Образовательная программа: психологическая готовность к школьному обучению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, В. В. Образовательная программа: психологическая готовность к школьному обучению / В. В. Иванова, Н. А. Иванова, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 115-121. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2522/ (дата обращения: 22.12.2024).

  1. Актуальность программы

Психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и помочь сформировать у воспитанников представление об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что в свою очередь, может обеспечить усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

В последнее время воспитатели детских садов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, создаваемыми недостаточным уровнем развития познавательной деятельности. Поэтому оказание действенной психолого-педагогической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

  1. Теоретические основы программы

Программа построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.

  1. Цель

Формирование психолого-педагогических когнитивных структур путем усвоения обобщённых представлений о содержании, организации и принципах осуществления различных познавательных действий и когнитивных умений, путем проведения трениноговых занятий на развитие познавательной детальности у детей дошкольного возраста.

  1. Направленность и уровень программы

Коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

5. Задачи

- развитие наглядно-образного мышления;

- формирование предпосылок овладения учебной деятельностью;

- развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста;

- формирование адекватных способов реагирования взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- развитие моторных функций;

- развитие эмоционально-коммуникативных навыков;

6. Адресат

Дети дошкольного возраста, психологически слабо подготовленных к обучению.

7. Показания к применению

Комплекс упражнений и занятий рассчитан на детей дошкольного возраста, посещающих общеобразовательный детский сад и имеющих низкий для своего возраста уровень психического развития и эмоциональной сферы. Данную программу можно применить для общего развития детей от 5 до 7 лет.

Благодаря специально подобранным письменным упражнениям данная программа позволяет детям переносить все полученные знания, умения и навыки, в ситуацию приближенной к школьной. Общение и взаимодействие детей во время игр, способствует раскрытию их собственных возможностей и расширяет социальный опыт детей дошкольного возраста. А также чередование подвижных и малоподвижных, устных и письменных заданий позволяет наиболее оптимально поддерживать уровень работоспособности воспитанников, при этом распределять нагрузку.

8. Содержание программы

Данная программа представляет собой обоснованный выстроенный комплекс занятий, расчитанный на детей дошкольного возраста. В адаптированный вариант вошли все традиционные приемы работы с детьми:

  • игры;

  • - письменные и устные задания;

  • физкультминутки;

  • пальчиковая гимнастика;

Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи, с чем программа может корректироваться по ходу работы. Планирование занятий может предусматривать вероятность смены какой-либо темы или задания в зависимости от актуального состояния ребенка.

9. Структура программы

Занятия делятся на несколько составляющих: на вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – является создание положительного эмоционального настроения у детей, дружелюбия, расположения к взрослому (педагогу) без которых невозможна психолого-педагогическая работа. В свою очередь в водной части используются упражнения (пальчиковая гимнастика) для улучшения мозговой деятельности.

Основная часть – направлена на развитие ВПФ (высшие психические функции). Для достижения эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий на одну и ту же функцию, при этом внешнее оформление заданий будет разное.

Заключительная часть – подводятся итоги, обсуждается что получилось, а что не получилось. Итог занятия завершается ритуалом прощания.

10. Длительность программы

Комплекс занятий рассчитан на 21 занятий.

11. Количество занятий

Три раза в неделю, средняя продолжительность 1 час 30 минут.

12. Оптимальной формой работы является занятия в подгруппе от 6 до 10 человек, и индивидуально.

13. Условия реализации программы

Основой для успешной развивающей работы по данной программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей детей, выявленных на первичных этапах диагностики психического развития и психологической готовности к школьному обучению, физическое здоровье воспитанников. При проведении занятий важно, чтобы каждый ребенок понимал инструкцию, необходимо соблюдать время предъявленного материала. Также нужно предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий лишь должен направлять детей и объяснять. Необходимым элементом являетсясовместное обсуждение ответов детей. Занятия проводятся в подгруппах от 6 до 10 человек или индивидуально. Помещение должно быть просторным для удобного проведения подвижных игр.

14. Способы взаимодействия специалистов

Занятия могут проводиться педагогам-психологом, учителем-логопедом, воспитателями дошкольных учреждений имеющих опыт подгрупповой или индивидуальной работы.

15. Результаты реализации программы

Развитие наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста (см. задачи)

16. Тематический план


Цель занятия

время

Форма работы

Оборудование

1

Знакомство

1,30

Игры, рисунки

Листы бумаги, цветные карандаши

2

Развитие памяти, пространственных представлений,

1,30

Письменные задания, упражнения,

психогимнастика, рисунки

Цветные полоски, листы в клетку, ручки

3

Создание положительного эмоционального фона,чувство принадлежности к подгруппе

1,30

Игры, упражнения, рисунки

Листы А4, цветные карандаши

4

Развитие артикуляции, пространственных представлений, логического мышления

1,30

Письменные задания, упражнения,

психогимнастика, упражнения

Ручки, цветные карандаши, письменные задания

5

Расширение представлений детей о чувствах, развитие способности понимать эмоциональное состояние людей

1,30

Игры, упражнения

Мяч

6

Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений, понятийного мышления

1,30

Упражнения, игры, письменные задания

Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши

7

Расширение представлений детей о себе

1,30

Упражнение, рисунок

Мяч, простые карандаши, фломастеры, веревки разной длины, бумага

8

Развитие координации, умения выполнять словесные поручения, самоконтроля,пространственных представлений

1,30

Письменные задания, упражнения

Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши

9

Расширение представлений детей о себе и об окружающих

1,30

Игры, упражнения

Мяч, большой надувной мяч

10

Развитие внимания, памяти, пространственных представлений

1,30

Письменные задания, упражнения

Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши

11

Расширение представление о себе, обучение видению своих достоинств, анализировать свои поступки и поступки других

1,30

Упражнения, пальчиковая гимнастика

Мяч, большой надувной мяч, листы А4, большой тяжелый камень

12

Развитие пространственных представлений, функций анализа и синтеза

1,30

Игры, упражнения и графический диктант

Картинки, простые карандаши, листы в клетку

13

Расширение представлений детей о чувствах, развитие способности понимать эмоциональное состояние людей, обучение передавать заданное эмоциональное состояние с помощью выразительных движений

1,30

Игры, упражнения, психогимнастика, дыхательные упражнения

Карандаши, фломастеры, бумага

14

Развитие зрительно-двигательной координации, самоконтроля

1,30

Письменные задания, психогимнастика, упражнения

Письменные задания простые карандаши

15

Расширение представлений детей о чувствах, обучение осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции людей, развитие умения снимать эмоциональное напряжение

1,30

Игры, упражнения

Два надувных шара

16

Развитие моторики, зрительных ощущений, произвольного внимания, фонетико-фонематического восприятия

1,30

Пальчиковая гимнастика, упражнения, письменные задания

Письменные задания, ручки

17

Расширение представлений, о чувствах вины и стыда, обучение осознавать взаимосвязь между поступками, их причинами и последствиями, обучение видеть свои недостатки и принимать их

1,30

Психогимнастика, рисунки, дыхательные упражнения

Цветные полоски, листы в клетку, ручки

18

Развитие зрительного восприятия, понятийного мышления, умения копировать образец

1,30

Письменные задания, упражнения

Письменные задания, листы А4, простые и цветные карандаши

19

Учить детей различать эмоциональные ощущения, определить их характер, тренировать умение выражать эмоции в мимике

1,30

Психогимнастика, игры, упражнения

Мяч

20

Развитие самоконтроля, восприятия инструкции на слух, пространственного восприятия, произвольного внимания

1,30

Графический диктант, упражнения

Простые карандаши, листы в клетку, письменные работы

21

Закрепить представление детей о разнообразии эмоций и способов их выражения, развивать у детей умение управлять своими эмоциями, дать представление о взаимосвязи мысли и настроения, учить детей менять отношение к ситуации

1,30

Упражнения, беседа, опыт, психогимнастика, дыхательные упражнения, игры

Плакаты:

«Такие мысли помогут мне», «Такие мысли мне мешают», сломанная игрушка


Литература:

  1. Дружинин Б.Л., Куминова И.И. Как улучшить ребенку почерк. Москва УЦ «Перспектива», 2008

  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные заняттия по развитию мелкой моторики у детей. «Издательство «Гном и Д», 2005.

  3. О.С. Коррекционная программа.

  4. Паршина Н.Л.. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, испытывающих трудности к адаптации к школе на ранних этапах обучения.

  5. Локанова Н.П.. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителей начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. – М.,1982-1984. – Т. 4.

  7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах, – Минск, 1976.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, дошкольный возраст, задание, карандаш, расширение представлений детей, игра, пальчиковая гимнастика, развитие, ребенок, психическое развитие.