Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федорова, С. Н. Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы) / С. Н. Федорова, Э. Д. Шавалиева, А. И. Ездина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45183/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ребенок живет в социальном мире, мире взрослых людей, который привлекает внимание ребенка. Именно взрослый, формирует представления о человеке, создавая образ человека, ребёнок познает себя, видит перспективу развития, ищет свой «подсознательный идеал».

Важно чтобы ребенок любил себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущения. В своей работе с детьми педагоги стараются дать ребенку самое интересное и непонятное для него — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Как я появился на свет?.. — это только небольшая часть вопросов, которые задает малыш. Ответить на них самостоятельно он не может, ребенку необходима помощь взрослого человека.

В помощь педагогам разработаны такие пособия как «Я мое тело» (автор С. Е. Шукшина), а также материалы С. А. Козловой «Я — человек» (раздел «Что я знаю о себе»), мини — программа по формированию элементарных представлений занятия об органах чувств человека (автор — О. А. Князева). Данные материалы позволяют ознакомить детей дошкольного возраста с организмом человека, в которые включены сведения о внешнем строении тела, органов чувств и внутренних органах человека.

В своей работе с воспитанниками детского сада № 150 «Брусничка» г. Тольятти мы поставили цель — выявить уровень сформированности представлений о человеческом организме у детей 6–7 лет,

На этапе исследования мы ставили следующие задачи:

– Выявить анатомо-физиологические, гигиенические и социально-нравственные знания, которыми владеет ребёнок.

– Установить наличие либо отсутствие интереса у старших дошкольников к строению своего организма, мотивацию интереса.

В основе эксперимента мы опирались на диагностику О. А. Князева-

определения знаний и представлений детей об организме человека.

Целью этой диагностики являлось определить у детей дошкольного возраста уровень знаний об организме человека, о здоровом образе жизни. Для этого использовались следующие материалы: картинки с изображением частей тела, сюжетные картинки, которые символизируют содержание той или иной проблемы о здоровье организма.

Обследование проводилось индивидуально, и состояло из 2-х частей:

  1. Первоначально ребенку показывалась картинка с частями тела (демонстрационный материал для фронтальных занятий «Части тела») и у предлагалось назвать части тела, которые были изображены на картинке. Детям, которые затруднялись или не могли сразу ответить в целях облегчения выполнения задания предлагалось рассмотреть рисунок и дорисовать недостающие части (пример: на лице изображён контур головы и шеи; волосы, брови, один глаз и одно ухо и т. п.)

Проанализировав полученный результат, его выполняло 18 детей можно сделать вывод, что высокий уровень знаний имеют — 33, % детей, средний — 39 %, низкий — 28 % детей.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что дети подготовительной к школе группы знают про части тела в среднем неплохо.

Помимо перечисления частей тела предлагалось назвать функциональное назначение каждого органа. Задавались наводящие вопросы «Зачем нужна та или иная часть организма, почему этот орган именно такой и находится именно на этом месте), как беречься от травм и болезней.

В процессе дополнительных вопросов дети уже затруднялись отвечать. В ходе беседы было выявлено, что такие органы как почки, печень, желудок знают только 8 человек из 18, и то только слышали, что такие органы есть, а об их предназначение в нашем организме не ответил никто. На вопросы «Для чего нужны глаза, уши, рот?» дети отвечали без промедлений: «Глаза — чтобы смотреть, уши — чтоб слышать, рот — чтобы говорить».

Таким образом, мы сделали вывод, что дети имеют низкий уровень знаний о том, для чего нам нужны те или иные органы человека.

  1. На следующем этапе ребенку было представлено 10 сюжетных картинок, предлагалось их рассмотреть, а затем выбирая по одной, рассказать, что изображено на картинки. Сюжетные картинки такие как:

– Пожилой человек в тёмных очках с палочкой осторожно идёт по тротуару, простукивая его край.

– Два человека стоят напротив друг друга и объясняются специальными жестами при помощи пальцев и т. д.

– Проведя опрос, мы увидели, что половина детей рассказывают о картинках вполне развернуто.

Из чего можно сказать, что дети с высоким уровнем имеют — 55 %, средний — 50 %, низкий — 44,5 % детей.

Опираясь на полученные результаты, мы сделали следующее заключение:

– дети 6–7 лет в среднем имеют средней уровень знаний о частях тела человека, и его отдельных внутренних органах, называют в основном видимые части тела человека: руки, ноги, голова и т. д.;

– дети 6–7 лет имеют небольшие, ограниченные знания об особенностях функционирования организма, так же называют более распространенные обоснования: глаза, чтобы смотреть, уши чтобы слышать и т. д.;

– дети 6–7 лет владеют знаниями в приделах среднего уровня о том, как сохранить здоровье, о сохранении внутренних органов организма и органов чувств;

Результаты показали нам, что у старших дошкольников имеется интерес к своему организму, и наша основная задача состоит в том, чтобы углубить знания детей в этой области, мы предлагаем проводить работу в трех направлениях:

  1. Взаимодействие с детьми;
  2. Оснащение предметно — развивающей среды в группе;
  3. Взаимодействие с родителями.

В своей работе с детьми необходимо использовать различные формы организации:

– Познакомить детей со строением человека, с возможностями его организма:

– «Вот Я какой!», «Я — человек!» — я умею бегать, прыгать, смотреть, кушать и т. д., вызвать интерес к дальнейшему познанию себя;

– вызвать желание у детей следить за собой, воспитывать положительное отношение к чистоте, показать, что чумазым быть плохо;

– побеседовать с детьми о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью человека; дать детям представление о простейшей профилактике простудных заболеваниях;

– привить навык прислушиваться к себе к своему организму, уметь понимать свои ощущения и их причины;

– закрепить полученные знания и обобщить их в нормах здорового питания — составить совместно с детьми «Правила здорового питания».

– В совместной деятельности режимных моментах предлагаем использовать детскую художественную литературу, содержащую информацию здоровье сберегающих правилах, здоровом образе жизни;

– Использовать настольные и дидактические игры для расширения кругозора детей и закрепления ранее полученных навыков: «Умею — не умею», «Опасно — не опасно» и т. д.

– Организовать вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники — глаза», «Язычок-помощник» и т. п.

– Важным считается использование сюжетных игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если... есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не подстригать волосы и зубы, не расчесываться и т. п.

– Закреплять навыки в сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Пожарные», «Олимпиада» и т. п.

В центре здоровья в группе должны быть пособия и дидактически материалы, которые направлены на:

– формирование начальных представляй о ЗОЖ. Такие как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены», «Ты — моя частичка», «Если кто-то заболел».

– формирование у детей дошкольного возраста знаний, как избежать контактов с опасными предметами, или, при необходимости осторожно обращаться с ними.

Создание в группе предметно-развивающей среды обогащает двигательный опыт детей. Эту среду необходимо создавать с учётом возрастных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог чувствовать себя в группе комфортно и безопасно. А спортивное оборудование поможет детям развивать физические качества, формировать у них осознанную потребность заниматься спортом и здоровым образом жизни.

Необходимо привлекать родителей к оформлению группы и центра Здоровья в частности. Для повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ использовать следующие формы работы с родителями:

– анкетирование;

– родительское собрание;

– беседы;

– стендовая информация;

– объявления;

– консультации: «Преодоление водобоязни», «Полезно ли ребенку плавать в бассейне», «Лечебная гимнастика (дыхательная гимнастика и точечный массаж для часто болеющих детей и т. п.

Необходимо вовлекать родителей в организацию оздоровительных мероприятий детского сада и группы: в образовательную деятельность, спортивных праздников и развлечений, экскурсий, походов («Зимние забавы», «За здоровьем в зимний лес»), проектной деятельности с детьми, конкурсов газет ЗОЖ («Папа, мама, я — дружная и спортивная семья», «Лето всей семьей», «Мы дружим со здоровьем»).

Периодически совместно проводить «Дни здоровья», «Неделю психологии», «Веселые старты».

Знания о человеческом организме необходимо для современных детей, ведь цель в воспитании дошкольника — здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, картинка, организм человека, уровень знаний, часть тела, детский сад, дошкольный возраст, здоровое питание, человеческий организм.


Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы)

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы)

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Задать вопрос