Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание:

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 129-132. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2176/ (дата обращения: 18.08.2018).



Каждый день мы делаем выбор: что приготовить на ужин, что одеть завтра на работу, как провести выходные и так далее. Тогда возникает закономерный вопрос: почему взрослые решили, что ребенок существо безвольное, бесполое, действующее только по заданной программе? Нет, ребенок тоже может делать выбор.

Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным.

Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».

Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада. Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».

Важно помнить, что способность к выбору впервые начинает проявляться к концу раннего возраста, когда появляется одно из центральных новообразований в жизни ребенка дошкольного возраста — воображение.

Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п.1.4.2 ФГОС ДО). В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (табл. 1).

Таблица 1

Требования кусловиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт ФГОС ДО

Характеристика

3.2.1.6.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

3.2.5.2.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

3.3.4.

Вариативность среды предполагает:

− наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке:

− способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности (п.4.6. ФГОС ДО).

Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации» [1].

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?

Задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место?);

Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие?)

Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее?)

Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем)

Поиск и предложения различных способов решения одной задачи (ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный?).

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора

− Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);

− Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным);

− Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);

− Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).

Условия успешного формирования выбора уребенка-дошкольника

Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…);

Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз);

Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что)

Какие существуют примерные варианты предоставления выбора детям дошкольного возраста в условиях детского сада (табл. 2)?

Таблица 2

Ситуация выбора вусловиях ДОО (в авторской интерпретации)

Варианты выбора

Практические способы организации ситуации выбора

Выбор деятельности

− Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?

− Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?

Выбор материалов

− Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый?

− Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги)?

− Тема занятия «Осенний урожай на Кубани». Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать кубанскую красавицу осень

− сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук

− вот из этого набора зеркал ты можешь выбрать одно особенное, которое поможет тебе поймать лучик солнца и пустить «зайчика»

Выбор способа деятельности

− Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима)

− убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор?

Выбор последовательных действий

− У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу?

Выбор партнера деятельности

− Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то?

− Машенька, нужно помочь младшим детям одеться на прогулку. Выбери, пожалуйста, кого возьмешь себе в помощь, еще два человека? (в разновозрастной группе)

− Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду

Выбор содержания деятельности

− Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?

− Рома, я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок?

Нравственный выбор

− Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника?

− Ребята, Боречка долго болеет и скучает. Как можно его порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы приготовим ему сюрприз.

Картотека проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора удетей младшего дошкольного возраста:

− Мячик закатился под кровать. Как его достать: рукой или чем-то еще?

− Надо полить цветы, но нет лейки. Чем будем поливать: стаканом или ведерком?

− Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать рисунки?

− Дети нашли грибы (ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы (ягоды)?

− Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким?

− Вышли гулять, а на участок не пройти — намело много снега. Что делать, как пройти на участок?

− Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка одна. Как им поиграть?

− Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет. Как расчистить дорожку?

− Нужно слепить снеговика, а снега мало.

− Две девочки захотели поиграть в мозаику, а мозаика одна. Что делать?

− Как перейти через лужу?

− Как донести продукты из магазина, если нет сумки?

− Как построить гараж для машины?

− Как размешать сахар в чае без ложки?

− Не хватает стульчиков для игры, что делать?

− Как играть в песок без совка?

− Как согреться, когда холодно?

− Как медведю жить в теремке и не сломать его?

− Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?

− Как козляткам не пустить волка в дом?

− Как Маше не заблудиться в лесу?

− Как помочь медведю полить малину?

− Зайку бросила хозяйка. Как его утешить?

− Как козленку не заблудиться в саду?

Литература:

  1. Полякова М. Н. Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада //Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 41.
  2. Полякова М. Н. Предоставление ребенку разнообразных выборов в условиях дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я. 2016. № 2. С. 36–43.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Похожие статьи

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Использование ИКТ-технологий в детском саду

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Использование ИКТ-технологий в детском саду

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос