Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 3878 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55907/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье представлена программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательных процессов, таких как, память, воображение, мышление, речь, внимание, у младших школьников.

Ключевые слова: познавательная сфера, познавательные процессы, память, внимание, мышление, речь, воображение.

Когда ребенок поступает в школу, его жизнь претерпевает существенные перемены: главным образом меняется его социальная ситуация развития; формируется новая ведущая деятельность — учебная.

Стоит отметить, что центральные психологические новообразования младшего школьного возраста развиваются на основе учебной деятельности. Одним из основных направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что без развитой познавательной сферы невозможна успешная учебная деятельность.

Название разработанной программы звучит следующим образом, коррекционно-развивающая работа по проблемам развития познавательной сферы младших школьников.

Цель данной программы: развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и воображение у младших школьников с целью повышения продуктивности учебной деятельности.

Основная концепция программы:

Главная задача программы — выявление и коррекция проблем в развитии познавательной сферы младших школьников.

Программа включает упражнения на: развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речь); умение подчиняться словесным указаниям взрослого (педагога); развитие тонкой моторики; улучшение межличностного общения в группе. При помощи упражнений закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки групповой работы.

Перечислим принципы психологической коррекции, соответствующие программе:

– Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося.

– Принцип комплексности методов психологического воздействия.

– Принцип возрастания сложности.

– Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

– Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

– Принцип привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе [2, с. 22].

Перечислим задачи программы:

– проведение различных методик, направленных на выявление проблем в развитии познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение);

– создание безопасных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие познавательной сферы младших школьников;

– улучшение межличностного общения в группе (за счет понимания и принятия точки зрения другого; аргументированного высказывания своей точки зрения; сотрудничества друг с другом)

Организация занятий:

– форма работы: групповая

– количество участников: группа учащихся 7–10 человек. Дополнительные участники: родители и учитель (классный руководитель)

– возраст участников: 7–8 лет

– примерное количество занятий: 11 встреч; 6 недель

– регулярность занятий: 2 раза в неделю

– продолжительность занятий: 40 минут

– требования к помещению и оборудованию: помещение, соответствующее нормам СанПиНа; помещение должно гарантировать защиту от посторонних глаз; в помещении должны присутствовать светлые тона. Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В коррекционно-развивающей работе имеют место быть направления (блоки) коррекционного воздействия:

– диагностический блок;

– блок установления продуктивного контакта с учащимися;

– коррекционный блок;

– блок оценки эффективности коррекционных воздействий [1, с. 20].

Разберем подробнее блоки коррекционного воздействия данной программы:

  1. Установление продуктивного контакта с учащимися. Задачи блока: побуждение детей к взаимодействию; снятие тревожности; повышение уверенности учащихся в себе; формирование желания сотрудничать с психологом.
  2. Диагностический блок. Задачи блока: проведение методик на определение уровня развития познавательных процессов; выявление проблем в развитии познавательных процессов; формирование плана психологической коррекции, обнаруженных проблем в развитии познавательных процессов.
  3. Коррекционный. Задачи блока: проведение различных методик и упражнений, направленных на решение проблем в развитии познавательной сферы (выявленных в диагностическом этапе); проведение игр и упражнений, направленных на улучшение межличностного общения в группе.
  4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Задачи блока: повторное проведение методик с целью выявления эффективности проведенных коррекционных мероприятий; проведение анализа изменений в развитии познавательной сферы учащихся после проведения коррекционных мероприятий (на основе проведенных методик); оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

Перейдем к понятию методы коррекции, «методы коррекции — способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др». [1, с. 22]. в данной программе были задействованы следующие методы коррекции, как: игротерапия (ролевая игра), арттерапия, психогимнастика, психодрама, игры и психотехнические упражнения, психотехники, метод беседы, групповая дискуссия, анкетирование для родителей/педагогов.

Далее рассмотрим каждый этап коррекционно-развивающей работы, приведем примеры занятий и упражнений, которые можно использовать при проведении данного мероприятия.

Каждое занятие должно быть проведено по следующей структуре: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия занятия (прошлого занятия и прошедшего занятия), ритуал прощания [1, с. 21].

Организационный этап, представленной программы, включает в себя одно занятие. Цель и задачи занятия: создание общей положительной атмосферы; знакомство учащихся с психологом. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: упражнение «Здравствуй!»; «неожиданные картинки»; «небоскреб»; упражнение «Спасибо за прекрасный день» и т. д. [4].

Диагностический этап, представленной программы, включает в себя два занятия. Цель и задачи занятий: исследование и оценка развития познавательной сферы. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: методика Пьерона-Рузера; исследование опосредованного запоминания (пиктограмма); методика «Исследование объема внимания»; методика «Скульптура»; методика «Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов» (Методика Головиной) и т. д. [3].

Коррекционно-развивающий этап, представленной программы, включает в себя пять занятий. Цель и задачи: развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: «повтори за мной»; «слушай и исполняй!»; упражнение «Графическая сказка»; «исключение лишнего»; упражнение «придумай историю по картинке» и т. д. [4].

Рефлексивно-оценочный этап, представленной программы, включает в себя три занятия. Цель и задачи: выявление изменений развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). На данном этапе целесообразно использовать те методики, которые были проведены на диагностическом этапе.

Следует отметить, что оценкой эффективности данной коррекционно-развивающей работы будет являться повторное проведение психодиагностических методик.

Литература:

  1. Булатова О. В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1(32) С. 18–23.
  2. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 г. 510 с.
  3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2 — М: Генезис 1998–160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная сфера, коррекционно-развивающая работа, задача блока, представленная программа, процесс, развитие, упражнение, диагностический этап, межличностное общение, метод коррекции.


Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Задать вопрос