Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
Автор: Матвеева Юлия Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 203 раза
Библиографическое описание:
Матвеева, Ю. В. Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности / Ю. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1715/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкиваются педагоги и способы их разрешения. Методическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям, воспитателям и логопедам, работающим с детьми с ОНР 3 уровня.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти отклонения и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. Поиск решения проблемы вызывают большой интерес не только у логопедов, но и у специалистов различных областей знаний: педагогов, физиологов, психологов, музыкальных руководителей. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, и проходить с участием всех специалистов.
Впервые идея развития речи в музыкальном воспитании появилась в середине ХХ века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Суть идеи — познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.
Результаты педагогической диагностики в нашем ДОУ на конец года в старшей логопедической группе показали, что у 50 % детей с ОНР 3 уровня нарушено звукопроизношение, 15 % — имеют ограниченный словарный запас, 85 % детей имеют низкий уровень сформированности связной речи, а у 15 % — она вообще не сформирована. Возникла необходимость комплексного развития музыкальных способностей, речи и моторики детей. Опыт работы показывает, что развитию коммуникативных навыков в большей степени способствуют упражнения для развития голоса (распевки) и игры со словом, благодаря эмоционально-насыщенной атмосфере, сочетанию текста с музыкой и движениями, коротким повторяющимся фразам, свободе самовыражения.
Лишь немногим музыкальным руководителям удается регулярно использовать в своей практике упражнения для развития голоса и слуха (распевки), а также игры. В силу экономии времени и подготовки к праздникам эти моменты музыкального занятия «опускаются».
Также, стимуляция речевой деятельности активно происходит в процессе проговаривания текстов стихов. Поэтому, включение в заключительную часть занятия стихотворений, которые дети озвучивают музыкой и будет являться для детей игрой, а вместе с тем формировать правильное звукопроизношение, активный словарь, способствовать развитию памяти, а также служить важнейшей педагогической цели: пробуждению первичной креативности детей. Таким образом, через привлекательную ребенку совместную образовательную деятельность будут развиваться навыки конструктивного общения, что в свою очередь сыграет положительную роль в социализации детей.
Цель: развивать коммуникативные навыки у детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности.
Задачи:
1) способствовать развитию музыкально-художественной деятельности;
2) стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
3) развивать эмоциональную сферу личности;
4) воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Основная часть
Распевки — это переход от речевых функцийголоса к вокальным. Это особенное время, когда:
– перестраивается разум и организм на новый вид работы;
– развиваются возможности голоса;
– ребенок учится самоанализу; пониманию взаимосвязи результата и ощущений своего организма;
– формируется необходимый певческий тон.
При подборе распевок для детей с ОНР следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Этим требованиям отвечает потешный фольклор, считалки, прибаутки («Дождик» р.н.прибаутка; «Горелки»; «Лиса»; «Сорока»; «Василек» р.н.п. и др.)
Работа над распевками проходит в 3 этапа:
– разучивание слов и мелодии;
– исполнение распевки со звучащими жестами;
– исполнение распевки на музыкальных инструментах.
Разучивание и пение распевок следует проводить не традиционным способом: стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их помощь и поддержку.
Распевки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента — с голоса педагога. Знакомую распевку можно исполнить по-разному, меняя характер исполнения: радостно, с грустью, решительно, нежно, в духе марша, волшебно, шутливо, торжественно… Это создает положительную атмосферу, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, а также способствует развитию психических процессов.
Добавление к пению звучащих жестов (хлопки, притопы, щелчки пальцами и др.) дает детям свободу самовыражения, помогает понять музыку как приятное ощущение. Это целая серия всевозможных заданий, которая дает простор для формирования импровизационных навыков. Дети всегда с удовольствием включаются в игру и придумывают новые комбинации звучащих жестов, подходящих к данной конкретной распевке.
Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определенном этапе «переносить» на инструменты. Инструмент появляется в руках человека как необходимость в тот момент, когда потенциал «телесного оркестра» оказывается исчерпанным. Сначала дети исполняют распевку на простейших музыкальных инструментах: треугольниках, ложках, колокольчиках, бубнах, а затем к этому исполнению добавляется металлофон. Игра на металлофоне не должна быть слишком активной. Достаточно 2–3 нот, для того, чтобы сделать исполнение разнообразным и в тоже время не отвлекать от главной задачи: чисто интонировать и внятно произносить слова. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка, а также помогает устанавливать творческий контакт между педагогом и детьми, обеспечивая максимальную эффективность коррекционного процесса.
Игра — это не симфония Моцарта, поэтому каждый педагог на своем занятии может создать свой вариант, придумать что-то более интересное. Многолетний опыт работы показывает, что больше всего детям нравится играть на музыкальных инструментах. Если соединить музыку и стихи, то получатся стихи, озвученные музыкой, что будет способствовать развитию музыкальных способностей, творчества, а также выработке навыков чистого произношения и конструктивного общения. С этой целью необходимо, чтобы стихотворение имело интересное содержание и могло увлечь ребёнка. Например, такие стихи: «Тигр вышел погулять», «Все в порядке», «Птичий рынок», «Над нашей квартирой» Э. Успенского и др.
Работа над озвучиванием стихов проходит в несколько этапов:
– знакомство;
– подбор инструментов;
– варианты импровизаций;
– исполнение.
На первом этапе педагог эмоционально и выразительно читает литературное произведение, задает вопросы детям по содержанию и вместе с детьми выделяет главных героев и события, которые можно озвучить. Затем дети подбирают инструменты. Для каждого героя каждый ребенок может подобрать свой инструмент и исполнить его во время декламации стихов педагогом. От такой игры дети не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. По началу, озвучивание стихов преимущественно выполняет задачу развития невербальных средств общения и связано с выработкой доброжелательного отношения друг к другу, с желанием и стремлением общаться. В процессе музицирования у детей зарождаются варианты импровизаций: правильно и неправильно здесь не бывает. В дальнейшем в импровизации делается акцент на развитии воображения, независимости мышления и умении изобретать. Создание и поддержание атмосферы импровизационного общения на занятии требует определенных условий. Во-первых, педагог должен быть естественным в ситуации игры и сам получать от этого процесса удовольствие. Во-вторых, следует создать атмосферу полного принятия друг друга как равноценных партнеров, а также безоценочности ситуации. Важно понять, что ценность импровизации в самом творческом процессе овладения музыкальной речью, а не в ее результате. Благодаря многократным повторениям стихотворения дети с легкостью запоминают слова и по мере усвоения начинают декламировать вместе с педагогом. Чтение стихотворения, озвученного музыкой, украсит любой праздник, или досуг.
Заключение
Музыка всегда была рядом с человеком. Она так преданно сопровождает его в радости и грусти, от момента рождения до последнего дня, что сама музыкальность человека не может существовать лишь для внешних развлекательных нужд. Музыкально-творческая деятельность детей способствует развитию личности в целом.
Проведенная работа послужила основой для следующих выводов:
– развитию музыкально-художественной деятельности способствует эмоционально-насыщенная атмосфера и личность педагога;
– стимуляция коммуникативной и речевой активности детей активно происходит в процессе озвучивания стихов музыкой, а также в процессе распевания;
– воспитание доброжелательных отношений между детьми строится на уважении друг к другу, взаимопонимании и взаимодоверии;
– формирование внутренних качеств личности детей происходит в процессе импровизационного обучения через общение, фантазирование и самовыражение.
Литература:
- Алехина Т. «Речевые игры» — журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2004
- Михайлова, М.А Развитие музыкально-ритмических способностей детей [Текст]: учеб. пособие /Академия развития..2002
- Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»
- Сергиенко Г. Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.
- Тютюнникова Т. Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» — журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2004
Похожие статьи
Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду
В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи
В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией, представлены т...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры
В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...
Похожие статьи
Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду
В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи
В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией, представлены т...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры
В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...