Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Л. П. Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития) / Л. П. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26761/ (дата обращения: 20.12.2024).



 

Наметившаяся тенденция более ранней профессионализации дополнительного обучения и развития подрастающего поколения в области дополнительного музыкального образования становится из года в год все более устойчивой. В государственных документах, касающихся развития образования, находит отражение данная проблематика и излагаются целевые ориентации и задачи, направленные на создание условий для устранения образовательного диссонанса.

Принимая во внимание возникшую потребность в качественных образовательных услугах для старших дошкольников и сложность обучения музыкальному искусству, в первую очередь нужно учесть, что включение детей 5–6 лет в образовательное пространство должно быть максимально плавным, корректным, щадящим. Педагог, включаясь в общение с маленьким, малоопытным человеком должен действовать с учетом возможностей, потребностей, интересов, склонностей ребенка и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение музыкально-познавательной деятельности детей указанного возраста.

В музыкальной педагогике существует много программ для музыкального обучения старших дошкольников музыкальному искусству. В данном направлении работали такие исследователи, методисты и педагоги-практики, как Н. А. Ветлугина, Ю. Б. Алиев, С. Д. Cажина, Б. П. Юсов, К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан, Н. В. Хорсова, Т. А. Максяткина, И. Е. Домогацкая. Подавляющее большинство этих исследований направлено на музыкальное развитие дошкольников в условиях детского сада. В реальности программы по музыкальному образованию и развитию детей старшего дошкольного возраста с детском саду и музыкальной школе значительно отличаются. В современной практике деятельности детских музыкальных школ достижение положительного результата заключается в комплексности обучения — занятия по обучению игре на музыкальном инструменте гармонично дополняются предметами музыкально-теоретического цикла и коллективным музицированием. Создание полноценной образовательной программы стало необходимостью. За реализацию идеи взялся коллектив педагогов-экспериментаторов Детской музыкальной школы № 3 г.Астаны.

Первоочередно были определены направления деятельности и предметам для групповых занятий — «Нотная грамота», «Музыкальная ритмика» и «Слушание музыки».

Целью программы стало развитие детей, позволяющее формировать личность каждого ребенка, подготовить его к систематическому обучению, преодолеть фактор дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, создающих им в дальнейшем условия для успешного усвоения программы музыкальной школы.

Параллельно была поставлена сопряженная цель: систематизация преемственности раннего развивающего, дополнительного и основного музыкального образования.

В процессе работы с дошкольниками решаются следующие задачи:

•                     формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус;

•                     обеспечить готовность ребенка к дополнительному и общему образованию;

•                     развить умения и навыки, необходимые для занятий в музыкальной школе;

•                     создать мотивацию для поступления в музыкальную школу.

Основной принцип работы в группе раннего музыкального развития — уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с умеренной требовательностью; тесной связи с семьей, родителями.

Опираясь на опыт педагогов-музыковедов, были составлены календарные планы по «слушанию музыки» и «музыкальной грамоте». В ходе практической деятельности было выявлено несоответствие некоторых музыкальных произведений, предназначенных для слушания возрастным особенностям детей, занимающихся в группе. Педагогами, ведущими занятия по слушанию музыки, было замечено, что некоторые музыкальные произведения негативно воздействуют на психику учащихся, будоражат воображение, вызывают отрицательные эмоции. Мониторинг образовательной деятельности и результатов психолого-педагогического воздействия музыки на учащихся показал необходимость внесения в календарно-тематический план изменений. Содержание и музыкальный материал были пересмотрены и музыкальные произведения, вызывающие неприятные ассоциации у детей, были заменены на такие, которые воздействовали более благоприятно эмоции и чувства детей.

Ранее для практики работы детской музыкальной школы типичен вариант организации процесса музыкального развития и обучения ребенка только педагогом по специальности, с минимальным привлечением к этому процессу педагогов других музыкальных специальностей (например, теория музыки, слушание музыки, коллективное музицирование). Но в процессе опытно-педагогической работы были найдены другие формы работы. Также была определена наиболее продуктивная форма работы по специальности — работа малыми группами. Наиболее подходящим инструментом для занятий малыми группами оказался инструмент флейта (блокфлейта).

Целесообразность такого рода занятий обусловлена благоприятным влиянием дыхательной гимнастики, игровых упражнений, развивающих комплексов и игры на флейте для здоровья маленьких учеников. В дальнейшем ученикам предоставляется возможность обучаться на любом выбранном ими инструменте.

С целью повышения уровня музыкальной культуры стали традиционными специально организованные формы взаимодействия педагогов с родителями и учащимися — «посвящение в музыканты» в начале учебного года, музыкальные гостиные, открытые уроки, тематические сезонные внеклассные мероприятия «Осенние нотки», «Поющие снежинки»,«Подарок маме», «Музыкальное лето», заключительное родительское собрание с вручением дипломов об окончании группы раннего музыкального развития и многие другие.

Кадровое обеспечение. К участию в разработке комплексной Программы и непосредственному преподаванию в группе раннего музыкального развития были приглашены как педагоги, имеющие опыт проведения экспериментальной работы, так и молодые, но высокообразованные педагоги, обладающие перспективностью мышления, отзывчивостью, креативностью и желанием заниматься опытно-педагогической деятельностью. Высокая музыкально-художественная культура и профессионализм педагогов позволяет удовлетворить потребности ребенка в общении с музыкой, творческом самовыражении и саморазвитии. Обучаясь с 5–6-летнего возраста в условиях дополнительного образования, маленькие ученики приобщаются к миру искусства, который проникая во внутренний мир ребенка, помогает им по-новому взглянуть на жизненные явления, становится способом познания мира и успешной самореализации в современном мире.

 

Литература:

1.                  Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 02.11.2012  423; от 12.08.2014  893.

2.                  Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие/ С. Д. Сажина. — М.: ТЦ Сфера, 2008, 128 с.

3.                  Хорсова Н. В. Образовательная программа «Слушание музыки» для учащихся подготовительного отделения ДШИ,http://festival.1september.ru/articles/641785/

4.                  Домогацкая И. Е. Развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет; Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет». — М.: издательский дом «Классика-ХХI», 2011, 32 с.

5.                  Царёва Н. А. Слушание музыки; Методическое пособие. — М.: ООО изд. “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002 г.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная школа, раннее музыкальное развитие, группа, детская музыкальная школа, детский сад, коллективное музицирование, музыкальное искусство, педагог, развитие детей, слушание музыки.


Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития

О проблемах реализации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения (на примере слабослышащих детей с нарушениями письма)

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Особенности формирования метапредметных результатов у детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития

О проблемах реализации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения (на примере слабослышащих детей с нарушениями письма)

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Особенности формирования метапредметных результатов у детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Задать вопрос