Образовательная программа: психологическая готовность к школьному обучению
Авторы: Иванова Валентина Витальевна, Иванова Надежда Артемьевна, Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Уфа, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 247 раз
Библиографическое описание:
Иванова, В. В. Образовательная программа: психологическая готовность к школьному обучению / В. В. Иванова, Н. А. Иванова, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 115-121. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2522/ (дата обращения: 22.12.2024).
Актуальность программы
Психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и помочь сформировать у воспитанников представление об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что в свою очередь, может обеспечить усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
В последнее время воспитатели детских садов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, создаваемыми недостаточным уровнем развития познавательной деятельности. Поэтому оказание действенной психолого-педагогической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Теоретические основы программы
Программа построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.
Цель
Формирование психолого-педагогических когнитивных структур путем усвоения обобщённых представлений о содержании, организации и принципах осуществления различных познавательных действий и когнитивных умений, путем проведения трениноговых занятий на развитие познавательной детальности у детей дошкольного возраста.
Направленность и уровень программы
Коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.
5. Задачи
- развитие наглядно-образного мышления;
- формирование предпосылок овладения учебной деятельностью;
- развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста;
- формирование адекватных способов реагирования взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развитие моторных функций;
- развитие эмоционально-коммуникативных навыков;
6. Адресат
Дети дошкольного возраста, психологически слабо подготовленных к обучению.
7. Показания к применению
Комплекс упражнений и занятий рассчитан на детей дошкольного возраста, посещающих общеобразовательный детский сад и имеющих низкий для своего возраста уровень психического развития и эмоциональной сферы. Данную программу можно применить для общего развития детей от 5 до 7 лет.
Благодаря специально подобранным письменным упражнениям данная программа позволяет детям переносить все полученные знания, умения и навыки, в ситуацию приближенной к школьной. Общение и взаимодействие детей во время игр, способствует раскрытию их собственных возможностей и расширяет социальный опыт детей дошкольного возраста. А также чередование подвижных и малоподвижных, устных и письменных заданий позволяет наиболее оптимально поддерживать уровень работоспособности воспитанников, при этом распределять нагрузку.
8. Содержание программы
Данная программа представляет собой обоснованный выстроенный комплекс занятий, расчитанный на детей дошкольного возраста. В адаптированный вариант вошли все традиционные приемы работы с детьми:
игры;
- письменные и устные задания;
физкультминутки;
пальчиковая гимнастика;
Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи, с чем программа может корректироваться по ходу работы. Планирование занятий может предусматривать вероятность смены какой-либо темы или задания в зависимости от актуального состояния ребенка.
9. Структура программы
Занятия делятся на несколько составляющих: на вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – является создание положительного эмоционального настроения у детей, дружелюбия, расположения к взрослому (педагогу) без которых невозможна психолого-педагогическая работа. В свою очередь в водной части используются упражнения (пальчиковая гимнастика) для улучшения мозговой деятельности.
Основная часть – направлена на развитие ВПФ (высшие психические функции). Для достижения эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий на одну и ту же функцию, при этом внешнее оформление заданий будет разное.
Заключительная часть – подводятся итоги, обсуждается что получилось, а что не получилось. Итог занятия завершается ритуалом прощания.
10. Длительность программы
Комплекс занятий рассчитан на 21 занятий.
11. Количество занятий
Три раза в неделю, средняя продолжительность 1 час 30 минут.
12. Оптимальной формой работы является занятия в подгруппе от 6 до 10 человек, и индивидуально.
13. Условия реализации программы
Основой для успешной развивающей работы по данной программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей детей, выявленных на первичных этапах диагностики психического развития и психологической готовности к школьному обучению, физическое здоровье воспитанников. При проведении занятий важно, чтобы каждый ребенок понимал инструкцию, необходимо соблюдать время предъявленного материала. Также нужно предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий лишь должен направлять детей и объяснять. Необходимым элементом являетсясовместное обсуждение ответов детей. Занятия проводятся в подгруппах от 6 до 10 человек или индивидуально. Помещение должно быть просторным для удобного проведения подвижных игр.
14. Способы взаимодействия специалистов
Занятия могут проводиться педагогам-психологом, учителем-логопедом, воспитателями дошкольных учреждений имеющих опыт подгрупповой или индивидуальной работы.
15. Результаты реализации программы
Развитие наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста (см. задачи)
16. Тематический план
-
№
Цель занятия
время
Форма работы
Оборудование
1
Знакомство
1,30
Игры, рисунки
Листы бумаги, цветные карандаши
2
Развитие памяти, пространственных представлений,
1,30
Письменные задания, упражнения,
психогимнастика, рисунки
Цветные полоски, листы в клетку, ручки
3
Создание положительного эмоционального фона,чувство принадлежности к подгруппе
1,30
Игры, упражнения, рисунки
Листы А4, цветные карандаши
4
Развитие артикуляции, пространственных представлений, логического мышления
1,30
Письменные задания, упражнения,
психогимнастика, упражнения
Ручки, цветные карандаши, письменные задания
5
Расширение представлений детей о чувствах, развитие способности понимать эмоциональное состояние людей
1,30
Игры, упражнения
Мяч
6
Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений, понятийного мышления
1,30
Упражнения, игры, письменные задания
Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши
7
Расширение представлений детей о себе
1,30
Упражнение, рисунок
Мяч, простые карандаши, фломастеры, веревки разной длины, бумага
8
Развитие координации, умения выполнять словесные поручения, самоконтроля,пространственных представлений
1,30
Письменные задания, упражнения
Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши
9
Расширение представлений детей о себе и об окружающих
1,30
Игры, упражнения
Мяч, большой надувной мяч
10
Развитие внимания, памяти, пространственных представлений
1,30
Письменные задания, упражнения
Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши
11
Расширение представление о себе, обучение видению своих достоинств, анализировать свои поступки и поступки других
1,30
Упражнения, пальчиковая гимнастика
Мяч, большой надувной мяч, листы А4, большой тяжелый камень
12
Развитие пространственных представлений, функций анализа и синтеза
1,30
Игры, упражнения и графический диктант
Картинки, простые карандаши, листы в клетку
13
Расширение представлений детей о чувствах, развитие способности понимать эмоциональное состояние людей, обучение передавать заданное эмоциональное состояние с помощью выразительных движений
1,30
Игры, упражнения, психогимнастика, дыхательные упражнения
Карандаши, фломастеры, бумага
14
Развитие зрительно-двигательной координации, самоконтроля
1,30
Письменные задания, психогимнастика, упражнения
Письменные задания простые карандаши
15
Расширение представлений детей о чувствах, обучение осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции людей, развитие умения снимать эмоциональное напряжение
1,30
Игры, упражнения
Два надувных шара
16
Развитие моторики, зрительных ощущений, произвольного внимания, фонетико-фонематического восприятия
1,30
Пальчиковая гимнастика, упражнения, письменные задания
Письменные задания, ручки
17
Расширение представлений, о чувствах вины и стыда, обучение осознавать взаимосвязь между поступками, их причинами и последствиями, обучение видеть свои недостатки и принимать их
1,30
Психогимнастика, рисунки, дыхательные упражнения
Цветные полоски, листы в клетку, ручки
18
Развитие зрительного восприятия, понятийного мышления, умения копировать образец
1,30
Письменные задания, упражнения
Письменные задания, листы А4, простые и цветные карандаши
19
Учить детей различать эмоциональные ощущения, определить их характер, тренировать умение выражать эмоции в мимике
1,30
Психогимнастика, игры, упражнения
Мяч
20
Развитие самоконтроля, восприятия инструкции на слух, пространственного восприятия, произвольного внимания
1,30
Графический диктант, упражнения
Простые карандаши, листы в клетку, письменные работы
21
Закрепить представление детей о разнообразии эмоций и способов их выражения, развивать у детей умение управлять своими эмоциями, дать представление о взаимосвязи мысли и настроения, учить детей менять отношение к ситуации
1,30
Упражнения, беседа, опыт, психогимнастика, дыхательные упражнения, игры
Плакаты:
«Такие мысли помогут мне», «Такие мысли мне мешают», сломанная игрушка
Литература:
Дружинин Б.Л., Куминова И.И. Как улучшить ребенку почерк. Москва УЦ «Перспектива», 2008
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные заняттия по развитию мелкой моторики у детей. «Издательство «Гном и Д», 2005.
О.С. Коррекционная программа.
Паршина Н.Л.. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, испытывающих трудности к адаптации к школе на ранних этапах обучения.
Локанова Н.П.. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителей начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. – М.,1982-1984. – Т. 4.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах, – Минск, 1976.