Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 12.12.2017

Статья просмотрена: 770 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, Т. А. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Бондаренко, Н. А. Бородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 334-338. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47163/ (дата обращения: 19.11.2024).



Ключевые слова:эмоциональная сфера, речевые нарушения, сензитивный период, коррекционно-педагогические технологии, формирование, коррекционно-логопедическая программа, диагностические данные, диагностика, комплексная работа, конфликтные ситуации, государственный общеобразовательный стандарт, формирование, возраст 6–7 лет.

Проблема развития эмоциональной сферы, её роли в возникновении мотивов как регулятора деятельности и поведения ребенка 6–7 лет с речевыми нарушениями является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии. Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной коррекционно-логопедической работы, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка 6–7- летнего возраста.

Важность своевременного выявления предпосылок и признаков негативного влияния на психику ребёнка 6–7 лет с речевыми нарушениями ставит логопеда, педагогов-психологов и родителей в такие условия, когда требуется реальная индивидуализация образовательной работы и ежедневное применение методик и программ не только коррекционной, но и психолого-педагогической направленности.

В государственном общеобразовательном стандарте прописано, что результат работы с детьми определяется как целевой ориентир, определяющий формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, выпускникам детских садов, что привело к изменению характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком в преемственности: детский сад — школа.

На фоне прогрессивных изменений современного общества развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Педагогами и родителями искусственно ускоряется темп детского развития, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество.

Эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников с нарушением речи имеет ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроений, агрессия. Младший школьный возраст является сензитивным к эмоциональному развитию внутри личностного развития, что связано с развитием потенциала «Я».

Возраст 6–7 лет является пиком психоречевого развития и является кризисным периодом.

Нарушение эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с нарушением речи является распространённым и затрудняет коррекционно-логопедическую работу с этой категорией детей.

К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы детей 6–7 летнего возраста с речевыми нарушениями. В 6–7 лет у ребёнка формируются навыки чтения и письма, и именно в этот период происходит качественный скачок в общем развитии ребёнка (кризис 6–7 лет). Поэтому, актуальность обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы нарушения речи.

Отсюда вытекает необходимость исследования речевого развития и эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста для выявления причин и коррекции данных нарушений.

В основу коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями легли следующие принципы:

– единства диагностики и коррекции;

– индивидуального подхода;

– учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

– поэтапного формирования речевых умений и навыков;

– деятельностного подхода.

Исходя из теоретических положений, нами определены направления коррекционно-логопедической работы, предполагающие развитие:

– умения управлять своим поведением и эмоциями, распознавать эмоциональные реакции других людей;

– коммуникативных навыков;

– дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

– артикуляционной моторики;

– звукопроизношения;

– фонематического восприятия;

– связной речи.

Коррекционная работа направлена на преодоление у детей 6–7-летнего возраста речевых и эмоциональных нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий, где используется система игровых коррекционно-развивающих занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного и младшего школьного возраста. Создание программ сопровождения детей 6–7-летнего возраста с нарушением речи, направленных на преодоление проблем, характерных для детей с несформированной эмоциональной сферой.

В работе с детьми 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями использовалась коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я и мир», на основе программы автором которой является Н. П. Слободяник и направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности.

Для детей 6–7 летнего возраста с речевыми нарушениями, посещающих дошкольное учреждение разработана тренинговая программа (на основе программы С. В. Крюковой). Основная цель первой программы — адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. Вторая программа направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Занятия проводились один раз в неделю (по подгруппам, 6–8 детей);

Результаты работы показывают наличие положительной динамики в состоянии эмоционально-волевой сферы детей.

Анкетирование родителей, с целью выявления динамики эмоционального состояния детей. Результаты показаны на рис. 1

Рис. 1. Диаграмма показателей эмоционального состояния детей после проведённой коррекционно-развивающей работы. Оценка родителей

Анкетирование педагогов, с целью выявления динамики эмоционального состояния детей. Результаты рис. 2

Рис. 2. Диаграмма эмоционального состояния детей после проведённой коррекционно-развивающей работы. Оценка педагогов

Результаты анкетирования родителей и педагогов показывают наличие положительной динамики в эмоциональном состоянии детей.

Диагностика на предмет речевого развития проводилась по следующим направлениям: изучение состояния звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического слуха, связной речи и эмоциональной сферы

Рис. 3. Обследование речевого развития детей 6–7-летнего возраста до коррекционной работы

На рисунке 4 представлены результаты применения коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями.

Рис. 4. Обследование речевого развития детей 6–7-летнего возраста после коррекционной работы

После проведения коррекционной работы каждый из детей достиг определённых результатов, что видно по итогам контрольного этапа эксперимента. Дети стали более успешно применять нормы и правила общения, они легче вступают в контакт с окружающими сверстниками, более активны в процессе обучения. Чаще проявляют положительные эмоции при решении конфликтных ситуаций, умеют подчинять свои желания интересам других, слушать педагога, что показано на рисунке 5.

Рис. 5. Состояние эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста после коррекционной работы

Необходимо отметить, что вся система работы является комплексной, т. к. охватывает всех участников процесса: детей, родителей, педагогов. Анализ диагностических данных показывает наличие положительной динамики в состоянии эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями. Результаты опроса педагогов и родителей отмечают заметное улучшение эмоционального состояния детей после проведённой коррекционной работы. На протяжении всего эксперимента сохранялась положительная мотивация к проводимым занятиям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование коррекционно-логопедической программы по формированию эмоциональной сферы детей 6–7 летнего возраста с речевыми нарушениями позволяет сделать обучение успешным, подлинно развивающим, способствует развитию речевой деятельности в целом.

Литература:

  1. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Электронный ресурс] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. − Москва: Владос-Прес, 2007. − 160 с.
  2. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Электронный ресурс]. − Санкт-Петербург: Сфера, 2004. − 256 с.
  3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Электронный ресурс] / Н. И. Гуткина. − Москва: Академический Проект, 2000. − 184 с.
  4. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Электронный ресурс] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. − Москва: Академия, 2004. − 288 с.
  5. Мельникова, Н. В. Эмоциональная сфера старшего дошкольника [Электронный ресурс] / Н. В. Мельникова, Р. И. Канунников. − Шадринск: Исеть, 2003. − 100 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, летний возраст, нарушение, ребенок, младший школьный возраст, нарушение речи, положительная динамика, артикуляционная моторика.


Ключевые слова

диагностика, формирование, эмоциональная сфера, речевые нарушения, сензитивный период, конфликтные ситуации, коррекционно-педагогические технологии, коррекционно-логопедическая программа, диагностические данные, комплексная работа, государственный общеобразовательный стандарт, возраст 6–7 лет

Похожие статьи

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5–9 лет

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в профилактике аффективных расстройств у детей, влияющих на психическое развитие ребенка, и способствует гармонизации психоэмоционального состояния на пути прео...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Склонность к психосоматическим расстройствам у обучающихся 9-х классов в предэкзаменационный период

Статья посвящена факторам риска психосоматических расстройств у обучающихся девятых классов в предэкзаменационный период. В работе анализируются особенности самочувствия, активности и настроения старшеклассников. Полученные результаты сравниваются с ...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Похожие статьи

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5–9 лет

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в профилактике аффективных расстройств у детей, влияющих на психическое развитие ребенка, и способствует гармонизации психоэмоционального состояния на пути прео...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Склонность к психосоматическим расстройствам у обучающихся 9-х классов в предэкзаменационный период

Статья посвящена факторам риска психосоматических расстройств у обучающихся девятых классов в предэкзаменационный период. В работе анализируются особенности самочувствия, активности и настроения старшеклассников. Полученные результаты сравниваются с ...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Задать вопрос