Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Сорокина И. В. Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 75-78. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1797/ (дата обращения: 26.05.2018).



Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. В наше время все компьютеризировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения минимум. Первыми забили тревогу педагоги — дошкольники, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе.Основная задача речевого развития детей — это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. 21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! Сензитивный период для развития речи — это возраст от 1 года до 3 лет. Сегодня мы более тщательно рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет… Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

В группе создана зона сенсомоторного развития — одна из важных зон, способствующих развитию детей. Я подобрала для нее разнообразный материал, который соответствует гигиеническим и техническим требованиям. Он легкий, прочный, безопасный, привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус. Здесь всевозможные шнуровки, мозаики, конструкторы, пирамидки, матрешки и т. д. Немного расскажу о некоторых сенсомоторных играх, которые я использую в работе: Дидактическая игра» Умелые руки! Дети с помощью прищепок выполняют задания: сделать лучики солнцу, иголочки елочке и др. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — хорошо знакома всем. Ребенок ощупывает предмет, угадывает и называет. Дидактическая игра «Выложи картинку». Здесь использую обыкновенные пуговицы. Можно выкладывать картинку и по шаблону, и без. Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, можно найти в каждом доме: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества. Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; понимать и использовать в речи слова — названия величин и форм. В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Варианты заданий, которые я использую в работе с детьми:

− «Большой — средний — маленький». Попросить ребенка разложить предметы по 3-м стаканчикам или тарелочкам.

− «Мягкий — твердый». Рассказать ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте, насколько хорошо эти знания усвоены им. Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать).

− «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его среди остальных или в миске с крупой (песком).

− «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

− Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.

− Игрушки, состоящие из геометрических фигур — вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

− Игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать. Дети 3 лет должны уметь застёгивать и расстёгивать обувь, завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек. Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют: игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка, развития речи детей.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах; расширился словарный запас; приобрелись навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.Таким образом, эффективность использования дидактических игр значительно повышает развитие речи детей 3 лет.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников — М.; «Академия», 1998.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М., «Просвещение», 1991.
  3. Богданова В. Г. Индивидуальные особенности детей // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey.
Основные термины (генерируются автоматически): речи детей, развитие речи детей, развития речи детей, речевого развития детей, формирование речи, формирование речи ребенка, развития детей дошкольного, полноценное формирование речи, Развитие речи ребёнка, Дидактические игры, дошкольном возрасте, детей коммуникативных способностей, пальцев рук, свободной речи, эмоциональное самочувствие детей, Дидактическая игра, задача речевого развития, речи слова, нормального развития малыша, речи представления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос