Проект «Моя деревня»
Авторы: Пермякова Елена Николаевна, Павлова Елена Васильевна, Балева Анна Александровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 11.09.2016
Статья просмотрена: 4061 раз
Библиографическое описание:
Пермякова, Е. Н. Проект «Моя деревня» / Е. Н. Пермякова, Е. В. Павлова, А. А. Балева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1233/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проект «Моя деревня»
Методический паспорт проекта
Актуальность:
«Родина для человека — самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной деревней возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта является приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни; пополнение знаний детей о деревне, в которой они живут, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Учитывая значимость данной проблемы, основной целью проекта является систематизация знаний о родной деревне.
Авторы проекта: Пермякова Е. Н. — учитель-логопед, Павлова Е. В. — воспитатель, Балева А. А. — педагог-психолог
Название образовательного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»
Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, учитель-логопед, педагог-психолог
Форма организации детей: индивидуально-групповая работа
Год разработки и реализации учебного проекта: 2016 год.
Опыт использования: проводился один раз в подготовительной группе.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Проблема проекта: общение с детьми подготовительной группы показало, что дошкольники старшего возраста имеют поверхностные знания о родной деревне, её историческом прошлом.
Изучая лексическую тему «Моя деревня», дети предложили сходить на экскурсию в старообрядческую деревню Лампово. Рассматривая старые дома, дети стали задавать вопросы:
— Почему в нашей деревне так много красивых старинных домов?
— Кто сделал резные украшения на домах?
— Почему так много людей приходит на родник?
— Сколько лет нашей деревне?
Цель проекта: приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни.
Задачи проекта:
‒ Сформировать представление о том, что деревня Лампово является неотъемлемой частью нашей Родины.
‒ Познакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.
‒ Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и уважительное отношение к жителям деревни.
Гипотеза проекта:
Совместная деятельность педагогов и родителей по приобщению детей к истории и культуре своей деревни будет более эффективна, если реализуются следующие условия:
‒ переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;
‒ создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной,согласованной работы между семьёй и ДОУ
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие
Форма продуктов проектной деятельности:
‒ изготовление детьми и родителями книги «Моя деревня Лампово»;
‒ выставка рисунков «Это моя Родина»
Ожидаемые результаты:
‒ повышение интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре нашей деревни;
‒ развитие речи детей, обогащение словаря, познавательной активности;
‒ активное участие родителей в совместной деятельности;
‒ профессиональный рост педагогов
Направления проектной деятельности:
- Работа над повышением интереса к истории своей малой Родины всех участников проектной деятельности
- Работа с семьёй:
‒ участие родителей в мероприятиях ДОУ: анкетирование, изготовление книги «Моя деревня Лампово»
Таблица 1
График работы над проектом
Этапы |
Сроки |
Содержание |
1. Подготовительный |
1-я неделя мая |
1. Определение целей и задач проекта. 2. Составление плана мероприятий. 3. Подбор методической литературы. 4. Ознакомление родителей с проектом |
2. Основной |
2-я неделя мая |
1. Изучение необходимой литературы по данной теме. 2. Проведение мероприятий в рамках проекта. 3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте. 4. Создание презентаций по данной теме. Мероприятия для детей и родителей: 1. Участие во всех мероприятиях проекта. 2. Изготовление книги. |
3. Заключительный |
2-я неделя мая |
1. Подведение итогов. Создание презентации. 2. Анализ успешности работы с детьми, родителями. |
Таблица 2
Тематическое планирование проектной деятельности: май 2016г.
Направление работы |
Приблизительный срок |
Продукт |
Ответственные |
1.Сбор материала для создания презентаций |
1-я неделя мая |
Презентации «Моя деревня Лампово» |
Воспитатель, учитель-логопед |
2.Обогащение пассивного и активного словаря по данной теме |
На протяжении всего периода работы |
Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог |
|
3.Анкетирование «Знаешь ли ты свою деревню» |
1-я неделя мая |
Анкеты |
Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед |
4. Консультация для родителей «Люби и знай свой край!» |
1- неделя мая |
Папка — передвижка |
Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед |
5. Исторический калейдоскоп» |
2-я неделя мая |
Экскурсия в библиотеку |
Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог |
6. «Ламповские красоты» |
2-я неделя мая |
Экскурсия в деревню |
Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог |
7.Посещение родителями и детьми любимых мест |
2-я неделя мая |
Прогулка |
Родители, дети |
8.История возникновения деревни Лампово |
2-я неделя мая |
Занятие с презентацией |
Воспитатель, учитель-логопед, дети |
9. «Моя малая родина — деревня Лампово» |
2-я неделя мая |
Стенгазета |
Воспитатель, дети |
10. «Это моя Родина» |
2-я неделя мая |
Выставка рисунков |
Воспитатель, дети |
11. Книга «Моя деревня Лампово» |
2-я неделя мая |
Книга |
Родители, дети |
12. Анализ успешности работы по проекту |
2-я неделя мая |
Презентация |
Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог |
Ценность проекта:
‒ создание условий для ознакомления дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни;
‒ оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в рамках темы данного проекта;
‒ отсутствие формализма в организации работы с семьёй
Возможности дальнейшего развития проекта:
Представить данный проект на Всероссийском уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй и в тематическом научном журнале «Вопросы дошкольной педагогики».