Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 374 раза

Библиографическое описание:

Короткова, М. С. Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики / М. С. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1467-1469. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31157/ (дата обращения: 16.12.2024).



Идея образования родителей не является новинкой и в современном мире продиктована необходимостью повышения знаний родителей не только в психологической, педагогической или медицинской областях. Важной составляющей взаимопонимания между родителями и детьми является тот эмоциональный стержень, на котором держатся все отношения, и чем он крепче и долговечней, тем лучше для всех.

«Родители нуждаются не только в психолого-педагогических знаниях, но и в развитии способности установить связь между знаниями и конкретной ситуацией, способности отрефлексировать, каких знаний и умений им не хватает, и что следует делать дальше со своими знаниями. Но больше всего мать и отец нуждаются в духовных добродетелях, главная из которых любовь» [1, с. 25].

В ряде российских регионов в последнее десятилетие была предпринята работа по воплощению идей гуманно-личностной педагогики в жизнь. Среди таких разработок следует выделить программы, адресованные взаимодействию с родителями. Здесь гуманная педагогика служит своеобразной основой, вокруг которой взращиваются отношения учителей и родителей, родителей и детей.

А. В. Марковой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад комбинированного вида «Центр детства»» города Пензы, была разработана программа Родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка», адресованная родителям младших школьников 1–4 классов [2].

Автор программы отмечает, что Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс, благотворно влияют на результат работы школы и семьи. В первые годы обучения ребенка в школе особенно требуется, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Школа должна быть открытой для них, она должна стать и школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. Необходимо сделать так, чтобы школа стала продолжением семьи, а семья — продолжением школы. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое.

Цель Родительского университета — создание единой образовательной среды в школе и семье.

Перед Родительским университетом стоят следующие задачи:

‒ научить родителей принимать школу как дом души и сердца своих детей, и поэтому постоянно заботиться о ней, приходить к ней на помощь;

‒ помочь родителям устанавливать гуманно-личностное взаимодействие с детьми в семье;

‒ забота учителей и воспитателей о более полном раскрытии воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и семьи в целом.

Гуманная позиция родителя и педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех ее проявлениях и стать ее соучастником. Действуя с такой позиции, родитель и педагог имеют возможность узнать ребенка, увидеть мир его глазами, разобраться в его стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого ребенка на познание себя, мира и утверждение добра.

Воспитательная деятельность Родительского университета основана на:

‒ оценке родителями своего жизненного опыта;

‒ приобретении новых знаний с опорой на свои внутренние резервы;

‒ постоянном общении учителей, детей и их родителей;

‒ создании атмосферы поиска новых знаний в себе, семье и школе;

‒ самосовершенствовании родителей через осознание ими философского взгляда на ребенка;

‒ умении видеть результаты развития детей; видеть трудности и искать пути их преодоления; выстраивать лестницу успеха.

Взаимодействие школы и семьи осуществляется на заседаниях Родительского университета, на которых родители постигают конкретные способы гуманно-личностного общения с детьми; узнают о природных стремлениях ребенка к развитию, взрослению, свободе; о важности воспитания в ребенке его духовной жизни; о необходимости окружения его чувством любви, доброты, уважения. Для родителей организуются индивидуальные консультации в связи с возникновением осложнений в семейных взаимоотношениях; совместные праздники учителей, детей и их родителей; совместное участие в городских научно-педагогических конференциях; самостоятельное изучение рекомендованной литературы по проблеме; обобщение и распространение успешного опыта семейного воспитания.

Внимание родителей обращается, в первую очередь, на воспитание в ребенке таких качеств, как доброта, милосердие, справедливость, честность, мужество, стремление к знаниям и т. п., а развитые индивидуальные возможности и дарования родителей, будут сказываться на образе жизни в семье и семейном воспитании.

Важной особенностью Родительского университета является деятельность детей в организации и проведении заседаний: они принимают активное участие в разработке и проведении заседаний. Совместно с учителем дети планируют предстоящую встречу с родителями: предлагают и обсуждают план проведения заседания; готовят концерты, спектакли, сценки. Дети помогают учителю оформить приглашения для своих родителей, подготовить выставку своих рисунков, поделок, работ; участвуют в подборке литературы по семейному воспитанию. С детьми проводится предварительное анкетирование по теме заседания и социологическое исследование, посвященное проблемам современной семьи. Дети участвуют в составлении рекомендаций, памяток для родителей. Организованное таким образом взаимодействие педагога с детьми при разработке и проведении заседаний Родительского университета способствует сплочению взрослого и ребенка, благотворно влияет на развитие детей и реализацию поставленной цели.

В программе Родительского университета:

Раздел 1. Первый год. Тайны Вашего Ребенка. Данный раздел помогает родителям осознать важность общения с ребенком как со взрослым, осознать ответственность перед будущим своих детей; проникнуться мыслью, что Ребенок есть явление в нашей жизни, а не случайность. Но чтобы проникнуться позитивным импульсом к общению с ребенком, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего изменения. На решение этих задач направлен первый год работы Родительского университета.

Раздел 2. Второй год. Как любить Ребенка. В этом разделе родитель должен постичь педагогические аксиомы и делать из них соответствующие выводы для себя. Родителям на заседаниях помогают понять, что это и есть путь к своей личности и к открытию своих педагогических дарований.

Раздел 3. Третий год. Искусство взаимоотношений. Родителям предлагается постигать конкретные способы общения с ребенком: проявлять живой интерес к жизни ребёнка; устанавливать личные, доверительные взаимоотношения; поощрять детей ставить вопросы, размышлять и т. д.

Раздел 4. Четвертый год. Мудрое сопровождение ребенка. Рассматривая данные вопросы на собраниях, родитель должен обрести веру в свои педагогические возможности. Осознание им своих успехов и неудач; активное обсуждение, анализ и оценка эффективности работы развивают рефлексивные умения.

Автор программы среди прогнозируемых результатов выделяет: повышение уровня педагогической культуры родителей; создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы; уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.

Успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.

Заседания Родительского университета проводятся один раз в два месяца. Программа рассчитана на четыре года, в количестве 20 часов. Темы заседаний построены с учетом возрастных психологических особенностей детей.

Программа Родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» прошла апробацию на базе средней школы № 33 города Пензы.

Отзывы родителей о работе Родительского университета: «Это собрание произвело большое впечатление. Такие собрания нужны. Каким вырастет ребенок — зависит от нас с вами, а общими усилиями мы вырастим достойных детей! Спасибо Вам!»; «Мне кажется, после таких встреч становишься немного добрее. Раскрываешь глаза. Задумываешься о своих поступках»; «Собрание, в какой-то мере, сблизило нас. Хочется больше знать о жизни маленьких существ, видеть глаза детей. Эти собрания пойдут на пользу нам и нашим детям…»

Данные анализа диаграммы «успешности» Родительского университета, составленной на основе опроса родителей, проводимого после первого заседания родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» в средней школе № 33 (г. Пенза). На вопрос анкеты «Ваше впечатление о собрании. Понравилось ли?» респондентам были предложены варианты ответов: 1) «да, понравилось, такие встречи надо продолжать»; 2) «нет, не понравилось»; 3) свой вариант ответа.

Цель опроса: выявить отношение родителей к проводимой работе Родительского университета. Ответы распределились следующим образом: 75 % — «да, понравилось, такие встречи надо продолжать»; 20 % — «собрание понравилось, но хотелось бы быть не только слушателями, но и участниками»; 5 % — «нет, не понравилось».

Автор программы отмечает увеличение количества родителей, желающих посещать заседания, а также повышение общей заинтересованности образовательным процессом учителей, детей и родителей.

Программа Родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» адресована директорам школ, заместителям директора школ, руководителям методических объединений и учителям начальных классов.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа Родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка», является примером успешной реализации гуманно-личностной педагогики на практике.

Программы, адресованные родителям, активизируют диалог взрослых — родителей и учителей — и помогают во взаимодействии выстроить процесс воспитания детей в направлении благоприятного развития, направить на путь постоянного самосовершенствования, учить понимаю ценности жизни, делать выводы из обыденных ситуаций и т. д.

«Реализуя идеи непрерывности и открытости, опережающего развития и вариативности образования родителей, важно осознавать его духовный смысл, ибо воспитание духа и нравственности есть основание всего образования» [1, с. 26].

Родитель уже с момента самого зарождения ребенка должен понимать, что ему необходимы знания, которые помогут ему понять все особенности своего ребенка, связанные с его индивидуальной ситуацией воспитания, поэтому Родительские университеты являются той важной площадкой, где поднимаются актуальные для родителей вопросы.

Учителя, использующие в своей практике допущения и постулаты гуманно-личностной педагогики, обогащают мир ребенка, открывают новые возможности в общении с родителями. Окружающий мир и жизнь в целом становятся эмоциональней и ярче.

Литература:

  1. Евдокимова Е. С. Непрерывное образование родителей как фактор сохранения и развития семейной культуры // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 7(34). Декабрь 2014. стр.22–27.
  2. Маркова А. В. Программа родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка» для родителей и учащихся 1–4 классов [Cайт]. URL: http://gumanpedagog.org.ua/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=10&Itemid=35&lang=ru
Основные термины (генерируются автоматически): Родительский университет, ребенок, родитель, автор программы, гуманно-личностная педагогика, проведение заседаний, программа, семейное воспитание, семья, школа.


Похожие статьи

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Способы эффективного взаимодействия педагогов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Технологии педагогических мастерских в рамках личностно-ориентированного образования

Похожие статьи

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Способы эффективного взаимодействия педагогов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Технологии педагогических мастерских в рамках личностно-ориентированного образования

Задать вопрос