Совместная работа психолога с родителями и ребенком дошкольного возраста по гармонизации внутрисемейных отношений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 854 раза

Библиографическое описание:

Савенкова, Е. П. Совместная работа психолога с родителями и ребенком дошкольного возраста по гармонизации внутрисемейных отношений / Е. П. Савенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8016/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: ребенок, родитель, дети, семья, семейное воспитание.

Занятие направлено на работу с детско-родительской парой. Возраст детей (5–7 лет)

«Все идет из семьи» — эту фразу всем нам приходилось слышать. И ведь так оно и есть на самом деле. Ребенок начинает формировать свои первые поведенческие навыки ориентируясь на значимого взрослого. Через маму и папу малыш учится реагировать на события тем или иным способом. Усваивает что можно, а что нельзя.

У детей свой особый мир. Он наполнен активными играми, громкими звуками, мелкими шалостями. Не всегда родители могут принять и понять эмоциональные «вспышки» своего ребенка. Иногда проще прикрикнуть на ребенка и пресечь тем самым нежелательное поведение. А вот варианты конструктивного решения конфликтной ситуации многим даже неизвестны. Дети, в свою очередь, либо начинают бояться своих же родителей, либо, наоборот, видят их слабые стороны и начинают манипулировать этим.

Предложенный вариант занятия для родителей и детей, направлен на гармонизацию внутрисемейных отношений, поможет лучше понять себя и близкого человека.

Цель: улучшить взаимопонимание в системе детско-родительских отношений, стабилизировать внутри семьи психоэмоциональный фон, сделать упор на положительные качества каждого из членов семьи.

Задачи:

– создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

– показать участникам навыки самовыражения чувств и эмоций;

– формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

– повысить самооценку детей и родительскую компетентность;

– снятие психоэмоционального напряжения;

– формировать навыки эмоциональной саморегуляции.

Ожидаемые результаты: развитие эмпатии, сплочение членов семьи, развитие рефлексивных способностей.

Раздаточный материал, оборудование: мяч, ленточка, лист бумаги А4, карандаши, сенсорная дорожка (массажные коврики), карточки и фигурки «танграм», свеча.

Продолжительность занятия: 40 минут

Участники: ребенок и один из родителей

Методы работы, используемые на занятии: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

Игровое содержание этой программы построено с использованием игр и упражнений разных авторов, а также собственных модификаций.

1 Этап. Приветствие

Предлагаем на этом этапе познакомиться друг с другом, снизить тревожность членов группы, настроить на продуктивную работу, создать благоприятную атмосферу.

Игра-разминка «Я люблю…». Родитель и ребенок встают напротив друг друга. По очереди бросая мяч и называя что они любят. Например: «Я люблю гулять», «Я люблю кататься на велосипеде» и т. д. Если человек напротив вас тоже это любит, то ловит мяч. Потом меняются — один кидает, второй ловит/ не ловит. После завершения этого упражнения педагог отмечает, сколько общих интересов есть у родителя и ребенка, как они похожи.

2 Этап. Совместная работа за столом.

Игра «Рисуем вместе». Ребенок и родитель садятся рядом друг с другом. Их руки (у одного — левая, у второго — правая) — связываются лентой, образуя единое целое. Каждому дается один большой лист бумаги и один карандаш. Задача — одновременно нарисовать картину. Разговаривать при этом нельзя. После завершения упражнения совместное обсуждение результата. Тяжело или легко было рисовать таким способом? Мешал или помогал вам партнер?

3 Этап. Подвижная игра

Игра «От сердца к сердцу». Родитель и ребенок встают напротив друг друга, по краям сенсорной дорожки. Двигаются навстречу по очереди. Нужно дойти до середины дороги, встретиться лицом к лицу. Каждый шаг сопровождается искренними ответами. То, что нас волнует, что иногда мы не можем сказать друг другу.

Педагог заранее делает заготовки предложений, а родитель и ребенок лишь заканчивают фразу:

– я расстраиваюсь, когда ты…

– мне не хватает от тебя….

– я переживаю, когда ты…

– иногда мне грустно, потому что ты…

– я был(а) бы рад(а), если бы ты…

– хочу сказать спасибо тебе за…

Когда ребенок и родитель встречаются на середине пути, то их сердца «соединяются» — нужно крепко обнять друг друга. После упражнения делимся своими чувствами. Удалось ли что-то новое узнать друг о друге? Полезно ли вот так открыто говорить друг другу о своих чувствах?

4 Этап. Совместная игра за столом.

Игра «Слушаю внимательно»

Для этого упражнения берем «Танграм». У одного из участников находится картинка с изображением, у другого — сами фигурки. Тот, у кого в руках находится рисунок, старается объяснить своему партнеру, какую деталь взять и куда положить, чтобы получилось заданное изображение. Затем меняются ролями.

5 Этап. Подвижная игра.

Игра «Доверие»

Ребенок становится спиной к родителю, отойдя на некоторое расстояние. Родитель вытягивает руки вперед. Ребенок, не сгибая ноги в коленях падает на руки родителю. Обсуждение — какие чувства испытывал каждый участник? Поговорить о важности доверия, поддержки, безусловной любви.

6 Этап. Заключительный.

Педагог вместе с участниками анализирует занятие. Что удалось сделать (например: лучше понять друг друга, научиться доверять, уметь слушать и говорить о своих чувствах открыто). После рефлексии, родитель и ребенок одновременно задувают свечу, что символизирует об окончании занятия.

Литература:

  1. Москалюк О. В., Погонцева Л. В., Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями — Волгоград: АСТ, 2016.
  2. Тимофеева М. В., Система сопровождения родителей. Модель организации клуба «Молодая семья» — Волгоград: Учитель
  3. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет — Волгоград: Учитель, 2011

Похожие статьи

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Похожие статьи

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Задать вопрос