрация, устойчивость, распределение, переключение), упражнения «лабиринты», задания с опорой на план, составление узоров из карточек по образцу, поиск заданного изображения (6–8 частей), имеющего несколько мелких деталей при слабой или средней плотности штриховки, поиск контуров предметов, наложенных друг на друга частично или полностью, обвести переплетенные линии, зачеркивание знаков, подчеркивание символов и т. д. 4. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок) |
Сентябрь — июнь |
Развитие интеллектуальной сферы |
Развитие аналитико-синтетической сферы, способности анализировать простые закономерности, устанавливать взаимосвязи; развитие обобщения и конкретизации, сериации и классификации, умения выделять разные особенности, вычленять в предмете разные признаки, свойства и качества |
1. Анализ: анализ своего эмоционального состояния, развитие операции рассуждения, анализ черт характеров героев сказок, поиск ошибок в логической цепочке, исключение на основе имеющихся обобщений, развитие самостоятельности и индивидуальности мышления, обучение решению проблемных ситуаций, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе решения логических задач. 2. Синтез: работа с «пиктограммами», картинками (6–10 частей), работа с образцами и без образцов, поиск «своих» частей в общем наборе материала, работа с объемными предметами. 3. Сравнение: поиск различий и сходств по всем изученным признакам, выделение существенных признаков, задачи «по аналогии», обучение умению использовать обобщающие характеристики, обучение умению сравнивать себя в различных ситуациях, закрепление умения выделять существенные признаки. 4. Обобщение и конкретизация (деревья, птицы, бытовые приборы, транспорт, школьные принадлежности, эмоции). 5. Сериация: по эмоциональному состоянию, серия последовательных картинок (4–10 картинок). 6. Классификация: по 1–2 признакам, самостоятельный выбор основания для классификации или исключения |
Сентябрь — июнь |
Развитие пространственного восприятия ивоображения |
Развитие пространственной ориентировки. Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения. |
1. Методика «Восприятие цвета». 2. Методика «Восприятие форм геометрических фигур». 3. Методика исследования воображения. 4. Методика на выявление уровня ориентировки в окружающем мире. |
Ноябрь — июнь |
Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера |
Выявление условий психического развития, изучение представлений ребенка о себе, коммуникабельности, эмоционального отношения к школе |
Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний (радость, восторг, грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость, страх, тревога). Формирование позитивного эмоционального отношения к членам своей семьи, к самому себе. Формировании позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения, моральных представлений, регулирование поведения и характера. Отработка навыков невербального общения. Знакомство со способами разрешения конфликтных ситуаций. |
Сентябрь — июнь |
Психофизиологическая сфера |
Развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и мелкой моторики. |
Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация. Развитие мимической выразительности. Тест «Диктант», «Обведи по пунктирным точкам», «Рисунок по точкам», «Рисование простых узоров» и «Езда по дорожке» (Л. А. Венгер). |
Сентябрь — июнь |
- Данные одинамике реализации программы.
- Психолого-педагогическое рекомендации.