В данной статье представлена программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательных процессов, таких как, память, воображение, мышление, речь, внимание, у младших школьников.
Ключевые слова: познавательная сфера, познавательные процессы, память, внимание, мышление, речь, воображение.
Когда ребенок поступает в школу, его жизнь претерпевает существенные перемены: главным образом меняется его социальная ситуация развития; формируется новая ведущая деятельность — учебная.
Стоит отметить, что центральные психологические новообразования младшего школьного возраста развиваются на основе учебной деятельности. Одним из основных направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что без развитой познавательной сферы невозможна успешная учебная деятельность.
Название разработанной программы звучит следующим образом, коррекционно-развивающая работа по проблемам развития познавательной сферы младших школьников.
Цель данной программы: развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и воображение у младших школьников с целью повышения продуктивности учебной деятельности.
Основная концепция программы:
Главная задача программы — выявление и коррекция проблем в развитии познавательной сферы младших школьников.
Программа включает упражнения на: развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речь); умение подчиняться словесным указаниям взрослого (педагога); развитие тонкой моторики; улучшение межличностного общения в группе. При помощи упражнений закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки групповой работы.
Перечислим принципы психологической коррекции, соответствующие программе:
– Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося.
– Принцип комплексности методов психологического воздействия.
– Принцип возрастания сложности.
– Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
– Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
– Принцип привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе [2, с. 22].
Перечислим задачи программы:
– проведение различных методик, направленных на выявление проблем в развитии познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение);
– создание безопасных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие познавательной сферы младших школьников;
– улучшение межличностного общения в группе (за счет понимания и принятия точки зрения другого; аргументированного высказывания своей точки зрения; сотрудничества друг с другом)
Организация занятий:
– форма работы: групповая
– количество участников: группа учащихся 7–10 человек. Дополнительные участники: родители и учитель (классный руководитель)
– возраст участников: 7–8 лет
– примерное количество занятий: 11 встреч; 6 недель
– регулярность занятий: 2 раза в неделю
– продолжительность занятий: 40 минут
– требования к помещению и оборудованию: помещение, соответствующее нормам СанПиНа; помещение должно гарантировать защиту от посторонних глаз; в помещении должны присутствовать светлые тона. Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В коррекционно-развивающей работе имеют место быть направления (блоки) коррекционного воздействия:
– диагностический блок;
– блок установления продуктивного контакта с учащимися;
– коррекционный блок;
– блок оценки эффективности коррекционных воздействий [1, с. 20].
Разберем подробнее блоки коррекционного воздействия данной программы:
- Установление продуктивного контакта с учащимися. Задачи блока: побуждение детей к взаимодействию; снятие тревожности; повышение уверенности учащихся в себе; формирование желания сотрудничать с психологом.
- Диагностический блок. Задачи блока: проведение методик на определение уровня развития познавательных процессов; выявление проблем в развитии познавательных процессов; формирование плана психологической коррекции, обнаруженных проблем в развитии познавательных процессов.
- Коррекционный. Задачи блока: проведение различных методик и упражнений, направленных на решение проблем в развитии познавательной сферы (выявленных в диагностическом этапе); проведение игр и упражнений, направленных на улучшение межличностного общения в группе.
- Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Задачи блока: повторное проведение методик с целью выявления эффективности проведенных коррекционных мероприятий; проведение анализа изменений в развитии познавательной сферы учащихся после проведения коррекционных мероприятий (на основе проведенных методик); оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.
Перейдем к понятию методы коррекции, «методы коррекции — способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др». [1, с. 22]. в данной программе были задействованы следующие методы коррекции, как: игротерапия (ролевая игра), арттерапия, психогимнастика, психодрама, игры и психотехнические упражнения, психотехники, метод беседы, групповая дискуссия, анкетирование для родителей/педагогов.
Далее рассмотрим каждый этап коррекционно-развивающей работы, приведем примеры занятий и упражнений, которые можно использовать при проведении данного мероприятия.
Каждое занятие должно быть проведено по следующей структуре: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия занятия (прошлого занятия и прошедшего занятия), ритуал прощания [1, с. 21].
Организационный этап, представленной программы, включает в себя одно занятие. Цель и задачи занятия: создание общей положительной атмосферы; знакомство учащихся с психологом. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: упражнение «Здравствуй!»; «неожиданные картинки»; «небоскреб»; упражнение «Спасибо за прекрасный день» и т. д. [4].
Диагностический этап, представленной программы, включает в себя два занятия. Цель и задачи занятий: исследование и оценка развития познавательной сферы. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: методика Пьерона-Рузера; исследование опосредованного запоминания (пиктограмма); методика «Исследование объема внимания»; методика «Скульптура»; методика «Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов» (Методика Головиной) и т. д. [3].
Коррекционно-развивающий этап, представленной программы, включает в себя пять занятий. Цель и задачи: развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: «повтори за мной»; «слушай и исполняй!»; упражнение «Графическая сказка»; «исключение лишнего»; упражнение «придумай историю по картинке» и т. д. [4].
Рефлексивно-оценочный этап, представленной программы, включает в себя три занятия. Цель и задачи: выявление изменений развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). На данном этапе целесообразно использовать те методики, которые были проведены на диагностическом этапе.
Следует отметить, что оценкой эффективности данной коррекционно-развивающей работы будет являться повторное проведение психодиагностических методик.
Литература:
- Булатова О. В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1(32) С. 18–23.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 г. 510 с.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2 — М: Генезис 1998–160 с.