Ключевые слова: детский сад, взаимодействие семьи и ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, дошкольные учреждения.
В современных условиях перед родителями встает большое количество вызовов, успешно справиться с которыми без профессиональной помощи специалистов становится все сложнее. Более того, в период пандемии коронавируса многие проблемы усугубляются еще больше, нарушаются привычные условия жизни. Дети больше времени проводят дома либо как заболевшие, либо как контактные лица. От родителей требуются дополнительные усилия, чтобы нивелировать постоянные перерывы в образовательном и воспитательном процессе, компенсировать вынужденные длительные пропуски в детском саду. Все это обусловливает необходимость повышения собственной ресурсности и компетентности, а также влияет на необходимость изменений во взаимодействии с дошкольным учреждением. И важным условием успешности такого взаимодействия становится осознанное родительство.
Если до восемнадцатого века детей не замечали, родительства как социального института не существовало, то с восемнадцатого века роль детей в социуме изменилась, и семьи трансформировались в детоцентричные [1]. Переход от преимущественно общественных форм воспитания к семейным дополнительно увеличивает ответственность родителей перед детьми. Если в советский период было достаточно стихийных сведений по воспитанию детей, то в современных условиях требуется постоянно обновление знаний в течение всей жизни.
Обратимся к самому понятию «родительство». На основе анализа научной литературы по данной теме можно сделать выводы о том, что это понятие сложное, многогранное. В разных науках оно рассматривается с различных точек зрения. Мы придерживаемся концепции родительства как психологического феномена, разработанной Р. В. Овчаровой, которая выделяет два уровня родительства: на уровне отдельно взятого родителя — как сложное комплексное субъективно-личностное образование; на уровне двух родителей вместе — как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, включающим мать и отца. Эти два уровня — уровни формирования родительства, граница, которая разделяет их, — рождение ребенка [2]. Г. Г. Филиппова также подчеркивает, что родительство — не только «часть личностной сферы женщины и мужчины, но и системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации, а также систему детско-родительских взаимодействий и семейной педагогики» [3, с. 28].
Можно выделить три компонента родительства: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный включает в себя знание основ семейного воспитания, родительских функций, представления об идеальном родителе, о себе и супруге как о родителях, представление о собственном ребенке, осознание родственной связи с детьми. Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к себе и супругу как к родителям, отношение к ребенку. Поведенческий компонент — это деятельность по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка; взаимоотношения с супругом как родителем, стиль семейного воспитания. При взаимодействии детского сада и семьи важно учитывать все три компонента.
Идеальным вариантом реализации себя как родителя является осознанное родительство. В качестве его основных характеристик можно выделить: высокую степень осознания родителями семейных ценностей, установок, чувств; ответственное отношение; понимания себя, своих мотивов поведения; осознание своего родительского единства.
Цель осознанного родительства — создание полноценных условий для развития и личностного роста ребенка, реализации заложенных талантов и способностей. Это предполагает активную позицию семьи во взаимоотношениях, в том числе, с дошкольным учреждением. К сожалению, на практике не все отцы и матери готовы к сотрудничеству, к активной позиции. Часть родителей уверены, что педагогически подкованы за счет чтения популярной литературы. И если к советам логопеда или психолога они готовы прислушаться, то опыт воспитателя не всегда принимается во внимание. Другая часть родителей более открыта к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, но делают это периодически, а не на постоянной основе.
Анкетирование, проведенное среди родителей воспитанников детского сада № 167 г. Иркутска в 2017 году, выявило, что на вопрос об активности родительской позиции по отношению к детскому саду ответили только 48,4 % респондентов. Из них 29 % родителей интересуются только тем, что напрямую связано с их ребенком, 12,7 % готовы принимать участие в деятельности органов общественного управления детского сада; только 4,3 % интересуются происходящим в дошкольном учреждении на постоянной основе и по возможности стараются участвовать в проводимых мероприятиях. На рис. 1 представлены уровни участия семей в жизни детского сада.
Рис. 1. Участие семей в жизни детского сада (%)
Полученные данные свидетельствуют о низкой активности родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения. В то же время самим дошкольным учреждением ведется регулярная работа по вовлечению семей в единое образовательное пространство, по установлению партнерских отношений с родителями, по повышению их осознанности, а также по наращиванию компетенций по воспитанию детей. В детском саду используются, как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. В перечень традиционных входят привычные всем родительские собрания, дни открытых дверей, консультации специалистов. К новым формам относятся:
— круглые столы;
— собеседование, тестирование, анкетирование;
— интервью с родителями и детьми на заданные темы;
— тематические выставки;
— семейные спортивные мероприятия;
— «почтовый ящик»;
— выставки;
— мастер-классы;
— онлайн-детский сад;
— походы-экскурсии в лес;
— праздники, конкурсы, мероприятия.
Детский сад является филиалом для реализации регионального проекта «Родительский университет Иркутской области». Для родителей проводятся занятия, в том числе по вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению и готовности к школе.
Семья и детский сад — это два абсолютно разных института, но их объединяет одна общая цель — вырастить счастливого здорового ребенка, помочь ему реализовать свои способности. И успешность взаимодействия зависит от обеих сторон. Осознанное родительство является идеальным вариантом реализации себя как отца или матери и рассматривается, как активное желание родителей создавать благоприятные условия для полноценного развития ребенка.
Таким образом, осознанное родительство является важным условием взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Литература:
- Мазур, Д. Н. Осознанное родительство в молодой семье / Д. Н. Мазур. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. — С. 48–51.
- Федорова, Ю. А. Осознанное родительство как психолого-педагогический феномен / Ю. А. Федорова, О. Н. Хахлова — Текст: непосредственный // Педагогический журнал Башкортостана, 2017. — № 6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannoe-roditelstvo-kak-psihologo-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 08.02.2022).
- Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. — Москва: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 240 с.