Волонтерство как средство социального развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 09.02.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Быкова, Е. В. Волонтерство как средство социального развития детей дошкольного возраста / Е. В. Быкова, Л. В. Пахер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8974/ (дата обращения: 19.11.2024).



Есть ли сегодня в окружающей нас жизни люди, которых можно назвать настоящими героями, которые были бы похожи, например, на своих дедов и прадедов, защищавших страну в страшные годы войны, покорявших космос, спасавших чужие жизни, оказывающих помощь в трудных жизненных ситуациях и просто совершавших добрые, благородные поступки? Я с уверенностью могу сказать: «Да. Такие люди есть!»

Мне кажется — это очень важно сегодня для всех и для взрослых, и для детей — знать, что рядом с тобой живут люди, которые в любую минуту придут на помощь. Их дела и поступки показывают, как нужно беззаветно любить свою Родину и всех людей.

И поэтому, мы — педагоги, создаем нашим дошколятам в саду все условия для нравственного воспитания человека (характер его отношения к людям, к природе, к самому к себе); для воспитания начал патриотизма и гражданственности — чувство любви к Родине. В связи с этим, мы с ребятами подготовительной группы детского сада «Улыбка» очень часто проводим детские советы, где решаем самые разнообразные групповые вопросы, разбираем проблемные ситуации, планируем и разрабатываем интересные познавательные мероприятия, проекты; обсуждаем и вводим новые правила группы; приглашаем к нам в гости родителей и просто интересных людей, которые делятся с нами самыми необычными и поучительными историями и рассказывают о своей профессии. А самое главное, ведем беседы на самые интересующие вопросы детей.

Одна из самых актуальных — это тема доброты. Дети очень прониклись этой темой! Тогда я подумала: «А что я могу сделать для того, чтобы дети насытились и прочувствовали это на себе, чтобы научились правильно различать добро и зло, чтобы научились сопереживать, помогать друг другу и окружающим?» Так у меня появилась идея внедрить в подготовительной группе технологию — «Дети волонтеры». Для внедрения этой технологии нам пришлось с ребятами сначала разобраться с понятиями — «волонтер», «волонтерское движение».[1, С.54–56.].Смотрели видеоролики о волонтерах, читали много разной литературы, рассматривали картинки, журналы, много рисовали, родители дома вели беседы с детьми на эту тему. По итогу: дети узнали, кто такие волонтеры, чем они занимаются, о том каков это нелегкий труд и после этого ребята в торжественной обстановке были посвящены в волонтеры! У каждого ребенка появилась эмблема волонтера — «Дорогою добра». Так наши юные волонтеры от чистого сердца начали совершать добрые дела и поступки!

Дети очень тщательно заранее подготовились к празднику — «День пожилого человека». С любовью они делали подарочки для пожилых людей. А в день праздника от души в парке и просто на улицах города дарили свои подарки. Дети стараются дарить дедушкам и бабушкам хорошее настроение.

У ребят появилось искреннее чувство заботы о детях младшего возраста: помочь вырезать, приклеить, нарисовать, убрать игрушки, научить играть в веселые игры, помочь одеться на прогулку, сделать подарочки для мам и бабушек, подарить малышам свои игрушки, показать веселую сказку, сыграть на музыкальных инструментах, прочитать стихи, вместе поиграть в игры.

А также юные волонтеры не забывают о помощи животным и птицам. Мы регулярно проводим акции: «Покорми птиц зимой», «Смастери кормушку», «Поможем бездомным животным вместе!», акции по сбору корма для птиц и животных. Дети рисуют плакаты, листовки с обращением к людям и призывом о помощи. Развешивают их на ограждения детского сада, во дворах домов, в парках.

На очередном детском совете юных волонтеров один из воспитанников — Влад Деменков поделился историей о своем папе: «Деменков Павел Владиславович, 1988 года рождения, родился и проживает в городе Черногорске. Осенью 2022 года был мобилизован и отправлен на фронт. В данное время находится на территории Донецкой республики. На СВО он является командиром взвода в звании — лейтенант. Павел Владиславович награжден медалью Александра Суворова и медалью за воинскую доблесть (Минобороны)». Влад вместе с мамой — женой воина очень сильно скучают и переживают за него и конечно же гордятся своим папой и мужем. Некоторые дети тоже подтвердили тот факт, что их родственники также являются участниками СВО. Так на совете было принято решение — поддержать военнослужащих! Ребята решили подарить бойцам частичку тепла: пишут солдатам «Добрые письма», сочиняют стишки, мастерят небольшие поделки — талисманы и нашивки. Свои письма и послания ребята оформляют очень красиво и с душой. Зачастую они рисуют что-то милое, напоминающее дом: домашних животных, игрушки, персонажей мультфильмов, солнце, радугу, сердце, цветы. Дети пишут очень добрые слова пожелания бойцам: «Здоровья тебе солдат! Мы тебя ждем!». Дети понимают, что их письмо попадет солдату, которого они не знают. Но они все равно в него верят и ждут возвращения с фронта.

Безусловно, наши дети, их родители и педагоги присоединились к акции — «Мы вместе!» — по сбору гуманитарной помощи бойцам на фронт. В целях воспитательной деятельности детского сада по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитанию чувства гордости в связи с героическими подвигами наших земляков-героев, участников СВО, мы с юными волонтерами решили привлечь всех детей, их родителей и педагогов к созданию патриотического уголка в детском саду. Наметили примерный план нашего будущего патриотического уголка. Решили, что экспонатами его станут: фотографии родителей и родных воспитанников детского сада, участвующих в СВО, статьи в газетах о земляках-героях, рисунки детей и педагогов, поделки и медали для участников СВО, игрушечная военная техника, флаг РФ, Z — символ СВО и белый голубь — символ мира.

Дети совершают добрые дела, проявляют неравнодушие и помогают реальными действиями. Они учатся тому, что даже небольшой вклад может принести пользу, особенно в таком деле. Не всегда нужно сворачивать горы, но можно сказать слова поддержки, связать теплые носки, придумать и смастерить открытку — все это подарит надежду. Вот они наши герои — еще маленькие, но с большими сердцами! Они готовы искренне и от чистого сердца совершать добрые и благородные поступки. А мы поддерживаем в таких делах наших ребят: ведь то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. [2, с.58–60.].

А наши военнослужащие — доблестные последователи наших дедов и прадедов, которые своим примером показывают, что такое патриотизм и, что значит для каждого из нас Родина! Они те, на кого стоит равняться!

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/ Н. П. Гришаева — Москва: Вентана — Граф, 2016.
  2. Кондыринская Л. А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.
Задать вопрос